Презентация педагогического проекта по формированию духовно-нравственных качеств у дошкольников с использованием педагогических идей В.А.Сухомлинского Жизнь дана на добрые дела


ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА №14 «МИР» УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ШАХТЕРСКАПедагогический проект"Жизнь данана добрые дела"Система работы по формированию духовно-нравственных качеств с использованием педагогических идей В.А.Сухомлинского Автор: Тимакова Ольга ВикентьевнаОбразование: высшее. Государственное высшее учебное заведение «Донбасский государственный педагогический университет», 2013г.Должность: воспитатель Стаж педагогической деятельности: 5 лет АННОТАЦИЯПроект «Жизнь дана на добрые дела» является средством обеспечения сотрудничества детей, педагогов, родителей и ориентирован на признание приоритета развития дошкольника как личности его социально-нравственной составляющей.Главные принципы проекта: - активность (каждый участник проекта имеет право на собственный выбор), - принятие самостоятельного решения (позволяет расширить степень свободы детей и взрослых).- принцип добродетельности (вежливость, доброжелательность насыщают всю жизнь в группе)Проект направлен на создание благоприятных условий для становления социальной компетентности ребенка, развитие социальных качеств, положительных эмоций и мотивации на добрые дела, формирование коммуникативных умений.Цель проекта – моральное воспитание ребенка, формирование духовно-нравственного сознания и поведения.Проект состоит из шести мини-проектов, результатом каждого мини-проекта является создание «Творческой копилки» детей и взрослыхВ проекте задействованы различные виды деятельности: игровая, словесная, поисково- исследовательская, продуктивная, художественно-эстетическая, которые побуждают детей к устойчивому проявлению нравственных качеств. Срок реализации проекта 6 месяцев (ноябрь 2015г. – апрель 2016г.) Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания в современных условиях возрастает, и задачей современной семьи, образовательной организации является формирование у детей начальных представлений о нормах морали. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Духовное развитие детей начинается с детства, так ка происходит становление основных черт и качеств характера, формируется самосознание, личностные особенности человека. Поэтому необходимо заложить «код» высокой духовности, духовной культуры, наполнить сердце ребенка чутким, бережным отношением к себе и окружающим. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше, а наследие великого педагога В.А. Сухомлинского, является богатой основой для становления самосознания ребенка и духовно-нравственного воспитания. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА Воспитатели Дети 4-5 летРодители ЦЕЛЬформирование базовых качеств личности как показателя жизненной компетенции детейпреемственность в работе дошкольного учреждения и семьи с целью обеспечения нравственного сознания и поведения дошкольников Ожидаемые результаты проектасоздание условий для самосовершенствованиядуховный ростнравственное развитие каждого ребенкареализация приобретенных качеств в повседневной жизни ЗАДАЧИ ПРОЕКТАвоспитывать: экологическую культуру воспитанников бережное отношение к природе любовь к родному краюформировать у детей умение строить позитивные отношения со сверстниками и взрослыми: контролировать собственное поведение и выходить из конфликтных ситуаций воспитывать: толерантность;честность;тактичность к родным людям, желание сделать им приятное развивать умение сотрудничать (договариваться, уступать)познакомить с правилами культуры поведения: дома, в детском саду, в общественных местах, на улицепривлечь детей к системе ценностей культуры и традиций своего народа, уважительного отношения к его достояниям и родного языка ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИПОЗНАВАТЕЛЬНАЯПознавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.научить детей определять события, памятные даты, сохранять впечатления о собственном участии в жизни в дошкольном учреждении; обобщить, расширить знания детей о взаимоотношениях с родителями, чувствовать и ценить защиту и поддержку, жизненную опору, доброту, которую дают родители знакомить с лексикой этикета СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯСоциально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. формировать способность извиняться, прощать, анализировать и оценивать собственное поведение; воспитывать чувство миролюбия, уважения к тем, кто рядом;воспитывать заботливое отношение к друзьямХУДОЖЕТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯХудожественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). подвести детей к пониманию сути эстетической, этической категории «красивое» научить видеть прекрасное вокруг себя, единство красоты и полезности, красоты и здоровья, красоты внутренней и внешнейспособствовать умению видеть, ценить и беречь красоту природы; воспитывать чувство удовлетворения радости и гордости от познания природы; формировать осознание ответственности за жизнь живых существ и растений РЕЧЕВАЯРечевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. развивать устную речь; создавать условия для овладения детьми лексическим богатством родного языка; совершенствовать лингвистические свойства речи; дифференцировать собственную речь в зависимости от адресатавоспитывать чувство удовлетворения от процесса и результатов творчества;поощрять к творческой инициативе ФИЗИЧЕСКАЯФизическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).поддерживать свое здоровье в норме; испытывать радость от здорового тела, стремиться реализовать здоровый образ жизни;осознавать значение физической выносливости для успешного обучения МИНИ-ПРОЕКТ «ЛЮБИ И ЗНАЙ ЛЮБИМЫЙ КРАЙ»«… оставляйте всегда что-то недосказанным, чтобы ребенку захотелось снова и снова возвращаться к тому, о чем он узнал» В.А.СухомлинскийИстория моей республикипутешествие в историю; игра «Что я знаю о прошлом»;«Традиции моей семьи»Миру - мирбеседа о мире; изготовлениеголубей мира; создания Дерева Мира;игра «Что для нас слово МИР»Чтение произведений В.А. Сухомлинского «Дедова колыбель» «Дедушкин пояс»Тропинка помощиопределение объекта помощи; шкатулка добрых дел и поступков; игра «От сердца к сердцу»Уроки мужества выбор положительного героя исторического прошлого и современной жизни; игра «Было, есть и будет»В нашем сердце край роднойконкурс рисунков;вечер песен и стихов МИНИ-ПРОЕКТ «БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ»«Природа не утратила для нас своей огромной ценности и как первоисточник материальных благ, и как неисчерпаемый источник здоровья, радости, любви к жизни и духовного богатства каждого человека» В.А.СухомлинскийЛюби и береги своих пернатых друзей исследовательская деятельность «Что нужно птицам»; где живут птицы?Другим не поможем — сами пропадемопределение правил поведения в природе;практическая деятельность «Кормушки для друзей»Чтение произведений В.Сухомлинского «Как Марийка поливала дерево»; «Пять дубов»; «Дуб и топор»; «Камень»; «Капля росы»Наблюдаем изменения природы о чем шепчут листья; исследовательская деятельность «Листопад в моём городе»Тропинка помощиАкция «Покормим птиц зимой»  МИНИ-ПРОЕКТ «БУДЕМ ДРУЖНО В МИРЕ ЖИТЬ»«Именно дружба является одной из сфер воспитания любви к человеку» В.А.СухомлинскийУроки хорошего поведения составление рассказов из личной жизни «Мой хороший поступок»; игра «Подари другу радость»; игра-викторина «А как бы поступил ты?»Групповая дискуссияБез беды друга не узнаешь;Не бросай друга в несчастье;Будем дружными (из жизни группы)Ростки добрасоставления модели цветка Дружбы(определение составляющих доброты); путешествие в страну Доброты;упражнение «Подари любовь»Чтение и обсуждение произведений В.А.Сухомлинского «У кого радость, а у кого горе»; «Как коту стыдно стало»; «Даже цветы от стыда покраснели»Творческая копилка литературная викторина; рисунки к сказкам МИНИ-ПРОЕКТ «МЫ ЗДОРОВЬЮ СКАЖЕМ «ДА»«Забота о здоровье ребенка,— это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху – это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» В.А.Сухомлинский Дружим со спортомспортивные игры подвижные игры игры-эстафетыДни здоровья Беседы«Кто с закалкой дружит, никогда не тужит»«На зарядку – становись!»«Чистота – залог здоровья»Чтение произведений В.А. Сухомлинского«Весело бабочке плыть»«Как кот умывается»«Ленивая подушка»Релаксация«Туристы»«Загораем»Психогимнастика «Весёлая игра»Творческая копилка рисование, лепка по сюжетам рассказовСпортивные праздники«Мама, папа, я – спортивная семья»«Веселые старты»  МИНИ-ПРОЕКТ «КРАСОТА ТВОРИТ ДОБРО»«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В.А.СухомлинскийДень семьи создание семейного дерева этикет почитания семьи игра «Моя семья»Карусель добрых волшебников формирования понятия «Обаяние»; проявление обаяния в реальной жизни; игра «Волшебный цветок»Окошко желанийпутешествие к цветику-семицветику; калейдоскоп желаний в рисунках; встреча со сказочными героями; игра «Я мечтаю о…»Чтение произведений В.А.Сухомлинского «Всё поёт в лесу»; «Скажи человеку «Здравствуйте»;« Почти волшебный разговор»;« Красота, Вдохновение, Радость и Тайна»Лучики благодарности и любви обучение этикету благодарности; игра «За что мы благодарим?»; изготовление поздравительных открыток Чтение произведений В.А.Сухомлинского «Седьмая дочь»; «Седые волосинки»;«Чей родственник дедушка»; «Почему дедушка такой добрый»;«Пусть я буду ваша бабушка»; «Бабушкин борщ»Тематическая конференция «Эстетическое и нравственное воспитание в семье в мире идей В.А.Сухомлинского»МИНИ-ПРОЕКТ «СЕМЬЯ – САМОЕ ТЕПЛОЕ МЕСТО НА ЗЕМЛЕ»«Ребенок — зеркало семьи: как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В.А.Сухомлинский Беседа за круглым столом «Первые учителя - это всегда родители» обмен педагогическим опытом родителей в деле воспитания духовностиСеминар-практикум «Формы общения детей и взрослых»выступление психолога «Настроение ребенка в наших руках»; дискуссия «Влияние родителей и родительских установок на развитие детей. Негативные и позитивные установки»; игра с родителями «Слабое звено»Педагогические посиделки «Воспитания родительским примером»родители глазами детей (рассказ по рисункам своих детей); анкетирование «Родители или друзья, кто вы для своих детей» МИНИ-ПРОЕКТ «ТОЛЬКО В ТРУДЕ ЖИЗНЬ И КРАСОТА»Тропинка помощиОперация «Забота»Карусель трудовых делТрудовой десантОперация «Заботливый хозяин»Творческие мастерскиеЧтение произведений В.А.Сухомлинского «Утром на пасеке»; «Почему мама так хвалит»; «Черные руки»; «Как ежик печь построил»; «Что посеешь, то и пожнешь»; «Он стал тружеником» ПОКАЗАТЕЛИ ЖИЗНЕННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ЛИЧНОСТИЯКрасоту замечаю, сердцем чувствуюГражданином я расту и республику люблюЧасть природыО здоровье забочусь - силу, мужество развиваютрудолюбивый ребенок - счастливый ребенокЗаконы жизни изучаю всегдаДарю доброДружбу уважаюЦеню жизньПланирую будущееВзрослым помогаю Навыками овладеваюДом украшаюТрудолюбивым росту Здоровье берегудух и тело закаливаюсобственное счастье строюОкружающий мир узнаюЗаконы открываюРастения сажаюВсе живое берегуС искусством общаюсьМиром удивляюсьКрасотой любуюсьСоздателем реализуюсьСемью уважаюкрай свой изучаюПредков помню Список использованной литературы:Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 20042. Артемова Е. И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2012. - 7. 3. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2012.4. Гарбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой // Дошкольная педагогика. – 2012. - 5.5. Грибок В. В., Рыбакова И. А. Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста// Дошкольная педагогика. – 2013. - 1. 6. Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. - С-Пт., 20057. Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 20088. Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? - М., 20109. Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? -М., 2010