Статья по теме Конструирование урока с использованием дистанционных образовательных технологий


Проектирование урока на основе использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ)
В наше время компьютеры, Интернет, цифровое оборудование и ресурсы вошли в повседневную жизнь многих школ, изменили их, появились новые методы и формы обучения. Интернет является коммуникационной средой, позволяющей общаться людям, разделенным расстоянием и временем. Электронная почта, чат, видеоконференции – эти технологии теперь доступны каждой школе, накоплен и обобщён опыт их использования в образовательных целях.
В связи с этим особую значимость приобретает использование дистанционных технологий, обеспечивающих доступность качественного образования для всех обучающихся, в том числе для учащихся сельских школ, находящихся в сложных социальных условиях.
Я уже третий год работаю в Захолынской основной школе Ярцевского района, провожу уроки английского языка с учениками, находящимися в удалённом доступе.
Нужно сказать, что урок с использованием ДОТ имеет много общего с традиционным. Это те же 45 мин. по времени. На уроке я использую учебник, рабочую тетрадь, аудиозаписи для прослушивания, интернет-ресурсы; я соблюдаю основные этапы урока, оцениваю учащихся на уроке и т.д.
Но, конечно же, такой урок имеет и свои отличия от традиционного. Проводится он с использованием программы Skype, что требует от учителя и учащихся определённых знаний и умений. Уроки предусматривают такой режим работы, как on-line (когда происходит общение учителя и учащихся, т.е. синхронный режим).
Чтобы сконструировать урок с применением ДОТ, необходимо знать его структуру. Я использую следующую модель структуры урока:
Мотивационный блок. Мотивация - необходимая составляющая такого урока, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учеником. Для создания мотивации, чтобы поддерживать познавательный интерес на протяжении всего урока, в содержание урока я включаю дидактические игры. Для этого использую различные web-сервисы (например, LearningApps.org).
Инструктивный блок, который включает в себя инструкции и рекомендации по уроку. Перед каждым уроком я готовлю инструкции для учащихся и для тьютора по работе на уроке в режиме on-line, и на случай, если возникнут проблемы с Интернетом в режиме off-line.
Информационный блок (система информационного наполнения: тексты, правила, упражнения, презентации и т.д.).
Контрольный блок – это система тестирования и контроля. На уроках я предлагаю ребятам тесты, самопроверку, взаимопроверку. Использую документ-камеру, чтобы сразу показать учащимся их ошибки в работе.
Коммуникативный и консультативный блок включает в себя систему интерактивного взаимодействия участников урока с учителем и между собой. В любой момент урока, даже работая самостоятельно, ученик может обратиться за помощью к учителю.
Для проведения уроков с использованием ДОТ из учебных средств я применяю:
1) учебные книги (на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.);
2)  сетевые учебно-методические пособия;
3)  учебные тренажеры;
5)  электронные библиотеки;
6)  электронные образовательные ресурсы;
7)  аудио учебно-информационные материалы;
8)  видео учебно-информационные материалы и т.д.
При разработке урока с использованием ДОТ я придерживаюсь следующего алгоритма:
1.   Определяю тему урока.
2.   Устанавливаю тип урока (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях, самопроверки и т.д.).
3.   Определяю цель занятия (относительно ученика, учителя, их совместной деятельности).
4.   Выбираю наиболее оптимальные по техническим и технологическим особенностям модель и формы урока с использованием дистанционных технологий.
5.   Продумываю способы доставки учебного материала и информационных обучающих материалов.
6.   Определяю очерёдность учебных элементов, выбираю формы их предъявления ученику (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.). Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.
7.   Подготавливаю глоссарий по тематике урока с использованием ДОТ.
8.   Указываю перечень материалов или сами материалы, необходимые для занятия: ссылки на web-сайты по данной тематике, сайты электронных библиотек, собственные web-квесты, тексты «бумажных» пособий, необходимые аудио - материалы, CD-ROM и др. (подбор для каждого модуля гиперссылок на внутренние и внешние источники информации в сети Интернет).
9.   Разрабатываю контрольные задания для каждого учебного элемента урока. Выбираю систему оценивания и формирую шкалу и критерии оценивания ответов учеников.
10. Определяю время и длительность непрерывной работы за компьютером, исходя из возрастной категории обучающихся:
·   6-7-х классов - 20 мин,
·   8-9-х классов - 25 мин,
·   10-11-х классов - 30 мин.
Распределяю время урока (для on-line режима):
Ознакомление с инструкцией – 5 минут;
Работа в соответствии со сценарием – 20 минут;
Выполнение индивидуальных заданий по желанию – 10 минут;
Обсуждение результатов урока – 10 минут.
11. Составляю технологическую карту урока, подробный сценарий урока с использованием ДОТ.
12. На основе анализа результатов уровня ИКТ-компетентности ученика составляю для них инструкцию по обучению и выполнению заданий.
Заранее не знаешь, как пройдёт урок с технической стороны. Поэтому необходимо подготовить инструкции для учащихся и тьютора в случае, если будут неполадки в Интернете или если Интернет будет отсутствовать.
В качестве примера предлагаю инструкции к уроку по теме: «Уолт Дисней – успешный человек» (Приложение 1).
Особая роль отводится созданию и использованию электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Свои электронные ресурсы к уроку я размещаю на платформе Moodle. Это инструкции к уроку (что и в каком порядке следует выполнить), задания для урока, аудиозаписи, презентации, лекции, тесты, гиперссылки и т.д. Количество размещенных ресурсов зависит от того, как я планирую проводить урок. Обучающиеся также имеют доступ к системе электронного обучения, где хранятся ЭОР. Тот урок, который будет проходить, выделяется. И учащиеся легко его могут найти.
Очевидно, что такой урок требует от учителя тщательной подготовки. Необходимо составлять подробный сценарий урока. Удобнее всего это делать в форме технологической карты, в которой прописаны основные задания, деятельность учителя и учащихся, время выполнения заданий и т.д. В качестве примера предлагаю технологическую карту урока английского языка в 8 классе по теме: «Уолт Дисней – успешный человек». (Приложение 2)
Приложение 1
Инструкция для тьютораДо начала урока:
1.Распечатайте «Инструкцию для учащихся к уроку № 79».
2.Распечатайте задание 2 «Task 2».
На уроке:
1.Организовать спокойную, рабочую обстановку.
2.Следить за тем, чтобы учащиеся внимательно работали с материалами урока.
3.Не разрешать детям переходить на другую страницу урока, пока не выполнено задание на предыдущей.
4. В течение всего урока поддерживать связь с учителем.
На парте у учащихся должны находиться:
-учебник
- рабочая тетрадь
- инструкция по проведению урока
- задание 2 (на каждого учащегося)
Инструкция для тьютора в случае отключения Интернета
За день урока:
1.Распечатайте «Инструкцию для учащихся к уроку № 79».
2.Распечатайте ответы к домашнему заданию.
3.Сохраните на рабочем столе следующие материалы
- слайд «Illustrations», документ «Questions», документ «New Words»
http://moodle.yamg.ru/mod/folder/view.php?id=696- презентацию «Presentation»
http://moodle.yamg.ru/pluginfile.php/887/mod_resource/content/1/Walt_Disney%201.ppt- задание 1 «Task 1», задание 2 «Task 2», ответы «Answers»
http://moodle.yamg.ru/mod/folder/view.php?id=739-рефлексия «Introspection»
http://moodle.yamg.ru/pluginfile.php/951/mod_resource/content/1/Introspection.docxНа уроке:
1.Организовать спокойную, рабочую обстановку.
2.Следить за тем, чтобы учащиеся внимательно работали с материалами урока.
3.Не разрешать детям переходить на другую страницу урока, пока не выполнено задание на предыдущей.
4.При необходимости помочь учащимся открыть задания урока.
Инструкция для учащихся к уроку № 79
The 31-st of March
Tuesday
Successful Persons
1. Проверка домашнего задания.
Шаг 1: посмотрите на листок с ответами и сравните со своей домашней работой, исправьте ошибки, если необходимо.
Шаг 2: поработайте в паре, прочитайте и переведите на русский язык словосочетания и предложения.
2. Изучение нового материала.
Шаг 3: откройте страницу урока под названием «Tasks before Reading the Text», найдите слайд «Illustrations».
Шаг 4: посмотрите на иллюстрации и догадайтесь, какому успешному человеку посвящён урок.
Шаг 5: откройте документ «Questions», прочитайте и переведите вопросы.
Шаг 6: откройте документ «New Words», прочитайте и запомните новые слова.
Шаг 7: откройте учебник, прочитайте первый текст в упр.11 с. 96
Шаг 8: откройте страницу урока «Presentation», посмотрите презентацию, чтобы получить дополнительную информацию.
3. Закрепление изученного.
Шаг 9: откройте страницу урока под названием «Tasks after Reading the Text», найдите задание 1.
Шаг 10: ответьте на вопросы, используя информацию из текста и презентации.
4. Контроль знаний.
Шаг 11: найдите задание 2, прочитайте предложения и отметьте, правда это или ложь.
Шаг 12: откройте документ «Answers» и поверьте себя, исправь ошибки, если необходимо.
5. Подведение итогов.
Шаг 13: выскажи мнение о своей работе на уроке, используя слова, которые найдешь на странице «Introspection».
Шаг 14: откройте гиперссылку «For Fun». Там вы найдете адрес сайта, где можно посмотреть Диснеевские мультфильмы. Enjoy Yourself!
Приложение 2
Технологическая карта урока английского языка
с использованием дистанционных образовательных технологий
Пояснительная записка
Данный урок разработан для учащихся 8 класса Захолынской основной школы
Тема урока: Уолт Дисней – успешный человек.
Программа Биболетовой М.З., Трубаневой Н.Н. «Английский с удовольствием/ Enjoy English» для 5-9 классов общеобразовательной школы
Кол-во часов в неделю: 3
Урок № 79
Материально-техническое обеспечение урока:
комплект компьютерного оборудования, оборудования для видеосвязи, документ-камера.
программное обеспечение: Microsoft Office, Libre Office, Skype, CDO Moodle.
электронные образовательные ресурсы;
печатные раздаточные материалы.
Методы и приёмы обучения, применяемые на уроке:
• частично-поисковые;
• контроля и самоконтроля.
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: расширить и систематизировать знания учащихся об Уолте Диснее как успешном человеке, развивать личность учащихся на основе усвоения предметных знаний и УУД.
Задачи урока:
1. Образовательные.
Формирование предметных УУД:
-грамотно отвечать на вопросы, читать текст и полностью понимать прочитанное, выбирать из текста запрашиваемую информацию;
-употреблять лексические единицы по теме «Успешные люди», распознавать и употреблять в речи новую лексику урока; -составить представление о вкладе известных людей в мировую культуру;
-использовать современные образовательные технологии, опираясь на владение английским языком, работать с информационными источниками.
2. Развивающие.
Формирование метапредметных УУД:
- выделять главное, сравнивать, обобщать, систематизировать;
-развивать память и внимание, логическое мышление, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, владеть навыком самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности
3. Воспитательные.
Формирование личностных УУД: проявлять интерес к предмету, толерантное отношение к культуре другой страны.
Формат проведения урока: ON-LINE – режим
Форма организации деятельности – индивидуальная, работа в паре
Используемые информационные и образовательные ресурсы:
№п/п Этапы урока Содержание
этапа Задание для учащихся, ссылка на ЭОР Деятельность обучающегося Деятельность учителя Планируемые результаты, УУД Время
Предметные Метапредметные 1 Организа-ционный
Приветствие учителя, эмоциональ-ный настрой на урок Ответить на вопросы, познакомиться с инструкцией по работе на уроке
http://moodle.yamg.ru/od/page/view.php?id=642Ответы на вопросы, знакомство с инструкцией работы на уроке Приветствие учащихся, организационные вопросы Организовать себя на предстоящую работу, эмоционально настроиться на
урок 5 минут
2 Проверка домашнего задания Организация работы по проверке домашнего задания (Изучена лексика по теме «Successful Persons/ Успешные люди»)
1.Прочитать и перевести словосочетания на русский язык.
2. Сверить своё домашнее задание с образцом, найти и исправить ошибки.
3. Поставить себе оценку (с опорой на памятку) Сверяют с ответами,
исправляют ошибки. Читают, переводят.
Демонстрирует правильно выполненный вариант домашнего задания с помощью документ-камеры,
разбирает ошибки учащихся. Употреблять изученную лексику в речи, читать и понимать текст.
Личностные:
проявлять интерес, выражать положительное отношение к обучению
Регулятивные:
сравнивать, исправлять ошибки, принимать решение, оценивать свою работу.
Познавательные: использовать памятку, выделять необходимую информацию 5 минут
3 Актуализа-ция знаний и целепола-
гание Мотивация,
актуализация знаний для успешного освоения нового материала, постановка цели и планирование деятельности 1. Посмотреть иллюстрации и определить тему урока.
http://moodle.yamg.ru/mod/folder/view.php?id=6962. Прочитать вопросы, определить цель и план действий.
http://moodle.yamg.ru/mod/folder/view.php?id=696Рассматривают иллюстрации, анализируют, читают, переводят вопросы, планируют.
Организует погружение в проблему, работу учащихся по постановке цели и планированию по ее достижению. Строить связное монологичес-кое высказыва-ние, описывать картинку/ фото Личностные:
высказывать мнение, проявлять интерес
Регулятивные:
удерживать цель деятельности, решать задачу и оценивать уровень её решения
Познавательные:
выявлять особенности, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные воспринимать иллюстрации, сравнивать их, составлять монологическое высказывание 5 минут
4 Введение новой лексики Знакомство учащихся с новой лексикой Прочитать и запомнить новые слова, которые встретятся в тексте
http://moodle.yamg.ru/mod/folder/view.php?id=696Повторяют слова за учителем, обращая внимание на произношение, читают, переводят Дает образец чтения новых слов Восприни-
мать на слух новые слова, правильно произносить слова и фразы, соблюдая правила чтения и ударение.
Личностные:
мотивировать себя на деятельность
Познавательные:
выявлять особенности, воспроизводить информацию
Коммуникативные воспринимать и запоминать информацию 5 минут
5 Усвоение новых знаний
Осуществление учебной деятельности по усвоению новых знаний
( чтение текста, просмотр презентации) 1.Прочитать в учебнике первый текст из упр.11 с.96 (изучающее чтение)
2.Посмотреть презентацию о персонажах Диснеевских мультфильмов и Диснейленде.
http://moodle.yamg.ru/pluginfile.php/887/mod_resource/content/1/Walt_Disney%201.ppt3.Обсудить информацию в паре и подготовить ответы на вопросы
Работают с различными источниками информации, анализируют и обобщают информацию.
Находят ответы на вопросы.
Организует учебное взаимодействие учащихся, поиск информации, наблюдает за работой учащихся, консультирует. Строить монологичес-кое высказыва-ние, работать с разными источниками информации, осуществлять изучающее чтение, выявлять смысловое содержание учебной деятельности Личностные: проявлять интерес, выражать положительное отношение к учению
Познавательные: принимать решение, выслушивать другую точку зрения, освоение способов интеллектуального саморазвития и самоорганизации.самостоятельно Коммуникативные искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. 10 минут
6 Закрепление изученного материала Беседа Ответить на вопросы после чтения текста
http://moodle.yamg.ru/mod/folder/view.php?id=739Отвечают на вопросы, используя информацию из разных источников Консультирует, корректирует деятельность учащихся. Грамотно отвечать на вопросы, понимать речь учителя и других учеников.
Личностные: выражать собственные чувства и мысли, проявлять личностные качества Познавательные: организация взаимосвязи своих знаний, установления причинно-следственные связей, Коммуникативные анализировать собственную работу, умение принимать решение, выслушивать другую точку зрения, строить
позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности 5 минут
7 Контроль Самостоятельное выполнение задания Задание 1 «Правда или ложь»
http://moodle.yamg.ru/mod/folder/view.php?id=739Задание 2 «Найди пары» (дидактическая игра)
web-сайт LearningApps.org Успешный человек 4
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Организует деятельность учащихся, наблюдает. Оценивать истинность и ложность высказываний, понимать смысл содержания. Личностные: выражать собственные мысли, правильно понимать задания, справляться с ними
Регулятивные: осуществлять контроль, удерживать цель деятельности, анализировать и оценивать работу
Познавательные:
выявлять особенности, устанавливать причинно-следственные связи 5 минут
8 Рефлексия Осуществле-ние рефлексии Задание: высказать мнение о своей работе на уроке
http://moodle.yamg.ru/pluginfile.php/951/mod_resource/content/1/Introspection.docxПроводят рефлексию своей деятельности. Анализирует высказывания учащихся. Проводить рефлексивный анализ. Личностные: выражать собственные чувства и мысли, правильно понимать себя, осуществлять самооценку Регулятивные: осуществлять рефлексию, самооценку, самоконтроль
Познавательные:
выявлять особенности своего состояния, анализировать содержание своей работы
Коммуникативныевыявлять существенное в своей работе 5 минут