Сценарий классного часа для обучающихся 7-9 классов «ПАМЯТЬ СИЛЬНЕЕ ВРЕМЕНИ»


МКОУ «Коровяковская СОШ» Алексеевский филиал.
Подготовили и провели:
Курочкина Евгения Александровна,
учитель русского языка и литературы,
Беглова Наталья Михайловна,
учитель математики,
Герасименко Людмила Владимировна,
учитель ОПК, иностранного языка, технологии.

Сценарий классного часа для обучающихся 7-9 классов
«ПАМЯТЬ СИЛЬНЕЕ ВРЕМЕНИ»
Цель: формирование основ этнического самосознания обучающихся, расширение интереса к историческому прошлому страны, воспитание патриота своей родины, знающего и любящего свой край, село, его традиции и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи:
Образовательные:
формирование знаний о героических страницах истории Российского государства, о самоотверженной борьбе народа России за сохранение государственной независимости страны, о подвигах патриотов-соотечественников.
Развивающие:
Развитие у школьников наблюдательности, самостоятельности, инициативы, умений проявлять свои теоретические, практические навыки, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, развитие ценностно-смысловой сферы личности.
Воспитательные:
Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своей малой родине, формирование духовной сущности патриотизма, чувства принадлежности к национальной культуре, развитие национального самосознания, личностно-ценностного отношения к своему краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, к России, формирование гражданственности, общероссийской идентичности, социальной ответственности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, портреты Героев Великой Отечественной войны Глушковского района, свечи, музыкальное сопровождение.
Ход образовательной деятельности:
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости нашего классного часа!
Очень часто мы говорим о выдающихся событиях в истории нашей страны. И одно из таких событий - Великая Отечественная война.
9 мая 1945 года наша Родина салютовала в ознаменование Победы тридцатью артиллерийскими залпами из тысячи орудий. 24 июня на Красной площади в Москве состоялся парад Победы. Десять фронтов прислали на парад своих лучших воинов. Командовал парадом маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский, принимал парад Г.К. Жуков. В заключение парада 200 советских воинов под барабанный бой бросили к подножию мавзолея 200 знамён вражеского поверженного вермахта.
(на фоне песни «День победы»)
И, конечно, не можем обойти вниманием самую знаменательную дату наступившего 2015 года.
- Ребята, а знаете ли вы, какое великое событие мы будем праздновать весной этого года?
- А что вы знаете о войне?
- Ребята, как вы обычно празднуете этот день?
- Каждый год мы собираемся у памятника погибшим воинам-односельчанам, читаем стихи, поём песни, поздравляем всех с праздником Победы, дарим цветы ветеранам, благодарим за их подвиг, но ещё в этот день мы вспоминаем о погибших в Великой Отечественной войне. Они отдали свои жизни за свою Родину, свой народ. И мы должны об этом помнить. Бывают события, которые со временем стираются из народной памяти, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне, 70-летие которой мы будем праздновать 9 мая.
(слайд №1)
С рассветом, первого июня
К нам страшная пришла беда
И не могли представить люди,
Что это – долгая ВОЙНА.
Обрушил враг на мирных граждан
Свое губительное зло.
И мир себе не мог представить,
Как это будет тяжело.
Поднялся весь народ единый
В защиту Родины своей,
Никто не дрогнул в битве грозной,
Враг стойких не сломил людей.
Отцы и деды воевали,
И дети спать спокойно не могли,
А сколько горьких испытаний
На плечи женские легли?
Слайд №2. (Звучит голос Левитана, объявление войны)
Вступив на нашу землю, гитлеровцы совершали чудовищные зверства, проводили массовые расстрелы. В обращении фашистского командования к солдатам Восточного фронта в 1941 г. говорилось:
«У тебя нет сердца и нервов… Уничтожь в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик… Мы столько сделали, что, если мы не победим, нас уничтожат самих».
Над нашим народом нависла страшная угроза истребления и порабощения. Решался вопрос о жизни и смерти. Это было суровое испытание. В первые часы войны правительство обратилось к армии и народу с призывом встать на защиту Родины, подняться всем на Великую Отечественную войну против фашистских поработителей. Небывалый патриотический подъём охватил всех советских людей.
Учитель:
- Ребята, а знаете ли вы, что значит, быть патриотом своей страны? (Ответ обучающихся.)
- А как вы думаете, справедливой или несправедливой по характеру являлась для нас Великая Отечественная война? (Ответ обучающихся.)
Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Как вы понимаете слово – «подвиг»? (Обучающиеся рассуждают)
Подвиг – это поступок, когда в великом бескорыстном порыве души человек отдаёт себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью. Таких людей во время войны было очень много: Александр Матросов, Олег Кошевой, Зоя Космодемьянская, Николай Гастелло. Эти имена можно перечислять очень долго, но мы сегодня вспомним о наших земляках, которым присвоено звание Героя Советского Союза.
Дети рассказывают, (слайды)
Ученик:
Иван Иосифович Краснюков родился в 1918 г. в селе Попово-Лежачи Глушковского района в семье крестьянина. Окончил авиашколу. Сражался на фронтах Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 г.  За период Отечественной войны совершил 285 боевых вылетов. Налетал 1140 часов.  Участвовал в шести воздушных боях днем. В одном из них 11 июля 1941 г. был подбит истребителем противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 г. штурману эскадрильи гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии капитану Краснюкову Ивану Иосифовичу присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден многими орденами и медалями.  В 1947 г. окончил курсы усовершенствования командиров и штурманов, а в 1953 г. - Высшую офицерскую летно-тактическую школу командиров частей дальней авиации. С 1959 подполковник Краснюков - в запасе. Полковник запаса Краснюков умер 20 ноября 1975 г.
Ученик:
Евгений Александрович Азаров родился 20 Ноября 1914 года в селе Волфино, ныне Глушковского района Курской области, в семье крестьянина. Окончил военную авиационную школу в 1938 году. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. За мужество и отвагу награждён орденом Красной Звезды. 19 Августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Всего выполнил около 400 успешных боевых вылетов. Проведя более 100 воздушных схваток, уничтожил 13 самолётов противника лично и 7 - в группе с товарищами. С 1946 года Майор Е. А. Азаров - в запасе. Жил в городе Пушкино Московской области. Работал ювелиром. Умер 26 Января 1957 года. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Суворова 3-й степени, Красной Звезды; медалями.
Ученик:
Василий Степанович Припутнев родился 22 марта 1916 года в селе Попово-Лежачи Глушковского района Курской области в крестьянской семье. С ноября 1941 года Василий Степанович Припутнев на фронте. Он сражается с немецко-фашистскими захватчиками в Крыму, а затем на Сталинградском фронте. В составе 212-го истребительного противотанкового дивизиона Василий Степанович Припутнев больше года участвует в тяжелых оборонительных боях и в разгроме немецко-фашистских войск под Сталинградом.Он участвует в боях за освобождение Латвии и Польши.Был награжден Орденами Ленина, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды) и семью медалями. За мужество и отвагу, проявленные в боях за освобождение Чехословакии, 29 июня 1945 года командиру батареи истребительно-противотанкового артиллерийского полка гвардии капитану Припутневу Василию Степановичу было присвоено звание Героя Советского Союза.После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, Василий Степанович Припутнев был демобилизован, находился на руководящей работе в районах Курской и Рязанской областей.
Ученик:
Бочарников Аркадий Николаевич – наводчик орудия 533-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка 61-й армии 1-го Прибалтийского фронта, ефрейтор.
Родился 25 августа 1925 года в Белгородской области в семье крестьянина, в 1937 году с родителями переехал в Глушковский район. Когда началась Великая Отечественная война, Бочарников ещё не достиг призывного возраста. В военкомате ему было отказано. Больше года провёл он на оккупированной врагом территории. В феврале 1943 года советские войска освободили село. Бочарников добровольно пошёл в армию. 25октября 1944 года в танковом сражении на территории Литвы Аркадий Николаевич смог уничтожить два танка, но это стоило ему жизни. За проявленные отвагу и геройство ефрейтору Бочарникову Аркадию Николаевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Ученик:
Иван Степанович Любимов родился в 1909 г. в селе Глушково Глушковского района. С 1926 по 1929 г. работал на Глушковской суконной фабрике слесарем.
 В 1933 г. окончил школу летчиков и был направлен в истребительную авиацию Черноморского флота. Во время Великой Отечественной войны командовал гвардейским истребительным авиационным полком, а затем авиадивизией Военно-Воздушных сил Черноморского флота. Участвовал в освобождении Кавказа, Севастополя, Одессы, Румынии и Болгарии. На личном счету Любимова 20 сбитых самолетов противника. За боевые заслуги он имеет 16 правительственных наград. 22 января 1944 г. командиру гвардейской истребительной авиадивизии гвардии полковнику Любимову Ивану Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Ученик:
От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий, могучий народ!
Выходил он: свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!
Учитель:
В годы Великой Отечественной войны тысячи женщин ушли добровольцами на фронт. На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на её землю, на её дом, на её детей.
Звучит мелодия песни «В лесу прифронтовом»
Чтец: (на фоне музыки)
Горестная складка, горькие слова:
«В двадцать два – солдатка, в двадцать три – вдова…»
А уж как любила! А теперь одна…
Это было, было, - всё взяла война.
Всё взяла, и нету, пепел да свинец –
Шла война по свету, из конца в конец.
Шла война, кипела, землю жгла дотла!
Всё перетерпела, всё перемогла.
Что переносила – и не перечесть:
Вот какая сила в человеке есть.
А в краю неблизком – холмик да скамья,
Там под обелиском, спит любовь моя.
Белая оградка. Блёклая трава.
В двадцать два – солдатка,
В двадцать три – вдова.
Учитель:
В годы Великой Отечественной войны рядом со взрослыми сражались и дети. На войне детей не бывает. Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством. Дети военной поры могут рассказать, как умирали от голода и страха. Как в десять-двенадцать лет, только встав на ящик, дотягивались до станков и работали по двенадцать часов в сутки. Как получали на погибших отцов похоронки. Как усыновляли их чужие люди. Как даже сейчас ранит их вопрос о маме. Как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за четыре года забыли, что такое белый хлеб.
Чтец:
Идти устали маленькие ноги,
Но он послушно продолжает путь.
Ещё вчера хотелось близ дороги
Ему в ромашках полевых уснуть.

И мать несла его, теряя силы,
В пути минуты длились, словно дни,
Всё время сыну непонятно было,
Зачем свой дом покинули они.

Что значит взрывы, плач, дорога эта?
И чем он хуже остальных ребят,
Что на траве зелёной у кювета,
Раскинув руки, рядом с мамой спят?

Как тяжело выслушивать вопросы…
Могла ли малышу ответить мать,
Что этим детям, спящим у берёзы,
Что этим мамам никогда не встать?

Но сын вопросы задавал упрямо,
И кто-то объяснил ему в пути,
Что это спали неживые мамы,
От бомбы не успевшие уйти.
И он задумался под лязг машин железных,
Как будто горе взрослых понял вдруг,-
В его глазах, недавно безмятежных,
Уже блуждал осознанный испуг.

Так детство кончилось. Он прежним больше не был.
Он шёл и шёл. И, чтобы мать спасти,
Следил ревниво за июньским небом
Малыш, седой от пыли, лет шести.
(А.Кулешов)
Учитель:
На республики бывшего СССР приходится самое большое число человеческих жертв Второй Мировой войны – 27 миллионов человек. Все эти люди погибли, защищая свою Родину.
Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!
Прошу всех встать. Почтим память всех погибших минутой молчания.
Минута молчания.
Учитель:
Гитлеровские генералы рассчитывали закончить войну с Советским Союзом за восемь недель, но этот план «молниеносной войны» провалился.
В апреле 1945 года наши войска нанесли завершающий удар по врагу. В течение одиннадцати суток была разгромлена миллионная берлинская группировка противника и взят Берлин.
Исторический день 9 Мая стал Днём Победы над фашистской Германией.
Ученик:
Четыре с половиной года
Нес испытанье наш народ
И если нужно, на защиту,
Солдат опять пойдет вперед.
И вот настал тот час ПОБЕДЫ!
Война закончилась! Ура!
Земля от счастья ликовала
Победа в каждый дом пришла!
Учитель:
Но далеко не в каждый дом вернулись отцы, сыновья, братья. Их забрала война.
Чтец:
Помните!
Через века, через года – помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Учитель:
Ребята, а как вы думаете, что значит быть достойными памяти павших? Как нужно себя вести, чтобы быть достойными гражданами своей Родины?
Рефлексия
Учитель:
Ребята, сегодня вы узнали о подвиге, мужестве и героизме людей, подаривших нам жизнь. Если бы у вас была возможность написать им письмо, что бы вы им написали, что пожелали? (ответы детей).
Практическая работа «Сложи фронтовое письмо-треугольник»
Перед вами листы бумаги, давайте напишем все ваши поздравления и пожелания ветеранам, и попробуем сложить фронтовое письмо-треугольник. А правильно его сложить нам поможет стихотворение.
Написал я то, что надо,
А увижусь – доскажу.
А теперь письмо солдата
Треугольником сложу.
Угол первый – самый главный.
Этот угол я загну,
Чтоб с победою и славой
Мы окончили войну.
Я сложу края второго.
Вот и вышел уголок,
Чтоб вернуться мне здоровымНа отеческий порог.
Ну а третий, ну а третий
В честь твою сложу скорей,
Чтоб тебя как прежде встретить
И назвать тебя своей.
Так лети с приветом жарким
На заветное крыльцо,
Треугольное, без марки,
Фронтовое письмецо.
Б. Лихарев.
Учитель:
Ребята, в заключение нашего классного часа, хочу поблагодарить вас за работу. Я думаю, вы все будете достойными гражданами своей страны, и мы будем гордиться вами. А сейчас я хочу подарить вам всем символ победы – георгиевскую ленточку. И хочу пожелать, чтобы мы с вами никогда не видели войны и поэтому мы должны помнить великий подвиг наших дедов и прадедов, которые подарили нам счастливую мирную жизнь.
А сейчас предлагаю всем вместе исполнить песню «День Победы».