Рабочая программа элективного учебного предмета Процентные вычисления каждый день (9 класс)
















Рабочая программа элективного учебного предмета
по математике


«Процентные вычисления каждый день»

Для обучающихся 9-го класса

Учитель математики Жанкова Л.А.

2016-2017 уч. год. Пояснительная записка

1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273
2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего. Основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089.
6.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СШ № 24»(Стандарт 2004)
7.Учебный план МБОУ «СШ № 24» на 2016/2017 учебный год.
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у обучающихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Курс «Процентные вычисления каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства, ориентирует учащихся на обучение по естественно-научному и социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса способствует не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Цели курса:
сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показать широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

Задачи курса:
сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
привить учащимся основы экономической грамотности;
помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы «Проценты» позволил выделить группы задач, которые и составили основу изучаемого курса. Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми историческими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать/понимать:
содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины;
алгоритм решения задач на проценты составлением уравнения;
формулы начисления «сложных процентов» и простого роста;
что такое концентрация, процентная концентрация;
принципы решения задач на сплавы;
принципы решения задач на смеси.
Обучающиеся должны уметь:
решать типовые задачи на проценты;
применять алгоритм решения задач составлением уравнений к решению более сложных задач;
использовать формулы начисления «сложных процентов» и простого процентного роста при решении задач;
решать задачи на сплавы, смеси, растворы;
производить прикидку и оценку результатов вычислений;
при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления;
уметь соотносить процент с соответствующей дробью.
Повышенный уровень
Обучающиеся должны уметь:
применять процентные расчёты для решения задач оптимизации.
Обучающиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
применение процентных расчётов в различных жизненных ситуациях;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

В результате изучения курса обучающиеся должны:
понимать содержательный смысл термина «процент» как специального способа выражения доли величины; уметь соотносить процент с соответствующей дробью (особенно в некоторых специальных случаях: 50 % 1/2; 20 % 1/5; 25%1/4ит.д.); знать широту применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов; производить прикидку и оценку результатов вычислений;
при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления. В силу большой практической значимости данный курс вызывает интерес, является средством обучения и средством развития интеллектуальных качеств личности обучающихся. Для обучающихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятии могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше. Хотя при изучении курса не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, при достаточно полном рассмотрении вопросов курса несомненно появится прогресс в подготовке обучающихся


Место курса «Процентные вычисления каждый день» в учебном плане
Изучение курса «Процентные вычисления каждый день» в 9а классе в объеме: 1 час в неделю, 34 часов в год осуществляется за счет часов вариативной части учебного плана.
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий на 2016/2017 учебный год на изучение курса «Процентные вычисления каждый день» в 9а классе а отводится 1 час в неделю, 34часов в год.
Основное содержание курса

Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты. (4часа).
Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач.
Тема 2. Сложные проценты. (4 часа)
Рассматриваются задачи более сложные, чем в курсе 5 и 6 классов.
Тема 3. Процентные вычисления в жизненных ситуациях. (6 часа). Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений. Тема 4. Задачи на сплавы, смеси, растворы. (4 часа). Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты.
Тема 5. Задачи на проценты, встречающиеся на экзаменах(6 часа)
Решение данных задач позволит выпускнику подготовиться к экзаменам .
Тема 6. Задачи с литературными сюжетами. (2 час)
Различные истории, связанные с процентными вычислениями, встречаются в ряде художественных произведений, в исторических документах и преданиях.
Тема 7. Деловая игра «Проценты в современной жизни» (2 час)
Игра позволит ориентировать обучающихся на прикладное применение математических знаний в профессиональной деятельности, в неформальной обстановке произвести диагностику качества знаний учащихся по данной теме, создать условия, в которых обучающиеся могут испытать себя как будущего профессионала, проявить свои деловые качества: умение «презентовать» себя на рынке труда, умение руководить коллективом, инициативность, выносливость, смелость.
Тема 8. Решение разнообразных задач по всему курсу. (6час).
Учебно-тематический план


Наименование темы
Всего часов





1
Проценты. Основные задачи на проценты
4

2
Сложные проценты
4

3
Процентные вычисления в жизненных ситуациях.
6

4
Задачи на сплавы, смеси, растворы
4

5
Задачи на проценты, встречающиеся на ОГЭ
6

6
Задачи с литературными сюжетами
2

7
Деловая игра «Проценты в современной жизни»
2

8
Решение задач по всему курсу
5

9
Заключительное занятие.
1


ИТОГО
34

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия
Дата



план
факт

1
Проценты. Основные задачи на проценты



2
Проценты. Основные задачи на проценты



3
Проценты. Основные задачи на проценты



4
Проценты. Основные задачи на проценты



5
Сложные проценты



6
Сложные проценты



7
Сложные проценты



8
Сложные проценты



9
Процентные вычисления в жизненных ситуациях.



10
Процентные вычисления в жизненных ситуациях.



11
Процентные вычисления в жизненных ситуациях.



12
Процентные вычисления в жизненных ситуациях.



13
Процентные вычисления в жизненных ситуациях.



14
Процентные вычисления в жизненных ситуациях.



15
Задачи на сплавы, смеси, растворы



16
Задачи на сплавы, смеси, растворы



17
Задачи на сплавы, смеси, растворы



18
Задачи на сплавы, смеси, растворы



19
Задачи на проценты, встречающиеся на экзаменах



20
Задачи на проценты, встречающиеся на экзаменах



21
Задачи на проценты, встречающиеся на экзаменах



22
Задачи на проценты, встречающиеся на экзаменах



23
Задачи на проценты, встречающиеся на экзаменах



24
Задачи на проценты, встречающиеся на экзаменах



25
Задачи с литературными сюжетами



26
Задачи с литературными сюжетами



27
Деловая игра «Проценты в современной жизни»



28
Деловая игра «Проценты в современной жизни»



29
Решение задач по всему курсу



30
Решение задач по всему курсу



31
Решение задач по всему курсу



32
Решение задач по всему курсу



33
Решение задач по всему курсу



34
Заключительное занятие.


















Учебно-методическое обеспечение 1. Никольский, С. Н., Потапов, М. К., Решетников, Н. Н. Алгебра в 7 классе: методические материалы. М.: Просвещение, 2002. 2. Барабанов, О. О. Задачи на проценты как проблемы словоупотребления. Математика в школе. 2003. 3. Башарин, Г. П. Начала финансовой математики. М., 1997. 4. Башарин, Г. П. Элементы финансовой математики. М.: Математика (приложение к газете «Первое сентября»).№27 1995. 5. Водинчар, М. И., Лайкова, Г. А., Рябова, Ю. К. Решение задач на смеси, растворы и сплавы методом уравнений. Математика в школе.2001. №4. 6. Глейзер, Г. И. История математики в школе (46 кл.): пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. 7. Денищева, Л. О., Миндюк, М. Б., Седова, Б. А. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа. 1011 класс. М.: Издательский дом <Генжер», 2001.
8. Дорофеев, Г. В., Седова, Е. А. Процентные вычисления. 10 11 классы: учеб.-метод. пособие. М.: Дрофа, 2003. 9. Канашева, Н. А. О решении задач на проценты. Математика в школе.№5. 1995. 10. Левитас, Г. Г. Об изучении процентов в 5 классе . Математика в школе. № 4 1991 11. Липсиц, И. В. Экономика без тайн. М.: Вита-Пресс, 1994. 12. Лурье, М. В., Александров, Б. И. Задачи на составление уравнений. М.: Наука, 1990. 13. Рязановский, А. Р. Задачи на части и проценты. Математика в школе. №1. 1992 14. Саранцев, Г. И. Упражнения в обучении математике. (Библиотека учителя математики). М.: Просвещение, 1995. 15. Симонов, А. С. Проценты и банковские расчеты. Математика в школе. 1998. №4.



























Заголовок 115