Урок нравологии Как не стать жертвой преступления?


МОБУ средняя общеобразовательная школа
села Амзя городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан.
Урок нравологии.
«Как не стать жертвой преступления»
Учитель: Редькина И.К.
Нефтекамск 2015
Тема: Как не стать жертвой преступления.
Цели: Обсудить с учащимися проблему личной безопасности человека; развить способность к мышлению, умению делать выводы; познакомить с понятиями «преступник», «преступление», «жертва преступления», «моральный и материальный ущерб».
Наглядность: 1.Конституция РБ.
2. Конституция РФ
3. Таблицы.
4. Карточки
5. Шабальчик Е.С., Каширцева Е.Г. «Наши права».
Ход урока.
I Знакомство с конституцией. (в руках учителя Конституция РФ)
- Какой документ я держу в руках? (конституция)
- Да, это конституция РФ и РБ. В Конституции закреплены права каждого гражданина страны. В случае нарушения какого-либо права человек несёт наказание в соответствии с законом.
Дети читают статьи № 5,6,7,8 из Всеобщей декларации прав человека.
II. Знакомство с понятиями «преступник», «преступление», «жертва преступления», «моральный и материальный ущерб». (Работа в группах. На доске появляются определения терминов)- Как называют человека, который нарушает права другого человека? (преступник)
- Что совершает преступник? (преступление)
- Как называют человека, права которого нарушены? (жертвой преступления или пострадавшим)
- Что наносит пострадавшему человек, который нарушает его права? (моральный и материальный ущерб)
- Как вы понимаете:
- материальный ущерб?
- моральный ущерб?
- денежный, вещевой ущерб (потеря)?
- душевная потеря?
III. Работа над новым материалом.
1.
- Всегда и везде можно стать жертвой преступления независимо от того, где мы находимся – дома, на улице, в подъезде, в лесу. Очень часто жертвами преступления могут стать дети, т.к. именно вы бываете доверчивыми, беспечными, самонадеянными. Этим и пользуются преступники.
- Вот сегодня мы и поговорим о том, как не стать жертвой преступления.
2. Работа в группах (Повторяется домашнее задание. Рисунки «Как может выглядеть преступник»)- Ребята, у каждой группы на столе лежит листок с описанием проблемной ситуации. Внимательно прочитайте, обсудите в группах и ответьте на поставленные вопросы.
1 группа «Ты остаешься дома один»
2 группа «Ты играешь во дворе»
3 группа «Ты возвращаешься из школы и заходишь в подъезд дома»
4 группа «Ты идешь по улице»
(дети отвечают, на доске появляются названия ситуации)
Анализ первой ситуации.
«Ты остаешься дома один»
- Как надо поступить, если кто-то звонит в дверь?
-Нужно ли открывать дверь, если за дверью ты слышишь незнакомый голос?
- Как поступить, если человек представляется:
а) милиционерам;
б) работником телефонной службы;
в) водопроводчиком;
- Какой номер нужно набрать в трудной ситуации? (2-41-01, 2-41-02, 2-41-03, 2-41-04)
- Как поступить, если кто-то ломает дверь, или копается в замке? (открыть окно и звать на помощь)
Анализ сказки «Волк и семеро козлят»
Анализ второй ситуации.
«Ты играешь во дворе»
- Где надо хранить ключи от квартиры?
- Можно ли демонстрировать кому-нибудь свои ключи?
- Можно ли пускать в дом малознакомого человека, даже если он общался ранее с твоими родителями?
- Можно ли рассказывать малознакомым людям, что есть в твоей квартире (вещи, домашняя техника и т.д.)?
Анализ третьей ситуации.
«Ты возвращаешься из школы и заходишь в подъезд дома»
- Как надо поступить, если за тобой в подъезд заходит подозрительный человек?
- Нужно ли подходить к своей квартире, если перед ней на площадке стоят незнакомые люди?
- Как позвать на помощь?
- Куда нужно бежать, если тебя кто-то преследует? (бежать на улицу и кричать «пожар»)
- Как поступить, если подозрительный человек стоит возле подъезда? (пройти мимо подъезда и дождаться, когда к нему подойдут хорошо знакомые люди)
- Какой дорогой можно возвращаться домой? (открытой, хорошо освещённой, не уклоняться от маршрута)
Анализ четвёртой ситуации.
«Ты идешь по улице»
А. К тебе подъезжает машина, и водитель просит показать, как проехать к какому-нибудь учреждению на этой улице.
Б. Тебя приглашают покататься.
В. Тебя обещают отвезти к родителям, которые, якобы, прислали за тобой машину.
Г. Тебя силой пытаются посадить в машину.
Д. Тебя обнимают и гладят незнакомые люди.
- Как ты будешь вести себя в данных ситуациях?
- Нужно ли об этом рассказывать родителям?
- А сейчас прослушайте стихотворение, которое приготовили ребята.
1 ученик Не пускайте дядю в дом,
Если дядя не знаком!
И не открывайте тете,
Если мама на работе.
2 ученик Ведь преступник, он хитёр,
Притворится, что монтёр.
Или даже скажет он,
Что пришёл к вам почтальон.
3 ученик Он покажет вам пакет
(А под мышкой пистолет)
Или он надел халат,
А под ним штук пять гранат.
4 ученик А за ним спешит «старушка»,
У неё в авоське пушка.
В жизни всякое бывает
С тем, кто двери открывает.
5 ученик Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче дверь.
IV. Рефлексия.
Не заходи в одиночку в плохо освещенный подъезд
- Так что же нужно помнить, чтобы не стать жертвой преступления? (Заполнение схемы на доске).
Запирай
надежно
дверь

Как не стать жертвой преступления

Не будь доверчивым

Не будь беспечным


Не играй с ключом
у всех на виду
Соблюдай меры предосторожности

Не открывай дверь незнакомым людям
Не разговаривай с незнакомыми людьми

V. Домашнее задание: побеседовать с родителями о личной безопасности, о безопасности вашего дома.
VI. Выступление участкового.