ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ТНА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ.


РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ.
Тема: «Музыкальные и шумовые звуки»
(2 часа).
Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот,
Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колёс и шум стакана,
Тихий шелест ветерка.
Это звуки- шумовые.
Только есть ещё другие:
Не шуршания, не стуки -
Музыкальные есть звуки.
Необходимо научить ребят различать шумовые и музыкальные звуки. В стихотворении объясняются шумовые звуки, а музыкальные только упоминаются. Важно подвести детей к самостоятельному пониманию того, что такое музыкальный звук.
После знакомства с понятиями: музыкальные и шумовые звуки, с детьми проводится игра «Угадай, что звучит?». Учитель за ширмой воспроизводит различные звуки, а дети на слух определяют, какой это звук.
Например:
1. Звучание колокольчика.
2. Свисток.
3. Стук ложек.
4. Звон ключей.
5. Бульканье воды.
6. Хлопок в ладоши.
7. Стук тарелок.
8. Хлопок лопнувшего шарика и т. д.
Вывод: Шумовые звуки могут существовать сами по себе.
Например: звуки природы (шум ветра, раскаты грома, журчание ручья, шелест листьев) — эти звуки от человека не зависят.
А вот музыкальные звуки человек создал сам. Звуков, из которых получается музыка, не было на свете. Их придумал человек.
Звуки музыки рассказывают не сами о себе: вот какие мы громкие, красивые, певучие. Они становятся музыкой только тогда, когда начинают рассказ о жизни людей, об их чувствах, о красоте природы. Речь звуков должна быть умной и интересной. Только в руках человека — музыканта звук может стать нежным или суровым, печальным или радостным. И наоборот, звуки становятся ниже, «толще», когда педагог играет те же звуки в обратном направлении.
2 этап — закрепление материала. Учитель играет звукоряд вверх или вниз и показывает рукой или движением игрушки направление мелодии вверх или вниз. Затем ученики с помощью игрушки или движением ладошки показывают направление мелодии.
В заключении проводится игра «Куда едет машина?» или «Идёт кукла» ( с горки или на горку), «Куда летит попугай?» ( с верхней веточки на нижнюю или наоборот).
Изюминка игры заключается в том, что ученики отгадывают направление движения мелодии, стоя спиной к клавиатуре.
Знакомство с высокими и низкими звуками, с регистрами, с определением направления движении мелодии продолжается на каждом уроке. Исполняя попевки, песни, дети анализируют как развивается мелодия и показывают движение мелодии в воздухе рукой.
Тема: «Динамические оттенки»
( 2 часа)
Усвоение темы помогает следующий прием: прослушивание любой знакомой пьесы в разной манере исполнения. Первый раз педагог играет невыразительно, ровным звуком, а второй раз — выполняя все динамические оттенки для того, чтобы дети отдали предпочтение не монотонному, а красочному исполнению, раскрывающему смысл пьесы.
После этого можно перейти к знакомству с названиями и значениями динамических оттенков.
f Форте — громко.
mf Меццо- форте — умеренно громко.
p Пиано — тихо.
< Крещендо — постепенно усиливать силу звука.
> Диминуэндо — постепенно ослаблять силу звука.
Усвоение темы не представляет труда для детей, у которых есть опыт и навыки исполнительской деятельности. Стремясь к выразительному исполнению песен, играя в оркестре детских музыкальных инструментов, они уже на практике освоили значение оттенков, научились владеть силой своего голоса, и знают, что динамические оттенки — это своеобразные краски. Итальянские термины заинтересовывают их значение и любят применять на практике.
Закреплению материала помогает «Сказка про кота».
Жил кот Василий: ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень p всегда он ходил,
f настойчиво кушать просил,
да mf на печке храпел -
Вот вам и все, что он делать умел.
Кот как-то раз видит сон вот такой.
Будто затеял с мышами он бой.
f крича он их всех исцарапал
Своими зубами, когтистою лапой.
В страхе тут мыши p взмолились:
- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!
Тут mf воскликнул кот: «Брысь!»
и в рассыпную они понеслись.
А на самом деле в то время, когда наш Василий спал, происходило вот, что:
Мыши p вышли из норки.
f хрустя, съели хлебные корки,
Потом, mf , смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
Василий проснулся, f чихнул,
К стене повернулся и снова заснул.
А мыши лентяю на спину забрались,
До вечера f над ним потешались.
Вот и вся сказка.
Тема: «Высокие и низкие звуки»
( 2 часа).
Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино.
Жила — была на свете одна девочка. Звали ёё Нина. Как-то подарили ей пианино на день рождения, и играть на нём она не умела: и давай стучать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Рассердилась Нина и пошла спать.
Уснула Нина и приснился ей удивительный сон:
Будто дома она да кошка.
И сидят они у окошка.
А за спиной: «Бум, бум!»
Обернулась Нина, услышав шум,
Видит — пианино шагает,
Крышку, как рот открывает.
А под крышкой клавиши в ряд,
Словно зубы торчат.
Вот-вот сердитое пианино
Проглотит девочку Нину.
Ой! Как же она испугалась!
Хотела убежать, да не может!
Но тут кошка на клавиши — прыг!
И чудо случилось вмиг.
Мурка по клавишам идёт,
А пианино поёт, поёт,
Мурка неслышно ступает,
А пианино ей ловко отвечает.
Тут второе чудо случилось -
Кошка вдруг говорить научилась:
«Мяу, всё тебе расскажу.
Хочешь, секрет покажу!» -
Нине она говорит
И заглянуть в пианино велит.
Сама же хвостом виляет,
Клавиши лапками нажимает.
Налево Мурка пойдёт -
Низким голосом пианино поёт.
А сели повернёт правее -
Звуки всё выше, нежнее.
В пианино как заглянула Нина, так и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!
У струн коротких и тонких
Голос высокий и звонкий,
А чем толще, длиннее струна -
Тем ниже звучит она.
Клавишу Мурка нажимает -
Молоточек по струне ударяет,
Струна звенит, поёт,
Мурка дальше идёт.
Думает девочка Нина:
«Совсем нестрашное пианино,
Надо только его не бить,
Кулаками по нему не колотить,
А бережно клавиш касаться-
Вот оно и не будет кусаться».
Тут наступило утро и сон прервался. Нина встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн.
Дети дошкольного возраста мыслят образно, у них хорошо развито воображение. Познание окружающего большого мира, в который они входят, неразрывно связано с глубоким погружением в мир сказочный, игрушечный, любимый всей душой. Любимая игрушка, принесенная на занятия, поможет усвоить новый материал, например, при изучении регистров. Разница между высокими и низкими звуками усваивается быстрее, если ёё иллюстрировать при помощи машинки или куклы.
1 этап — объяснение темы. Педагог, показывая, как устроено фортепиано, заостряет внимание на различии высокого и низкого регистров. При этом невольно у ребенка голос низкого, «толстого» звука ассоциируется с толстой струной, а высокого, «тонкого» - со струной тонкой. Ребёнок не только слышит, но и видит, почему голоса становятся всё выше и тоньше, когда рука педагога, исполняя отдельные звуки, движется по клавиатуре вправо
Тема: «Мажорный и минорный лады»
(2часа).
Известно, насколько эта тема сложна для объяснения маленьким детям и как трудно они воспринимают её. Сказка «Два брата» облегчит её восприятие.
В давние- давние времена в сказочной стране под названием Звукландия правил король Дин-Дон Седьмой. Больше всего на свете любил он спать да скучать.
Бывало сядет он на свой трон и скучает.
От скуки ногами болтает.
От скуки прикажет печенье подать,
А солдатам — песню запевать.
Солдаты были у него необычные -
Все, как один, певцы отличные.
И за это, кстати сказать.
Стал Дин-Дон их звуками звать.
Споют звуки королю одну песню, другую,
Король захрапит, и звуки тоже на боковую.
Спят себе до утра.
Утром встанут, крикнут: «Ура!»
Король проснётся,
С боку на бок перевернётся.
И всё заново начнётся:
Скука, печенье, солдатское пение.
От этой жизни звуки настолько обленились,
Что петь как следует совсем разучились.
Король был ужасно огорчён.
Даже скучать перестал он.
Заставляет их петь и так, и сяк.
А они не хотят никак.
Но вот однажды прибыли в Звукландию из далёкой страны Ладиидва брата — Лада. Один был веселый плясун- хохотун и звали его Мажор, а другой грустный, задумчивый и звали его Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему.
Во дворец явились,
Королю, как положено, поклонились.
- Здравствуй, Дин-Дон, - говорят.-
Хотим послушать твоих солдат.
- А ну, - скомандовал звуком король, -
Запевать всем изволь!
Раз, два! Раз, два!
Запели звуки, кто в лес, кто по дрова.
Не выдержали этой музыки братья,
Закричали на два голоса : «Хватит!»
- Давай, - говорят, - Дин-Дон, мы тебе поможем,
Из звуков твоих песню ладную сложим.
Выстроил Мажор Звуки вряд -
Получился звукоряд.
-Все мы дружно встали в ряд,
Получился звукоряд.
Не простой — мажорный,
Радостный, задорный. ( С - dur)
Кончили звуки петь — шагнул вперёд Минор.
Звуки загрустили:
Мы минорный звукоряд,
Грустных звуков длинный ряд.
Песню грустную поём.
И сейчас мы заревём. ( а- moll)
С тех пор наступил порядок в Звукландии.
Дин-Дон по другому жить стал,
Под новую музыку спать перестал.
Загрустит он — Минор явится.
Захочет веселиться — Мажор появится.
Стали звуки жить ладно,
И песни звучали складно.
После знакомства со сказкой, учитель делает с детьми аппликацию, где мажорный лад ассоциируется с солнышком, а минорный лад — с тучкой и дождиком.
Эта тема может прослеживаться в течении всего учебного года. При исполнении и слушании музыкальных произведений с ярко выраженной ладовой окраской учитель задаёт вопрос: -»Как вы думаете, какой братец — лад помогает нам исполнить это произведение?». С ладом связываются другие средства музыкальной выразительности: характер, способ звуковедения, манера исполнения музыки.
Тема: «Паузы»
(2 часа).
Для знакомства с понятием паузы предлагается сказка «Неразлучные друзья». Читая её, следует заострить внимание детей на том, что паузы в музыке надо слушать.
Неразлучные друзья.
Жил- был на свете мальчик Коля.
Учился он в музыкальной школе,
И была у него книжка.
Нет, не книжка-игрушка,
И не книжка- малышка,
А обычный учебник для первого класса музыкальной школы.
И вот однажды ночью, когда Коля уснул, случилась вот такая история.
Только часы двенадцать пробили,
Вдруг эту книжку быстро открыли.
И кто бы вы думали её открыл?
Ноты!
Да-да, ноты-невилички,
Заплакали они, загоревали.
Что-то друг другу рассказывать стали.
Потом побежали по книжке без оглядки.
Только засверкали пятки.
Далеко убежали,
Остановились на одной странице, смотрят.
А место им незнакомо.
Какие-то знаки навстречу идут.
Спрашивают у нот: «Как очутились вы тут?»
Ноты наперебой рассказывать стали:
- Ох, вы знаете, мы чуть совсем не пропали.
Мальчик, который занимается по этой книжке.
Заставляет нас петь без передышки.
Вы бы только знали,
Как мы устали!
Ведь нельзя же нам всё время звучать,
Должны и мы иногда отдыхать.
Посмотрите, что с нами случилось,
Какая беда приключилась:
Мы, норы, бедные,
Стали ужасно бледные.
Так долго пели,
Что все поседели.
Так пели, старались,
Что чуть совсем без голоса не остались,
Выслушали их знаки незнакомые и говорят:
- Ну, об этом не стоит горевать,
Слёзы горючие проливать.
Мы как раз знаки молчания,
Обозначаем перерыв в звучании.
Паузы нас зовут.
Вот мы все тут.
Теперь, ноты,
Вы по-другому запоёте.
Забирайтесь к нам.
Будем вместе жить.
Больше не о чем вам тужить.
Станем мы с вами
Неразлучными друзьями.
Обрадовались нотки, забрались к паузам и стали жить- поживать, горя не знать. А Коля научился исполнять музыку с паузами.
На данном этапе достаточно того, что дети поймут: пауза — это перерыв в музыке, знак молчания.Для чего нужны паузы?
Попробуем прочитать любое знакомое и любимое детьми стихотворение без пауз, на одном дыхании, не осмысливая текст.
Дети сами сделают вывод, что паузы нужны для осмысления сказанного.
Те же законы нужны и в музыке. Пауза даёт возможность взять новое дыхание, пауза позволяет осмыслить услышанное и исполненное.

Использованная литература.
1. Аркадий Клёнов «Там, где музыка живёт».
«Педагогика — пресс». Москва,2010 г.
2. Евгений Гульянц «Детям о музыке»
«Аквариум». Москва, 2011 г.
3. М.Е. Хватцев «Логопедия» «Дельта» С.- П. 2013г.
4. «Музыкальное воспитание в Венгрии» « Композитор». М., 2014 г.
5. Е.А. Королёва «Музыка в стихах, сказках и картинках»
«Просвещение» . М., 2014г.
6. Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах».
« Композитор», М., 12014г.
7. Д. Кабалевский «Ровесники» вып.1.
«Музыка», М.,2011 г.
8. Д. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?»
«Просвещение», М., 2013 г.
9. Галина Левашева «Поговорим о музыке»
«Детская литература», Л., 2014 г.
10. «Рассказы о музыке»
Из « Юношеского музыкального клуба». «Музыка», М., 1968 г.
11. Н. Перунова «Музыкальная азбука»
«.Композитор», М., 2013 г.
13. «Дошкольное воспитание»2015 г. № 2.
14. «Дошкольное воспитание». 2014г. № 8.

Рецензия
На методическую разработку «Развитие музыкальной отзывчивости детей

дошкольного возраста , через восприятие музыки»
педагога дополнительного образования МБОУ ДО ДДТ «Созвездие»

Калмыковой Ирины Михайловны.
Данная методическая разработка содержит конкретные материалы и
Указания по организации и проведению учебных занятий.
Разработка состоит из 5 конспектов занятий , составленных по единому
плану.Она может быть использована педагогами. работающими с детьми в
системе дополнительного образования детей и в дошкольных
образовательных учереждениях.
.
Цель данной методической разработки – донести до педагогов , работающих с детьми 5 - 6 лет ценность и значимость ознакомления детей с
такими важными , базисными музыкальными понятиями как : музыкальные и шумовые звуки динамические оттенки , высокие и низкие звуки , мажорные и минорные лады , паузы.
Планы занятий конкретны, содержание - доступно. Занятия способствуют формированию ключевых компетенций обучающихся , их личностному общению, развитию творческих способностей, расширению общекультурного кругозора.
:
Данная разработка может быть предложена для аттестации на первую .
квалификационную категорию.