Конспект урока по литературе на тему Защита чести и достоинства в балладе Ф. Шиллера Перчатка (6 класс)


Конспект урока в 6 классе по теме: «Перчатка» Ф. Шиллера. Защита собственного достоинства и чести.
Задачи урока:
Познакомить обучающихся с балладой Ф. Шиллера «Перчатка» в переводе М. Ю. Лермонтова, помочь понять идейное содержание произведения. Закрепить знания обучающихся о балладе как жанре, о сюжете литературного произведения. Познакомить с новым понятием «экспозиция». Показать связь немецкой культуры с Волгоградом (на примере Сарепты).
Развивать мыслительные операции анализа и синтеза посредством методического приёма «проблемный вопрос»; развивать навыки выразительного чтения поэтического произведения с помощью комплекса приёмов: «чтение по цепочке», «словарная работа», «комментированное чтение».
Вызвать интерес к творчеству Шиллера, заставить детей задуматься над проблемой защиты собственного достоинства и чести.
Задачи для детей на слайде:
Познакомиться с произведением Ф. Шиллера «Перчатка», понять его идейное содержание (главную мысль). Вспомнить, что такое баллада, сюжет. Познакомиться с новым понятием «экспозиция». Проследить культурные связи Волгограда с немецкой культурой.
Развивать устную речь, умение формулировать полные ответы, строить высказывания, в том числе, в форме синквейна; развивать умение выразительно читать.
Задуматься над проблемой защиты собственного достоинства и чети. Учиться работать в команде.
Оборудование: компьютер, колонки, электронная презентация, магнитная доска, доска, плакат, опорные конспекты (раздаточный материал), ученические тетради, ручки.Ход урока
(Дома ребята предварительно прочитали статью учебника о Шиллере.)
Артикуляционная и дыхательная гимнастика: Слайд №1
- Приготовим наш речевой аппарат, чтобы говорить красиво и правильно.
Проговариваем гласные на выдохе:
А-О-Э-У-И-Ы (2-3 раза)
- А теперь приготовим пальчики для письма.
Физминутка для рук:
Я перчатки надеваю, (поглаживаем руки)
Но я их не замечаю. (растереть ладони)
Сосчитаем по порядку, (сжимать и разжимать ладони энергично)
Сколько пальцев у перчатки.
Один, два, три, четыре, пять. (загибаем пальцы, начиная с большого)
Формулирование темы урока.
-Попробуем вместе с вами определить тему урока с помощью приёма «Игра со словом». Откройте тетради. Запишите число, «Классная работа».
1.Возьмите корень однокоренных слов «перо, перина, перышко». Запишите его. Слайд №2
 2.Прибавьте суффикс слов узорчатый, бревенчатый, бугорчатый. Слайд №3
3.Добавьте одну из частиц: ли, ка, не. Слайд №4
-И вы получите название произведения, которое мы будем изучать.
-Если у кого-то не получилось слово, в помощь вам я вам предлагаю загадку, отгадкой и будет наше слово:
Пять мешочков шерстяных – греются братишки в них!
-Итак, предметом нашего изучения будет произведение Ф. Шиллера «Перчатка». Тема урока звучит так: «Перчатка» Ф. Шиллера. Защита собственного достоинства и чести. Запишем тему урока. Слайд №5
Формулирование задач урока.
-Давайте вместе с вами, опираясь на тему, сформулируем задачи урока.
(Ответы детей)
Итак, сегодня на уроке мы должны: Слайд №6
Познакомиться с произведением Ф. Шиллера «Перчатка», понять его идейное содержание (главную мысль). Вспомнить, что такое баллада, сюжет. Познакомиться с новым понятием «экспозиция». Проследить культурные связи Волгограда с немецкой культурой.
Развивать устную речь, умение формулировать полные ответы, строить высказывания, в том числе, в форме синквейна; развивать умение выразительно читать.
Задуматься над проблемой защиты собственного достоинства и чети. Учиться работать в команде.
Слайд с задачами читает учитель.
Вызов (Актуализация знаний)
-Дома вы прочли статью о Фридрихе Шиллере. Где он родился? В какой стране? (Германия.) Кем по национальности был Фридрих Шиллер?
- На немецком языке слово «перчатка» звучит так: Der Handschuh.
- А послушайте, как звучит стихотворение на своём родном языке, немецком. Я прочту начало баллады, а вы попробуйте услышать слова, близкие по звучанию к русским словам, и определить их значение.
DER HANDSCHUH
Vor seinem Löwengarten,
Das Kampfspiel zu erwarten,
Saß König Franz,
Und um ihn die Großen der Krone,
Und rings auf hohem BalkoneDie Damen in schönem Kranz.
(Балкон, дамы, король)
-Как вы думаете, почему некоторые немецкие слова созвучны русским?
(Предположения детей)
-Дело в том, что немецкий язык приходится нам очень дальним родственником. И русский, и немецкий языки относятся к одной семье – индоевропейской. (Помимо индоевропейской семьи выделяют кавказскую, монгольскую, тюркскую и другие.) Давайте рассмотрим схему. Слайд №7
А вот так изображают классификацию языков индоевропейской семьи. Это «Древо языков». Слайд №8.
Слайд «Древо языков» рассматриваем, комментируем.
-То, что русский язык и немецкий приходятся дальними родственниками, мы узнали. А знаете ли вы, как связан наш город Волгоград с немецкой культурой, традициями. (Ответы детей) Слайд №9
Презентация по Сарепте. Слайд №10
- В 2015 году Сарепта отметила свой 250-летний юбилей. Колония была основана в 1765 году указом Екатерины II. Аналогов нашей Сарепты в России больше нет. Валентин Галактионович Короленко так написал о Сарепте: «Уберите с Волги Сарепту, которая видела Пугачёва и великие волжские смятения, и уже Волга станет не та. Всё это уже сжилось с нею, вросло корнями в её бытовую почву, стало её органической чертой».
В Сарепте впервые в регионе был первый и долгое время единственный орган, была собрана уникальная библиотека на нескольких языках, с преобладанием книг, в том числе и старинных, на немецком языке. Сарепта представляла собой образец межнациональной терпимости. В ней проживали немцы, русские, татары, калмыки. Подобного нигде больше не было. Но всё-таки официальным языком Сарепты был немецкий язык.
Сегодня музей-заповедник – крупный научно-исследовательский, методический, культурный и туристический центр Нижнего Поволжья.
-Вот такой замечательный центр немецкой культуры есть в нашем городе. А в библиотеке Сарепты, конечно же, есть книги Ф. Шиллера.
-Два великих поэта Василий Андреевич Жуковский и Михаил Юрьевич Лермонтов перевели произведение Шиллера на русский язык. Сегодня мы познакомимся с переводом Лермонтова. Слайд №11
Изучение нового материала
Игра в ассоциации на развитие мотивации к учебному материалу.
-Итак, вернёмся к названию нашего произведения. Какие ассоциации возникают у вас с эти предметом? Что представляете вы, когда слышите это слово? Я вам предложу небольшую игру: достаёте из ящика перчатки и называете свои ассоциации, связанные с доставшейся парой перчаток.
Раздавать детям перчатки из коробочки, ребята называют, какие перчатки им достались: медицинские, рабочие, дамские, боксёрские и т. д. О чём думаете, кого представляете?-Итак, о какой же перчатке пойдёт речь сегодня? Есть предположения?
Первичное чтение. (Прослушивание)
Смотрим иллюстрации и слушаем балладу. Слайды №12 - 19
Вопросы после первичного восприятия:
-Понравилось вам произведение?
-О какой же перчатке здесь идёт речь?
-Все ли слова были для вас понятны?
-Давайте обратимся к словам, которые всё-таки могут вызвать затруднения в их понимании.
Словарная работа: Слайды №20, 21.
вельможи, зрелище, обозреть, раб, владыка, тщетно, невольно, рыцарь, судьба, хвала, заклад, чета.Исторический комментарий:
-В какое время происходят описываемые события? (Средние века)
-Что вы помните про Средние века?
-Помним, что в период Средневековья рыцарь мог объявить Прекрасной Дамой девушку или женщину из знатной семьи, в её честь выступать на турнирах, сочинять песни, давал клятву служить ей и исполнять все желания.
-Что за мероприятие описывает Шиллер? (Бой хищников)
-Дело в том, что в Средние века короли содержали собственные зверинцы для того, чтобы натравливать зверей друг на друга и забавляться этим зрелищем. Шиллер нам рассказывает о событиях, произошедших при дворе короля Франции в 15 веке. Королевская знать развлекается как раз борьбой зверей на арене.
Постановка проблемы
-Прежде чем мы начнем читать произведение Шиллера я хочу обратить ваше внимание на проблему жанра. В статье, которую вы читали заранее, есть две противоположных точки зрения на жанр нашего произведения. Скажите, пожалуйста, к какому жанру относил своё произведение сам Шиллер. Зачитайте эту информацию. (Рассказ)
-А к какому жанру относил это произведение наш русский известный критик 19 века Виссарион Григорьевич Белинский? (Считал его балладой). Итак, перед нами спорный вопрос. Я предлагаю решить эту проблему сегодня на уроке. Слайд №22.
(На магнитной доске крепится изображение проблемного вопроса.)
-К каким понятиям нужно обратиться, чтобы решить представленную проблему? (рассказ и баллада)
-Какие рассказы вы знаете? («Васюткино озеро» Виктора Петровича Астафьева, « Тёплый хлеб» Константина Паустовского, рассказы Чехова «Хирургия», «Хамелеон».) Слайд №23, 24.
-Что такое рассказ?
После детских ответов читаем определение на плакате (магнитная доска) или с раздаточного материала. Слайд №25.
-Какие баллады вы знаете? («Кубок», «Лесной царь», «Вересковый мёд».) Слайды №26 – 28.
-Что такое баллада?
После детских ответов читаем определение на плакате (магнитная доска) или с раздаточного материала. Слайд №29.
-Какое слово объединяет эти два понятия? Что есть и в рассказе, и в балладе? (Сюжет.)
-Вспомним, что такое сюжет.
После детских ответов читаем определение на плакате (магнитная доска) или с раздаточного материала. Слайд №30.
-Каков сюжет в рассказе? (повествовательный)
-Каков сюжет в балладе? (трагический)
-Что значит трагедия? (несчастье, беда, горе)
-Итак, чтобы разрешить обозначенную проблему, обратимся к чтению произведения и посмотрим, каков характер сюжета в произведении Шиллера, как в рассказе или как в балладе. Читаем выразительно, не торопясь, четко. Стараемся в своём чтении передать окружающую обстановку и характеры героев.
Но сначала приготовим наши глазки.
Гимнастика для глаз
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо,
Смотрит вверх и смотрит вниз,
Чуть присела на карниз, (скосить глаза на кончик носа)
А потом свалилась вниз.
Вторичное чтение (детьми).
Работа над выразительным чтением.
По ходу чтения - словарная работа:
Лукаво смеясь – кокетничая, заигрывая, в то же время, это хитрый, лживый смех.
Пытать – испытывать.
Трепеща – с волнением, удивлением.
Досадой пылая – с обидой, с оскорблённым чувством собственного достоинства.
Анализ сюжета
-Возвращаемся к нашей проблеме. Мы должны понять характер сюжета: перед нами простое повествование или драматический сюжет? Для этого обратимся к анализу сюжета. Чтобы проанализировать сюжет, вспомните его компоненты, структуру. Слайд №31.
-Какие компоненты входят в сюжет? (Обращаемся к плакату или раздаточному материалу, комментируем термины «завязка», «кульминация», «развязка».)
Знакомство с новым термином
-Сегодня мы познакомимся с ещё одним компонентом сюжета - экспозицией (слово, его определение на слайде или плакате, работа над термином).
Учитель читает определение:
Экспозиция (пролог) – это часть художественного произведения, которая предшествует началу сюжета. (То есть, находится в самом начале произведения.)
-Отработаем произношение термина. Слайд №32.
Э-кспо- зи-ци-я (по слогам 2-3 человека по-очереди, хором по слогам, слитно хором, 2-3 человека по-очереди слитно).
-Что является экспозицией в нашем произведении? (Описание свиты короля, животных-хищников.)
-Почему автор сделал её такой длинной, большой по объёму, подробно описал хищников, готовящихся к бою. (Настраивает нас на трагические, необычные события, показывает предстоящую опасность.)
-С чего, с какого момента начинают развиваться события? Найдите завязку.
Завязка: «Сверху тогда упади / Перчатка с прекрасной руки / Судьбы случайной игрою / Между враждебной четою».
-Как далее развиваются события? Зачитайте нужный фрагмент.
Развитие действия: обращение красавицы к своему рыцарю.
-Каков самый напряжённый момент в произведении? Зачитайте кульминацию.
Кульминация: «И рыцарь с балкона в минуту бежит / И дерзко в круг он вступает, /На перчатку меж диких зверей он глядит / И смелой рукой подымает».
-Как вы считаете, на какой момент приходится развязка? Где автор ставит смысловую точку, и мы понимаем выбор героя?
Развязка: «Но досадой жестокой пылая в огне, / Перчатку в лицо он ей кинул: / «Благодарности вашей не надобно мне!» - / И гордую тотчас покинул».
Анализ характеров героев
- Давайте посмотрим, как в рамках данного сюжета раскрывается характер главных героев.
-Сколько главных героев в произведении? (двое)
-Какой вы представляете главную героиню? (молодая, красивая)-Как вы думаете, случайно или нарочно, специально, красавица обронила перчатку? Как слово «лукавый» помогает нам ответить на этот вопрос? («Лукаво смеясь»-специально; лукавый – хитрый, лживый.)
-Как такой поступок характеризует героиню? (Она циничная, жестокая, хотела обратить на себя внимание других, не считаясь с тем, что её просьба связана риском для жизни рыцаря.)
-Любит ли она рыцаря? Почему вы так считаете?
-Любящий человек не может поступать так жестоко с тем, кого любит. Она понимала, что обрекает рыцаря либо на смерть, либо, в случае его отказа, на вечный позор.
-Как автор относится к Красавице? (осуждает её)
-Каким вы представляете рыцаря?
-Мог ли он отказаться от просьбы Дамы сердца? Почему? (Это покрыло бы его вечным позором.)
-Как характеризует рыцаря его поступок, когда он бросает в лицо Даме перчатку? (Дерзкий, горячий, может постоять за свою честь и достоинство.-Как вы относитесь к поступку рыцаря, когда он бросает в лицо красавице перчатку? Как бы вы поступили на его месте?
-Как автор относится к рыцарю? (восхищается его поступком, одобряет его)
-Герой остаётся цел, его жизни уже ничего не угрожает. Но что произошло с его сердцем? (Оно разбито. Рыцарь пережил трагедию разочарования в любви, испытал душевные муки.)-Снова вернёмся к определениям наших терминов. Каков же сюжет произведения? Как в рассказе или как в балладе? (трагедийный, как в балладе)
-Какой вывод мы можем сделать? К какому жанру мы отнесём произведение Шиллера?
- Перед нами действительно баллада, так как это произведение целиком соответствует канонам (требованиям) этого жанра. Проблема разрешена! Мы на стороне Белинского.
Рефлексия
Закрепление материала
-А теперь я предлагаю творческую работу - составление синквейнов, где отразится ваше понимание баллады. Объединяемся в группы. Слайд №33.
1 группа составляет синквейн на тему «Красавица» («Кунигунда»).
2 группа составляет синквейн на тему «Рыцарь».
Выбираем того, кто будет записывать синквейн, кто будет его презентовать, то есть читать всему классу. Посмотрите ещё раз на правила составления синквейна. Слайд №34.
Озвучивание синквейнов. Их обсуждение.
Итог урока
-Чему же учит нас баллада Шиллера. (Умению постоять за себя, умению любить, делать в жизни правильный выбор.)
-С каким новым понятием познакомились? Что оно означает?
-Что особенно понравилось вам на уроке?
-А что вызвало затруднения?
Оценивание
Дифференцированное домашнее задание. Слайд №35.
Выразительное чтение баллады в переводе Лермонтова (безошибочное чтение на «5». Чтение фрагмента (безошибочное – на «4». На дополнительную отметку – выразительное чтение баллады в переводе Жуковского (по желанию).
Конспект урока по литературе
Тема: «Перчатка» Ф. Шиллера.
Защита собственного достоинства и чести.
-1295403175
Выполнила
учитель русского языка и литературы
ГКОУ «Волгоградская ОШИ №6»
Ладыгина
Елана Анатольевна
Программа В. Я. Коровиной
для общеобразовательных учреждений
Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений под редакцией В. П. Полухиной
Волгоград, 2016