Конструкт урока ОРКиСЭ на тему Золотое правило нравственности


Конструкт урока ОРКиСЭпо производственной практике «Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки 36 группы специальности 050715 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Красиковой Елизаветы Александровны
Дата: 8.04. 2015
ОУ № 40
Класс 4 «в».
ФИО учителя класса: Потапова Наталья Ивановна
ФИО методиста: Казанцева Людмила Валерьевна. Отметка:_____ Подпись:_________
Программа: «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Тема: «Золотое правило нравственности».
Цель: познакомить с формулировкой золотого правила нравственности; научить ребёнка видеть в себе движение к добру и злу и различать их;
зародить желание делать выбор в пользу добра; следовать за добрыми влечениями сердца и совести.
Планируемый результат:
Личностный: демонстрируют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; проявляет доброжелательность и эмоционально–нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; проявляет эстетические чувства как регулятор морального поведения.
Метапредметный: проявляют способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а так же находить средства ее осуществления; готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную; излагает свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметный: знают и могут сформулировать Золотое правило нравственности, имеют представление о действии правила в реальной жизни, осознают ценность нравственности и духовности в человеческой жизни.
Задачи:
Воспитательная задача – развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; воспитывать доброжелательности и эмоционально – нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; развивать эстетические чувства как регуляторов морального поведения.
Развивающие задачи:
Личностные УУД: умение понимать душевное состояние персонажей текста и умение сопереживать; эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на содержание курса; умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока. Коммуникативные УУД: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение вступать в диалог со сверстниками и взрослыми; коммуникативно оправданное высказывание и обоснование своей точки зрения в соответствии с моральными нормами и правилами этикета; умение слушать и слышать других, способность к принятию иной точки зрения, готовность к коррекции собственной точки зрения. Регулятивные УУД: определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; - умение высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия; корректирование своей деятельности; способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а так же находить средства ее осуществления. Познавательные УУД: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; - постановка и решение проблем (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).
Образовательная задача – формировать осознание ценность нравственности и духовности в человеческой жизни, знать и уметь сформулировать Золотое правило нравственности, иметь представление о действии правила в реальной жизни, осознавать ценность нравственности и духовности в человеческой жизни
Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала)
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Принципы обучения и воспитания:
Принцип деятельности
Принцип целостности
Принцип психологической комфортности
Принцип вариативности
Принцип творчества
Принцип минимакса
Методы обучения и воспитания:
По источнику получения знаний (Перовский С.И., Голант Е.Я.) – словесный: беседа; наглядный: демонстрация, практический: упражнение.
По уровню включения в продуктивную деятельность (Скаткин М.Н., Лернер И.Я.) – частично-поисковый, проблемный
Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля.
План урока:
1.Мотивация к учебной деятельности. (1-2 минуты)
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. (8-10 минут)
3. Решение проблемы. (8-10 минут)
4.Первичное закрепление. (4-5 минут)
5. Организация самостоятельной работы. (4-5 минут)
6. Информация о домашнем задании (2-3 минуты)
7. Рефлексия учебной деятельности. (2-3 минуты)
Список литературы:
1.А. Я. Данилюк. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
2. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).
3.А.Я. Данилюк. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Эскиз доски
8 апреля
Классная работа. Этапы урока, задачи работы Методы и приемы обучения и воспитания Деятельность учителя, обучающихсяПланируемый результат с учетом формируемых УУД
1.Мотивация к учебной деятельности
Задача: Смотивировать детей на предстоящую деятельность. По источнику получения знаний: словесный: беседа Здравствуйте, ребята! Уберите, пожалуйста, все лишнее с парт. Теперь подравняйтесь, садитесь. Меня зовут Елизавета Александровна, сегодня я проведу у вас урок ОРКиСЭ. Давайте улыбнемся друг другу. Изменилось ли ваше настроение? Почему? Личностные УУД: формируем доброжелательность и отзывчивость;
Коммуникативные УУД:
формируем умение слушать и понимать других;
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
Задача: проверить домашнее задание; повторить изученный материал, выявить проблему, сформулировать тему, цель урока По источнику получения знаний: демонстрация, практический: упражнение
По уровню включения в продуктивную деятельность – частично-поисковый, проблемный
Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием
Ребята, чтобы начать наш урок, давайте проверим домашнее задание. Кто напомнит, что вам было задано на прошлом уроке? Кто готов ответить? ( спросить 2-3 человека)
А теперь давайте вспомним русскую народную сказку «Лиса и Журавль».
(Сказка представлена на слайде проектора или в приложении)
Прочитаем ее! Кто готов?Беседа.
-Какую цель преследовала лиса, приглашая журавля в гости?
(Ответы детей) Намерение попасть в гости, наесться на неделю.
-Её действия для достижения своей цели?
(Она пригласила журавля в гости, угостила.)
- С какой целью журавль пригласил лису в гости? (Проучить её, наказать её и т.д.)
- Его действия для достижения цели?
(Налил окрошку в кувшин с узким горлышком?)
- Результат поступка?
(Лиса ушла, несолоно хлебавши, дружба врозь.)
- Почему журавль так поступил с лисой?
( Потому что она с ним так поступила.)
-Вспомните пословицу, выражающую основную мысль сказки.
( Как аукнулось, так и откликнулось.)
Вывод:
- К какому же выводу мы пришли?
( Не поступай с другими плохо, чтоб с тобой не поступили так же.)
Ребята, вы не заметили, как сформулировали самое главное правило нравственности. Давайте повторим его ещё раз (Не поступай с другими плохо, чтоб с тобой не поступили так же.) Личностные УУД:
умение эмоционально откликаться на содержание курса
Регулятивные УУД: формируем умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общее цели и пути их
достижений;
Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других;
3. Решение проблемы.
Задача: Решить проблему, повторить правила работы в группе. По уровню включения в продуктивную деятельность-частично-поисковый, проблемный, по источнику получения знаний: практические: упражнения
Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием
А знаете, как ещё называют это главное правило?
«Золотое правило нравственности»
А почему его так называют?
Что мы характеризуем, используя слово «золотой»?
(Золотой характер, золотой человек) (ответ детей)
Что мы имеем в виду, когда так говорим?
Как вы понимаете слово «Правило»? (правильный, верный)
Выделите корень в этом слове. Найдите однокоренные слова. Слово правильный появилось от слова правый, то есть  выполняющий, человек выполняющий правила. И соответственно человек, знающий правила всегда прав, и правда на его стороне.
-Какое определение дадите понятию «НРАВСТВЕННОСТЬ»?
( Совокупность норм, определяющих поведение человека)
Итак, вы поняли, что темой нашего урока будет Золотое правило нравственности.
- Предположите (выскажите свою точку зрения), о чем пойдет речь на уроке?
(Учащиеся высказывают свою точку зрения.)
-А как вы думаете, чему мы должны научиться на сегодняшнем уроке? Какие задачи поставим перед собой?
Как и когда появилось Золотое правило нравственности?
Как действует, применяется ЗПН?
Выяснить, сегодня это правило важно, актуально для нашего времени?
-Ребята, ДАВАЙТЕ НАЗНАЧИМ ОТВЕТСТВЕННОГО, КТО БУДЕТ СЛЕДИТЬ ЗА ПРОДУКТИВНОСТЬЮ НАШЕЙ РАБОТЫ. Если Мы выполним задачу, он об этом скажет, если собьемся с пути, предупредит или вернет на путь поиска.
Сегодня мы познакомимся с «Золотым правилом нравственности» как основополагающей моральной истиной.
-Ребята, давайте откроем учебник на 42-ой странице и обратимся к тексту. Прочитаем первый абзац (читает 1 ученик)
-Какая главная мысль этого абзаца? ( о происхождении ЗПН)
-Мы узнали, как и когда появилось ЗПН? Ответили на вопрос первого пункта наших задач?-Какой следующий пункт?(назовите) Регулятивные УУД:
Формируем умение
контролировать и оценивать учебные действия всоответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общее цели и пути их
достижений,
Коммуникативные УУД: формируем умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; умение слушать и понимать других;4.Первичное закрепление.
Задача: закрепить усвоенный материал (сделать вывод по изученному материалу) По источнику получения новых знаний:
И чтобы узнать, как действует и применяется ЗПН, я предлагаю вам выполнить задание в группах. Каждому ряду будет дано задание, вы будете работать с соседом по парте. Сейчас я раздам карточки, вы внимательно прочитает задание, и есть будут вопросы, спросите, что вам не понятно. На выполнение этого задания вам дается 5-8 минут.
1группа (1 ряд)
Задание: Прочитайте притчу. Каким правилом в жизни руководствуется главный персонаж притчи? Соответствует ли оно «Золотому правилу нравственности»?
Обиды и радости
Как то два друга много дней шли по пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину».
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, и друг спас его. Когда он пришел в себя, он высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Первый спросил его: «Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?» И друг ответил: «Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-то делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радость на камне.
2 группа (2 ряд)
Задание: прочтите стихотворение. Инсценируйте действие. Каким правилом в жизни руководствуется главный персонаж стихотворения? Соответствует ли оно «Золотому правилу нравственности»?
Расскажу вам про терпение.
В классе есть у нас Кириллка,
Он житья мне не дает:
То придумает дразнилку,
То щипнет, а то толкнет.
Вот какое отношение!
Я б могла тебя, мучитель,
Очень больно отлупить.
Все терпение собрала и терплю.
Может скоро я Кириллку полюблю…..
3 группа (3 ряд)
Задание: Прочитайте притчу. Каким правилом в жизни руководствуется главный персонаж притчи? Соответствует ли оно «Золотому правилу нравственности»?
Можете забрать их себе
Как-то раз несколько человек принялись злобно оскорблять Будду. Он слушал молча, очень спокойно. И потому им стало не по себе. Один из этих людей обратился к Будде:— Неужели тебя не задевают наши слова?!— Ваше дело решать, оскорблять меня или нет, — ответил Будда. — А мое — принимать ваши оскорбления или нет. Я отказываюсь принимать их. Можете забрать их себе.
- Правило не дает ответа на вопрос: «Что в конкретном случае является добром, а что злом?» Человек должен решить сам на основе собственных убеждений и принятых в обществе правил нравственности. Надо подумать, каково было бы мне, если бы поступили со мной. Затем ответить на вопрос: «Хотел бы я, чтобы со мной так поступили?» Если ответ «нет», то поступок совершать нельзя.
Давайте найдем правила нравственности и проверим, совпадают ли с теми, которые назвали мы?( работа с учебником)

Ребята, а теперь я предлагаю сыграть вам в игру.
Игра «ДА-НЕТКА»
Я буду читать высказывания, а вы сигнализировать свое согласие - зеленым жетоном, а несогласие - красным жетоном. Всем понятны правила? Итак, слушаем первое высказывание.Покажите сигналы.
-В счастье зазнавайся.
-Когда тебя обижают другие - обижай и ты их сам и словом, и делом.
-Избегай споров в пустых вещах.
-Помогай ближнему советом, примером, достатком.
-Ты желаешь себе здоровья и счастья. Не радуйся здоровью и счастью других.
-На грубость отвечай грубостью, на жестокость – жестокостью.
-Ложась спать, вспомни, не обидел ли кого в течение дня капризами, упрямством.
-Засыпай с твердым намерением исправиться и сделаться добрым ребенком.
Итак, мы поиграли в игру, я узнала вами мнения. А теперь давайте обратимся к учебнику на странице 43. И прочитаем текст ( читает 1 ученик)
-Что мы узнали из этого абзаца? (ответы) Коммуникативные УУД:
коммуникативно оправданное высказывание и обоснование своей точки зрения в соответствии с моральными нормами и правилами этикета
 Физминутка «Лебеди»
Лебеди летят, Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)
Прогнулись над водой,
Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо-тихо на воду садятся (приседания)
Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро на седло вскочу,
Не поеду - полечу, (подскоки на месте)
Цок - цок - цок,
Цок - цок - цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой, (подскоки на месте)
5. Организация самостоятельной работы.
Задача: Проверить уровень усвоения пройденного материала Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: методы контроля и самоконтроля.
А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы теста , в нем 6 вопросов и 3 варианта ответа, ва нужно выбрать один. На выполнение 5 мин. Всем понятно?
Тест по теме «Золотое правило нравственности»
1. Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу нравственности?
а) Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
б) Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
в) Худа та мышь, которая одну лазейку знает.
г) Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.
2) Почему в жизни важно соблюдать Золотое правило нравственности?
а) Потому что это закон государства.
б) Потому что в школе за его соблюдение хорошие оценки.
в) В этом правиле заключается добро человеческих отношений.
г) Все варианты верны.
3) Что необходимо для того, чтобы Золотое правило нравственности действовало в твоей жизни?
а) Задуматься о своих поступках.
б) Любить самого себя.
в) Любить людей как самого себя.
г) Все варианты верны.
4) Вставь пропущенное слово в известную пословицу.
Как аукнется, так и …. Что …, то и пожнешь.
5) Отметь словосочетания связанные с золотым правилом нравственности.
а) Играть на пианино. г) Делиться с другом.
б) Поддерживать товарища. д) Ходить на рыбалку.
в) Бегать по дороге. е) Отзываться на чувства окружающих. Личностные УУД:
эмоционально-личностная оценка – умение эмоционально откликаться на содержание курса
6. Информация о домашнем задании
Задача: Объяснить выполнение домашнего задания По источнику получения новых знаний: словесный: беседа Вспомните рассказ или сказку, подумайте и напишите небольшое рассуждение как и кем в нем соблюдается или не соблюдается ЗПН. Личностные УУД:
7. Рефлексия учебной деятельности.
Задача: Подвести итог урока, провести рефлексию деятельности По источнику получения новых знаний: словесный: беседа Ребята, наш урок подходит к концу, и давайте вспомним, какую учебную проблему мы с вами определили вначале урока?
Справились ли мы с этими задачами?
Ребята, а теперь давайте подумаем, как бы жили люди, если бы золотого правила нравственности не было?
Поэтому что важное вы сегодня узнали и запомнили? Личностные УУД:
умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния в процессе восприятия материала урока
Регулятивные УУД: формируем контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации