Статья на тему Практическое применение методов и приёмов формирующего оценивания в начальной школе на уроках английского языка.


Практическое применение формирующего оценивания на уроках английского языка в начальной школе.
Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта предъявляет новые требования к результатам освоения учащимися образовательной программы. В связи с этим возникла необходимость изменить подход к оцениванию учебных результатов.
Цель оценивания – способствовать развитию ребёнка, но реально проводится оно с целью констатации факта его обученности, это так называемое суммативное оценивание.
Использование только суммативного оценивания приводит к следующим противоречиям:
Процесс обучения непрерывен, а оценивание эпизодично.
Оцениваются только предметные результаты.
Цель оценивания способствовать развитию ребёнка, а в реальности происходит констатация факта его обученности.
Изменение подходов в оценивании заключается в том, что оценивать необходимо как предметные, так и метапредметные результаты на различных этапах образовательного процесса.
Формирующее оценивание – оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, даётся обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами. Основная цель - мотивировать учащегося к обучению, к постановке образовательных целей и определение путей их достижения.
Данный вид оценивания является инструментом обратной связи.
Таким образом формирующее оценивание обладает следующими характеристиками:
- встраивается в процесс преподавания и учения;
- предполагает обсуждение и признание учебных целей учителями и учениками;
- помогает осознавать учащимся стандарты, которых они должны достичь;
- вовлекает учеников в самооценку или партнёрское оценивание
- обеспечивает обратную связь, помогая осознать какие дальнейшие шаги следует сделать. Вовлекает и учителя, и учеников в процессе рассмотрения и рефлексии данных оценивания.
Рассмотрев данные характеристики становится понятно насколько трудно перейти к данной системе и учителям, и учащимся. Процесс займёт некоторое время прежде чем войдёт в систему и поэтому начинать надо как можно раньше. На этапе начальной школы могут возникнуть затруднения вследствие возрастных особенностей.
По цели применения методы и приёмы формирующего оценивания могут быть следущие:
Оценивающие результат образовательного процесса;
Цель – анализ ошибок, чтобы принять меры к их исправлению.
Оценивающие метапознавательный процесс.
Метапознавательный процесс – процесс размышления для получения результата. Оценивание процесса рассуждения.
По времени проведения:
Регулярно используемые в течение образовательного процесса
Используемые после изучения определённого блока (темы, правила и т.д.)
По возможности использования:
Универсальные (оценивающие предметные и метапредметные результаты);
Предметные (оценивающие только предметные результаты)
С точки зрения участников процесса оценивания:
Оценивание учителя;
Самооценка;
Взаимооценка учащимися работ / ответов.
Комбинированное оценивание
В данной статье я хотела бы рассмотреть некоторые методы и приёмы, которые успешно можно применять с младшими школьниками.
Оценивание по итогам изучения темы, нескольких тем, повторение, систематизация.
«Матрица запоминания»
Заполнение таблицы в соответствии с заголовками. Оцениваются предметные и метапредметные результаты. Анализируется количество правильных и неправильных ответов.
Пример использования - распредели слова по группам
Spring, daddy, grandma, socks, chimp, chocolate cake, brother, chair, sister, red, shelf, yellow, coat, coat, blue, teddy bear, white, hand, bedroom, mouth, table, doll, radio, toy soldier, brown, kitchen, fish, living room, summer, magician, yoyo, skirt, bathroom, dark hair, grandpa, bird, puppet, jacket, feet, autumn, hat, burger, jeans, mouse, orange juice, chips, shorts, apple, frog, shoes, pizza, ear.
Family Seasons House Room Animals ColoursCircus Food, drinks Body Clothes Toys Этап урока Деятельность преподавателя Деятельность учащегося Компетенции
Повторение и систематизация ранее изученной лексики.
Организует повторение лексики с помощью «матрицы запоминания» (индивидуально, сравнение в парах, сравнение с эталоном, самооценка.)
Организует рефлексию на втором этапе.
Вспоминают лексический материал урока.
Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время обсуждения ответов во фронтальном режиме.
Личностные: внутренняя позиция обучающегося, самооценка на основе критерия успешности.
Познавательные: применять языковую догадку.
Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии; способность к преодолению препятствий. Осуществлять самоконтроль.
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Повторение лексического материала в объёме программы 2-го класса. Распределение по группам. 50 – 56 слов. 42 – 49 слов 28 -41 слов Менее 28 слов
Оценивание в ходе урока.
«Светафор»
У каждого ученика имеются карточки красного, жёлтого, зелёного цвета. Учитель предлагает учащимся давать карточками сигналы: «понимаю» или «не понимаю».
Оцениваются предметные и метапредметные результаты. Учащиеся сами оценивают своё понимание материала, учитель анализирует, регулирует темп урока, повторяет объяснения при необходимости.

Этап урока Деятельность преподавателя Деятельность учащегося Компетенции
Вводный этап – актуализация знаний, повторение личных местоимений, форм глагола to be. Организует работу по повторению личных местоимений, форм глагола
to be в режиме «мозговой штурм». Предлагает учащимся найти сказуемые в каждом предложении. и вспомнить по какому принципу выбираем ту или иную форму сказуемого
Диагностика результатов (приём «светофор»). На доске составляется схема использования глагола to be. На основании микродиалогов с помощью учителя составляют схему глагола to be Личностные: учебно-познавательная мотивация;
Познавательные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; поиск и извлечение информации. применять языковую догадку, воспринимать информацию и анализировать е е.
Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию адекватно оценивать свои возможности.
Оценивание метапознавательных процессов.
«Рассуждение по алгоритму»
Учитель объясняет или вырабатывает совместно с учащимися алгоритм выполнения задания, далее учащиеся выполняют задание в соответствии с алгоритмом и объясняют логику рассуждения.