Конспект урока. Рассказ К. Паустовского «Растрепанный воробей»


Класс:
 3 класс
Предмет: 
 Литературное чтение
Цель урока: 
 1. Формировать у детей умение сравнивать прошлое и настоящее. На материале литературных, живописных и музыкальных произведений показать, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остается неизменным. 2. Работать над жанром рассказа, над техникой чтения и развитием устной речи школьника. Учить определять характеры героев литературных произведений и отслеживать их в развитии, находить нужные фрагменты текста для подтверждения ответов, коротко пересказать события произведения на материале того или иного фрагмента. 3. Способствовать воспитанию интереса к чтению, культуры учебного труда на уроке.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 
Учебник "Литературное чтение"
Используемая методическая литература: 
методическая рекомендация для учителя
Используемое оборудование: Компьютер, слайды. Картины
В. Боровиковского «Портрет Безбородко с дочерьми», З. Серебряковой «Автопортрет с дочерьми». Учебники, рамки, лупы.  Музыка С. Прокофьева Вальс «Полночь» из балета «Золушка».
I.Организационный момент.-В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны).
         Вот с таким настроением мы начинаем наш сегодняшний урок.
– Давайте, ребята, вспомним: какую главу мы начали с вами изучать? (Слайд - название главы: «Сравниваем прошлое и настоящее»).– Рассказ, какого писателя мы на прошлом уроке читали? (Слайд-портрет К. Паустовского)
- Как называется рассказ? (Слайд)
-Каким было домашнее задание? (Рассказ К. Паустовского «Растрепанный воробей» читать и подготовиться к анализу)
II. Актуализация знаний учащихся.
- Сегодня мы продолжим работать над этим произведением. А эпиграфом к нашему уроку я хотела бы взять вот такие слова К. Паустовского.
«Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости»
К. Паустовский (Слайд)
-Как понимаете эти слова?
(Этот текст нужно не просто читать, а вчитываться, всматриваться, т. е. быть очень внимательными, и тогда мы увидим что-то новое для себя. Будем всматриваться в героев, в их взаимоотношения, наблюдать художественные особенности текста.)-Ребята, давайте же постараемся быть зоркими читателями и исследовать произведение.
III. Работа над материалом урока.
– Назовите, пожалуйста, героев рассказа. (Слайд: Маша, Мама, Папа, Нянюшка Петровна, Ворона, Воробей Пашка)1)– Давайте попробуем охарактеризовать каждого из этих героев. (Работа в четвёрках по вопросам)
1.Маша
-Что вы можете сказать о Маше: она любознательная? добрая? впечатлительная?
Подтвердите каждое качество строчками из произведения.
2. Машин папа.
-Кем был Машин папа?
Зачитайте строчки из рассказа.
4.Машина мама.
- Что можно сказать про Машину маму?
Найдите и зачитайте отрывки из текста, в которых говорится о маме.
5. Ворона.
-Какая она? Что про неё говорят?
-Что вызывает она у Маши?
Свой ответ подтвердите строчками из произведения.
6. Воробей Пашка.
-Расскажите, что вы знаете про Пашку? Какой у него характер?
-Какие отношения у Маши с воробьём?
( работа в группах)
- Давайте заслушаем ответы групп.
2)- Ребята, я думаю. Что вы были очень внимательны, когда читали рассказ.
 – Как исторические изменения сказались на жизни воробьев? (Размышления Пашкиного деда, старого воробья Чичкина). Зачитать.
– О каком  важном  историческом событии упоминается в рассказе?
(Это исчезновение извозчиков и появление автомобилей в городах и Великая Отечественная война.)
– А что такое история?
(Слайд: Жизнь меняется с течением времени и эти изменения называются ИСТОРИЕЙ.)3)- Скажите, а какие художественные особенности вы наблюдали в рассказе?
(Эпитеты, олицетворение, сравнение)
- Найдите их в тексте. ( Работа по рядам)
- Каким рассказ получился по настроению и по цвету?
(Рассказ красочный, весёлый, волшебный, сказочный)
4)- Почему же его персонажи так часто плачут? От чего обычно плачут люди?
- Найдите эпизоды, где персонажи рассказа плачут, перечитайте их и подумайте, от каких чувств и переживаний они плачут.
«Пашка лежал в кармане, моргал глазами и плакал от обиды и голода».
«А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша».
«... люди улыбнулись про себя и только недоумевали, почему у счастливой Золушки на глазах слёзы».
5) -В этом произведении очень много сказано о необыкновенных человеческих чувствах: о любви, верности и печали, о счастье и боли. (Слайд)
- Как вы понимаете эти слова? «От маленькой радости смеются, а от большой плачут» (Слайд)
- Можно ли сказать, что это выражение отражает главную мысль сказки?
Писатель стремился показать силу человеческих переживаний, силу любви, которая вызывает у человека и боль, слезы, и большую радость, счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку.
6) – Ребята, вспомните: какая мечта была у Машиной мамы?
- Давайте послушаем вальс «Полночь» Сергея Прокофьева из балета «Золушка».
– О чем же рассказывает музыка? Золушка уже попала на бал или нет?
 – Если бы вас попросили нарисовать их семейный портрет,  как бы вы его нарисовали? Поделитесь своими мыслями друг с другом (Работа в паре)
IV. ФизминуткаV. А сейчас мы с вами сходим в «Музейный дом». Посмотреть там что-нибудь замечательное. Давайте посмотрим два семейных портрета. Один из них написал знакомый нам  художник Владимир Боровиковский, а другой – Зинаида Серебрякова. (Слайд: картины-портреты двух семей.)
– Вы поняли: какая семья жила в 18 веке, а какая – в 20 веке?
– Что помогло вам догадаться? Как изменился внешний облик людей за два столетия? На портрете Боровиковского изображена графиня Анна Ивановна Безбородко со своими дочерьми: Любой (слева) и Клеопатрой (справа). На портрете Серебряковой изображена сама художница Зинаида Серебрякова с дочерьми: Катей (слева) и Татьяной (справа).
– Как одеты девочки?
Девочки на каждом портрете похоже одеты: у сестер Безбородко одинаковые фасоны платьев; у сестер Серебряковых одинаковые тельняшки.
– Как вы думаете, почему?
Так во все времена принято одевать сестер.
– Похожи ли сестры на свою мать на каждом портрете? Видно ли, как они к ней относятся? Как можно назвать то чувство, которое связывает людей и на портрете Владимира Боровиковского и на портрете Зинаиды Серебряковой? (работа с рамкой)
На портрете Боровиковского между дочерьми и матерью видно фамильное сходство. Позы, жесты, наклон головы старшей из сестер на этом портрете – все это выражает нежную привязанность матери и дочерей друг к другу.
– Обратите внимание на медальон. Что можем сказать о нем?
Он находится на длинной нитке жемчуга и его нежно держит младшая девочка. Эту нить жемчуга держит мать, пропускает между пальцев Любочка и, наконец, сам медальон оказывается в руках у Клеопатры. Таким образом, все изображенные члены семьи оказываются связанными между собой и с 20-летним братом девочек и сыном графини – Андреем, который изображен на медальоне. Андрей в этот момент находится далеко.
На портрете Серебряковой также бросается в глаза, насколько три изображенных человека близки друг другу: взаимным переплетением рук они составляют единое целое. Нежное лицо матери излучает любовь. Во взгляде есть теплота и трогательная застенчивость. В лице Кати чувствуется какая-то напряженность, возможно, обидчивость и ранимость. Лицо Таты более открытое и жизнерадостное. В целом видно, насколько мать – близкий девочкам человек.
– Таким образом, какой вывод мы можем делать? (что людей на обоих портретах связывает самые нежные, родственные чувства.)
– Чем нам интересны люди на портрете 18 века? Неужели только тем, как они одевались и как причесывались?
Нас интересуют отношения между людьми, их взаимные привязанности, их внутренний мир. А это как раз то, что сохраняется в людях независимо от того, в какую эпоху они живут.
– Давайте сделаем вывод: можно ли сказать, что с течением времени все меняется: одежда, прически, чувства? Что все-таки остается неизменным, несмотря на то, какой век за окном: 18 или 20?
(Слайд: С течением  времени не  все меняется! Чувства людей, их любовь и привязанность к  близким, желание  заботиться о своих родителях и детях, тревога за них – это то, что остается неизменным.)     VI. Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру «Что такое любовь для меня».
 VII. Итог.
  – Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
  – С какими портретами познакомились? 
  – Назовите авторов этих портретов.
VIII. Рефлексия. «Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики и облака. Лучики нужно прикрепить к солнышку в случае, если понравилось занятие, получил много интересной информации; тучками закрыть солнышко, если занятие неинтересное, было мало полезной информации.