Программа кружка Процентные вычисления на каждый день

Пояснительная записка
Практика показывает, что многие выпускники школы не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Данная программа предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы «Проценты» позволил выделить группы задач, которые и составили основу программы кружка. Каждой группе задач предшествует небольшая историческая и теоретическая справка. Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, связанные с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации.
Программа «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата в решении повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по естественнонаучному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности, развитию интеллектуальных качеств личности учащихся.
В результате изучения программы кружка учащиеся должны:
- понимать содержательный смысл термина «процент», как специального способа выражения доли величины;
- уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 %-1/2; 20 % - 1/5, 25%-1/4 и т. д.);
- знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
- производить прикидку и оценку результатов вычислений;
- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления.
Цель - формирование основ экономической грамотности
Задачи программы:
решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
уметь производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности
оценивать свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Основные формы организации учебных занятий: лекция, беседа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпиадных. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме.
Учебно-тематический план

Наименование тем
Всего часов
В том числе




лекция
практика
семинар

1.
Проценты. Основные задачи на проценты.
6
1
4
1

2.
Процентные вычисления в жизненных ситуациях.
12
3
8
1

3.
Задачи на сплавы, смеси, растворы.
8
2
5
1

4.
Решение разнообразных задач на проценты.
8

8


5.
Итого:
34
6
25
3

Содержание изучаемого курса
Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты. (6 часов).
История появления процентов; устранение пробелов в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализация знаний об арифметических и алгебраических приемах решения задач. Учебный проект «Ремонт квартиры».
Тема 2. Процентные расчеты в жизненных ситуациях. (12 часов).
Применение процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами; вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений. Учебный проект «Малый бизнес».
Тема 3. Задачи па смеси, сплавы, концентрацию. (8 часов).
Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты. Учебный проект «Наш огород».
Тема 4. Решение разнообразных задач по всему курсу. (8 часов).
Практическая работа. Творческие задания. Учебный проект «Открытие своего кафе».

Тематическое планирование:


Тема занятия
Количество часов


Проценты. Основные задачи на проценты.

6

1.
Вводное занятие. История появления процентов.
1

2.
Нахождение процента от числа (величины).
1

3.
Нахождение числа по его проценту.
1

4.
Нахождение процента одного числа от другого.
1

5.
Обобщающее занятие по теме «Основные задачи на проценты».(семинар)
1

6.
Защита проекта «Ремонт квартиры».
1


Процентные расчеты в жизненных ситуациях.
12

7.
Применение в жизни процентных расчётов.
1

8.
Решение задач, связанных с заработной платой.
1

9.
Задачи на нахождение стоимости товара.
1

10.
Бюджетный дефицит и профицит.
1

11.
Изменение тарифов.
1

12.
Вычисление процентных ставок в банках.
2

13.
Процентный прирост.
2

14.
Определение начальных вкладов.
1

15.
16.
Обобщающее занятие по теме «Процентные расчеты в жизненных ситуациях».(семинар)
1

17.
Защита учебного проекта «Малый бизнес»
1


Задачи па смеси, сплавы, концентрацию.
8

18.
Задачи на смеси.
2

19.
Задачи на сплавы.
2

20.
Задачи на концентрацию вещества.
2

21.
Обобщающее занятие по теме «Задачи на смеси, сплавы, концентрацию». (семинар)
1

22.
Защита учебного проекта «Наш огород».
1


Решение разнообразных задач по всему курсу.
8

23.
Сложные проценты.
3

24.
Старинные способы решения задач на смеси и сплавы.
2

25.
Задачи на банковские расчёты.
2

26.
Защита проекта «Открытие своего кафе».
1


Итого:
34


Литература для учителя:
Барабанов, О. О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления// Математика в школе. - 2003. - № 5. - С. 50-59.
Башарин, Г. П. Начала финансовой математики. - М., 1997.
Башарин, Г.-П. Элементы финансовой математики. - М.: Математика (приложение к газете «Первое сентября»). № 27. - 1995.
Водинчар, М. И., Лайкова, Г. А., Рябова, Ю. К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений // Математика в школе.-2001.-№4.
Глейзер, Г. И. История математики в школе (4-6 кл.): пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1981.
Дорофеев, Г. В., Седова, Е. А. Процентные вычислении. Н) 11 классы; учеб.-метод, пособие. - М.: Дрофа, 2003. - 144 с.
Канашева, Н. А. О решении задач на проценты // Математика в школе. - № 5. -1995. - С. 24.
Липсиц, И. В. Экономика без тайн. - М.: Вита-Пресс, 1994.
Рязановский, А. Р. Задачи на части и проценты // Математика в школе. - № 1. - 1992. - С. 18
Симонов, А. С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе. - 1998. - № 4.
11.Симонов, А. С. Сегодняшняя стоимость завтрашних, платежей // Математика в школе. - 1998. - № 6.
12.Симонов, А. С. Сложные проценты /Математика в школе.-1998.-№ 5.
13.Соломатин, О. Д. Старинный способ решения задач на сплавы и смеси // Математика в школе. - 1997. - №1. - С.12-13.
14.Шорина, С. П. Обоснование старинного способа решения задач на смеси // Математика в школе. - 1997. - № 6. - С. 77.
Литература для учащихся:

Вигдорчик, Е., Нежданова, Т. Элементарная математика в экономике и бизнесе. М., 1997.
Дорофеев, Г. В., Седова, Е. А. Процентные вычислении. Н) 11 классы; учеб.-метод, пособие. - М.: Дрофа, 2003. - 144 с.
Липсиц, И. В. Экономика без тайн. - М.: Вита-Пресс, 1994.
Рязановский, А. Р. Задачи на части и проценты // Математика в школе. - № 1. - 1992. - С. 18.
Шевкин, А. В. Текстовые задачи. - М.: Изд. отд. УНЦ МГУ, 1997.-60 с,

15