Воспитательское занятие Пожарная безопасность

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Начало формы
Классный час "Пожарным можешь ты не быть, но правила противопожарной безопасности ты знать обязан"
Цель классного часа: показать роль огня в жизни человека; выявить причины, приводящие к возникновению пожара; составить памятку о поведении при пожаре.
Задачи классного часа:
знать правила противопожарной безопасности;
развивать познавательные интересы учащихся, творческие способности; коммуникативные и речевые качества; воспитывать волевые качества, доброе отношение к окружающим и друг к
другу, чувство патриотизма, профессиональное ориентирование.
Оборудование: презентация, выставка литературы по данной теме, рисунки учащихся, пословицы для работы в группах, памятка “Правила поведения при пожаре”.
Ход классного часа
1. Введение в тему.
Учитель. Прежде чем я сообщу тему занятия, отгадайте загадки: <Рисунок № 1>
1) Накормишь – живет, напоишь – умрет. (Огонь.)
2) Я мохнатый, я кудлатый, Я зимой над каждой хатой, Над пожаром и заводом, Над костром и пароходом. Но нигде-нигде меня Не бывает без огня. (Дым.)
3) Добывается в Сибири, Бежит в трубе по дну морей, Появляется в квартире Под кастрюлею твоей. (Газ.)
4) Это тесный-тесный дом: Сто сестричек жмутся в нем. И любая из сестер Может вспыхнуть, как костер. (Спички.)
5) Синенькая искорка бежит по проводам. Помогает шить, стирать, пылесосу – пыль глотать. Работать за нас берется, А в руки не дается. (Электричество.)
Ребята, как вы, наверное, догадались, темой нашего занятия будет противопожарная безопасность. <Рисунок № 2> , <Рисунок № 3>
2. Беседа. Как огонь попал к людям. <Рисунок № 6>
Учитель.
Сначала мы поговорим о значении огня и вспомним, как огонь попал к людям. (Дети говорят о том, что древние люди огонь добывали трением, высекали искры из камня.)
А знаете ли вы, кто такой Прометей?
Ученик 1.
Это легендарный древнегреческий герой, подаривший огонь людям.
В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага – люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием.
Ученик 2.
Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей, и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю.
Ученик 3.
С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.
Учитель.
Огонь стал надежным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Назовите сферы применения огня.
(Приготовление пищи, двигатели внутреннего сгорания (машины), плавка металлов, изготовление стекла и кирпича, обжиг керамических изделий, отопление жилища, теплоэлектростанции и др.) <Рисунок № 7>
Учитель.
Можно еще долго перечислять, как помогает всем нам огонь и в быту, и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнем, шалости с огнем, могут привести к беде. Послушайте стихотворение. <Рисунок № 8>
Спички – лучшая игрушка Для скучающих детей. Папин галстук, мамин паспорт – Вот и маленький костер. Если тапочки подкинуть, Или веник подложить, Можно целый стул зажарить, В тумбочке сварить уху. Если взрослые куда-то Спички спрятали от вас, Объясните им, что спички Для пожара вам нужны. Г. Остер
Учитель.
Конечно же, это шуточное стихотворение, но можно ли шутить с огнем? К чему могут привести игры с огнем? (К пожару.) <Рисунок № 9>
Ученик.
Пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Дома, в которых мы живем, обеспечены газом, электроприборами. Почти каждая семья пользуется разнообразными предметами бытовой химии. В жилых домах пожары возникают значительно чаще, чем в общественных или производственных зданиях. Причины пожаров во всех случаях одни и те же. <Рисунок № 10>, <Рисунок № 11>, <Рисунок № 12>
Ученик.
Причины пожаров
– Неосторожное обращение с огнем (90 %).
– Небрежное использование бытовых нагревательных приборов.
– Нарушение правил противопожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.
– Неумение правильно эксплуатировать газовые приборы.
– Возгорание телевизоров, радиоаппаратуры.
– Неправильное устройство и неисправности печей и дымоходов.
– Шалости детей с огнем.
Статистика показывает, что обычно от 15 до 20 % общего количества пожаров происходит от шалости детей с огнем или нагревательными приборами. Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров. Каждый третий погибший в огне человек – ребенок.
3. Чтение и обсуждение стихотворения. <Рисунок № 13>
НЕ ШАЛИ С ОГНЕМ! Огонек всегда такой И хороший и плохой: Он и светит, он и греет, И проказничать умеет. Трое маленьких зайчат С огоньком сидят, шалят. Им, зайчатам, невдомек, Что опасен огонек. Возле газовой плиты Расшалился – жди беды. Лучше даже и не стой Перед газовой плитой. Каждый знает, что утюг Добрый, но серьезный друг. Тот, кто с утюгом знаком, Не играет с утюгом. Кто науку изучает, Так приборы не включает: Перегретая розетка Загорается нередко Чайник все кипел, кипел, И весь выкипеть успел. И от злости поволок Черный дым на потолок. – У окна, – сказала мать, – Калорифер не включать! – Поздно, – зайка говорит, – Занавеска-то горит! Если загремит гроза, В страхе закрывать глаза Неразумно и смешно. Надо закрывать окно. Взгляд лесничего суров: – Здесь не место для костров! Погасить велел костер И закончил разговор. Чтобы выросла пшеница, Нужно много потрудиться. И огня не разжигай Там, где зреет урожай. Сено вспыхнет непременно От соседа-огонька... А не дашь Буренке сена, Не получишь молока. Побежал, как ручеек, В старой травке огонек. Разве скажет кто-нибудь Где он свой закончит путь?
Д. Лапина, П. Юрцинъш
Проводится беседа по этим иллюстрациям, дети высказывают свое мнение о том, к чему приводят шалости с огнем.
Какие рекомендации вы еще подготовили?
Не суши над газом штаны после стирки, А то от штанов останутся дырки. Не отключив электроприбор, Можно остаться без новеньких штор. Шторы сперва задымят, а потом Вместе со шторами вспыхнет весь дом.
Запомнить и взрослым необходимо:
Чаще в пожарах гибнут от дыма! (Вместе).
4. Сообщение о краткой истории пожарного дела и о последствиях пожаров. <Рисунок № 14>
Учитель.
– В “Судебнике” Ивана III, введенном в 1498 году, сказано о курцах (тех, кто курит): “Зажигальщику живота (жизни) не дать, казнить его смертной казнью”. Вот такое суровое наказание ждало виновников пожара. Как вы думаете, почему?
(Все постройки раньше были деревянными, и огонь мог легко распространиться. Тушить огонь было очень сложно, не было никакой пожарной техники. Пожар нес огромные бедствия, уничтожая жилища людей, скот, различные постройки, продукты, и, наконец, в огне гибли люди. Поэтому наказание было столь жестоким. Беду легче предотвратить, чем исправлять последствия, – это понимали и древние люди.)
– С 1689 года Петр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей.
– В 1803 году Александр I подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны.
– Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в ее состав входили 25 человек.
– 17 апреля 1918 года бы подписан Декрет “О государственных мерах борьбы с огнем”. Этот день и стал днем образования пожарной охраны.
 – При взрыве атомного реактора на Чернобыльской АЭС в 1986 году возник пожар, в атмосферу поднялось радиоактивное облако. Хотя взорванный реактор представлял собой источник смертельной опасности – радиоактивного заражения, пламя необходимо было погасить. Первыми к реакторам через несколько секунд по тревоге прибыли пожарные из охраны атомной электростанции. Именно они первыми приняли на себя удар стихии, отвели беду от сотен тысяч людей, проявив при этом мужество и героизм. Они бросились спасать людей и станцию, не думая о своей жизни.
Давайте мы помолчим в память об этих смелых и мужественных людях. (Минута молчания.)
Таким образом, техногенные аварии также представляют собой серьезную опасность для человечества и окружающей среды. И общество должно позаботиться о том, чтобы чернобыльская трагедия никогда не повторилась.
И сегодня пожарные на ученьях отрабатывают меры борьбы с огнем. <Рисунок № 15>, <Рисунок № 16>
Ученик.
– Любые игры с огнем могут привести к травме – ожогу. Врачи делят ожоги на четыре степени. Первая – когда кожа краснеет. Вторая – когда на обожженном месте появляются пузыри. Третья и четвертая самые тяжелые, которые могут привести к летальному исходу. Но чаще всего люди гибнут от удушья дымом, образовавшимся при горении.
5. Работа в группах. <Рисунок № 17>
Как вы понимаете пословицы?
Вода и огонь – хорошие слуги, но страшные господа.
От маленькой искры большой пожар бывает.
Не бывает дыма без огня.
Огонь маслом заливать – лишь огня добавлять. Огонь воды боится.
Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
Учитель. “У меня зазвонил телефон...”
Каждому из вас знакомы эти строчки Корнея Чуковского.
– О чем эти детские стихи? (Об играх с телефоном).
– А есть ли среди вас такие, кто позвонил в шутку по номеру “01”?
– Допустимы ли такие действия?
– Почему? <Рисунок № 18>
Знает каждый гражданин Этот номер 01. Если к вам придет беда – Позвони скорей туда. А если нету телефона. Позови людей с балкона.
(Ложный вызов пожарной команды недопустим, так как в данный момент помощь пожарных может кому-то понадобиться по-настоящему.
За ложный вызов пожарных шутникам грозит большой штраф.)
6. Коллективное составление памятки. <Рисунок № 19>
 “Правила поведения при пожаре”
– Вызвать пожарных по телефону “01”.
– Если загорелся электроприбор, постараться отключить его, вынув шнур из розетки сухими руками.
– Небольшой очаг возгорания попытаться потушить, накрыв его одеялом и таким образом перекрыв доступ кислорода.
– Если есть возможность, покинуть помещение через дверь или по пожарной лестнице.
– Дышать следует через мокрую тряпку или полотенце, передвигаться, пригнувшись вниз к полу, так как едкий дым поднимается вверх.
– Если нет возможности покинуть помещение, не открывать окна и форточки, так как приток воздуха усиливает горение.
– Заткнуть щели под дверью мокрой тряпкой, чтобы препятствовать доступу едкого дыма.
– Дышать через мокрую тряпку или полотенце и лечь на пол, ждать пожарных.
Первая помощь при ожогах.
– Наложить чистую марлевую повязку.
– Срочно госпитализироваться в больницу или позвонить “03” и ждать “Скорую помощь”.
7. Вопросы для викторины.
Учитель. Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы усвоили сегодняшний урок. <Рисунок № 20>
1) Какие вещи разрешается развешивать на электропроводах? 2) Какие гвозди можно забивать между проводами? 3) Какой тканью можно окутывать электрическую лампочку? 4) Какими обоями разрешается оклеивать провода? 5) В какой руке водитель автомобиля должен держать сигарету, проезжая по деревянному мосту? 6) С какой стороны нужно разжигать костер в ветреную погоду?
(На все вопросы ответ отрицательный. Этого вообще делать нельзя.)
8. Подведение итогов. <Рисунок № 21>

Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 415