О грамотности чтения.Развитие функциональной граммотности


Грамотность чтения – что это?
Мы привыкли думать, что в нашей стране дети получают высококачественное образование. Однако когда казахстанские школьники стали принимать участие в международной программе оценки знаний и умений учащихся PISA (Program for International Student Assessment), результаты оказались, по меньшей мере, настораживающими. Постараемся разобраться с этим проблемами. Одна из трудных проблем, с которой сталкиваются наши школьники, оказалась слабая грамотность чтения. Что же это такое?
Под грамотностью чтения понимается способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.
Сущность понятия составляют также признаки: понимание, рефлексия и использование. Они взаимосвязаны и обогащают друг друга. Рефлексия предполагает размышление о содержании (или структуре) текста, перенос его в сферу личного сознания. Только в этом случае можно говорить о понимании текста, о возможности использования человеком его содержания в разных ситуациях деятельности и общения. Какие бывают тексты?
Слова письменный текст подразумевают печатные, написанные от руки или изображенные на дисплее тексты, в которых использован естественный язык. Такой текст может включать визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков, хотя исключает использование фильмов, телеизображения, мультипликации, картинок без слов, которые требуют иной стратегии восприятия. В связи с включением визуальных изображений тексты можно разделить на сплошные (без таких изображений) и несплошные (с такими изображениями). Визуальные изображения (визуальные тексты) могут быть предложены и отдельно, самостоятельно.
Ситуации общения с текстом
Для чего, необходимо прочтение текста?
-Чтение для личных целей (для себя) включает чтение личных писем, художественной литературы, биографий, научно-популярных текстов и др.
- Чтение для общественных целей включает чтение официальных документов, информации разного рода о событиях общественного значения и др.
- Чтение для «рабочих» целей (в процессе труда, на работе) включает чтение текстов инструкций (как сделать) и др.
-Чтение для получения образования включает чтение учебной литературы и текстов, используемых в учебных целях.
Приведем в кратком виде общую классификацию текстов, принятую в исследовании PISA за основу.
Типы сплошных текстов: 1) описание (художественное и техническое); 2) повествование (рассказ, отчет, репортаж); 3) объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация); 4) аргументация (научный комментарий, обоснование); 5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, уставы, законы). К несплошным текстам можно отнести: 1) формы (налоговые, визовые, анкеты и др.); 2) информационные листы (расписания, прейскуранты, каталоги и др.); 3) расписки (ваучеры, билеты, накладные, квитанции); 4) сертификаты (ордера, аттестаты, дипломы, контракты и др.); 5) призывы и объявления (приглашения, повестки и др.); 6) таблицы и графики; 7) диаграммы; 8) таблицы и матрицы; 9) списки; 10) карты. При разработке заданий использовались не все разновидности несплошных текстов.
Умения «грамотности чтения»
В исследовании PISA оценивались умения, овладение которыми свидетельствовало о полном понимании текста:
-общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
-нахождение информации;
-интерпретация текста;
-рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Выявление общей ориентации в содержании текста и понимания его целостного смысла включало определение главной темы, общей цели или назначения текста. Для этого предлагались задания: выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка и т.д.
Задания, направленные на выявление общего понимания текста, предлагали также
обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом; частью текста и специфической сноской, данной к ней автором; выбрать из сформулированных идей текста наиболее общую, доминирующую (это показывает умение ученика отличать основные идеи от второстепенных или обнаруживать основную идею в заголовке текста и формулировке его главной темы). Для оценки умения находить информацию в тексте использовались задания, при выполнении которых учащемуся требовалось «пробежать» текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе.
Для оценки умения интерпретировать текст, развивать его концептуальный смысл учащимся предлагалось сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Для оценки рефлексии на содержание текста было необходимо, чтобы учащийся, выполняя задания, связал информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценил утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, нашел доводы в защиту своей точки зрения. Ясно, что этот аспект понимания текста подразумевал достаточно высокий уровень умственных способностей, нравственного и эстетического развития учащихся.
Для оценки рефлексии на форму текста было важно, чтобы читатель, выполняя задания, оценивал не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения. Этот аспект понимания текста подразумевает достаточное развитие критичности мышления и самостоятельности эстетических суждений.
Для выполнения заданий учащийся должен был владеть знаниями о структуре текста, особенностях жанра, умениями обнаруживать в тексте иронию, юмор, оттенки мысли, выражаемые словом, обнаруживать способности слышать авторский голос и различать авторские оценки изображенного.
Задания, оценивающие осмысление формы текста, предусматривали способность к критическому анализу, оценке адекватности изображенного замыслу автора или соответствия текста его назначению, способность дать стилистический комментарий.
Признаки сложности заданий
Выделены четыре типа заданий: задания на локализацию, циклизацию, интеграцию, генерацию информации. Каждое из этих заданий, во-первых, расширяет объем привлекаемой для ответа информации из текста, а во-вторых, предполагает усложнение самой умственной деятельности, повышение «уровня» познавательной самостоятельности при их выполнении.
Задания на локализацию информации требовали обнаружить в тексте ту ее часть, на которую прямо (буквально или синонимически) указано вопросом. Задания на циклизацию информации предполагали необходимость найти не одну, а несколько ее частей, на которые указывает вопрос, и соотнести информацию вопроса и различных частей текста, что, естественно, сложнее, чем при выполнении заданий на локализацию информации. Задания на интеграцию требовали от учащихся объединения двух или более единиц информации из текста по тому или иному признаку, например, по признаку определения сходства, различий, причинно-следственных отношений и др. Еще сложнее задания на генерацию информации. Это нарастание сложности учитывалось при описании шкал и уровней оценок, которые были применены в процессе анализа результатов исследования грамотности чтения.
Сложность задания зависит также от того, насколько текст включал в себя информацию, которую в сопоставлении с запрашиваемой заданием можно считать отвлекающей, мешающей найти правильный ответ. Задания считаются более легкими, когда отвлекающая информация не представлена в тексте. Более сложными можно считать задания к таким текстам, в которых набор отвлекающих моментов увеличивается и они включают в себя больше единиц информации, чем требуется для ответа. Особенно трудны задания к текстам, в которых отвлекающая информация расположена в непосредственной близости от запрашиваемой заданием.
Характеристики заданий
Для оценки грамотности чтения используются различные типы заданий (задания с выбором ответа, комплексные задания с выбором ответа, задания с закрытым и открытым свободно конструируемым ответом, задания с кратким ответом).
Особенности несплошных текстов
Уже говорилось, что немалая часть текстов включала графики, диаграммы, карты, схемы, таблицы, формы (37% заданий). Такие тексты были отнесены к несплошным.
Особенности сплошных текстов
Обратимся к характеристикам сплошных текстов. Часть из них, как и несплошные тексты, вводили учащихся в ситуации общественной и частной жизни, которые ждут их за порогом школы.
Эти тексты, получившие название «Научное оружие полиции», состояли из статьи журнала, рассказывающей о применении генетического анализа для расследований преступлений, и трех поясняющих статью маленьких научно-популярных статей, излагающих в образной форме сущность ДНК и ее распознавание в лабораторных условиях. Задания-вопросы направлены как на обнаружение информации в предложенных текстах, так и на ее интерпретацию.
Задания-вопросы требовали точности нахождения информации, ее интерпретации и оценки. Предлагались также подобные предыдущим тексты о том, как пройти собеседование при приеме на работу. Отметим, что эти тексты оказались недостаточно актуальными для ближайших интересов учащихся и мало знакомы им. Наконец, были тексты художественных и публицистических произведений (рассказ, басня, рекламный листок, научно-популярная статья, фрагменты из романа и др.).
Как оцениваются такие задания в PISA?
За выполнение отдельных заданий учащиеся получают от 0 до 3 баллов. Все задания с выбором ответа, включая комплексные, а также задания с кратким ответом оцениваются в 0 баллов (неправильное выполнение или пропуск задания) или в 1 балл (правильное выполнение). Задания с открытым свободно конструируемым ответом оценивались от 0 до 3 баллов. При этом количество баллов, полученных учеником, зависело от полноты и соответствия ответа разработанным для оценки задания критериям.
Описание уровней грамотности чтения
В следующей таблице приведена обобщенная содержательная схема уровней грамотности чтения. Эти уровни характеризуют различную по сложности деятельность учащихся с текстом в соответствии с каждым из выделенных в исследовании умений.
Схема уровней грамотности чтения
Нахождение информации Интерпретация текста Рефлексия и оценка
5-й уровень
Найти и установить последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, часть которой может быть задана вне основного текста. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания. Работа с правдоподобной и/или достаточно объемной информацией Истолковать значения нюансов языка либо демонстрировать полное понимание текста и всех его деталей Критически оценить или выдвигать гипотезы на основе специальных знаний. Работать с понятиями, которые противоположны ожиданиям, основываясь на глубоком понимании длинных или сложных текстов
Сплошные тексты: выявить связь отдельных частей текста с темой или основной мыслью, работая с противоречивыми текстами, структура изложения которых не очевидна или явно не обозначена. Несплошные тексты: установить характер связи частей информации, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм и пр., которая может быть длинной и детализированной, иногда используя информацию, внешнюю по отношению к основной. Читатель должен обнаружить, что для полного понимания данного текста требуется использовать различные элементы этого же документа, например, сноски
4-й уровень
Найти и установить возможную последовательность или комбинацию отрывков глубоко скрытой информации, каждая часть которой может отвечать множественным критериям в тексте с неизвестным контекстом или формой. Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания Использовать глубокие идеи, заложенные в тексте, для понимания и применения категорий в незнакомом контексте; истолковывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом. Работать с идеями, которые противоречат ожиданиям и сформулированы в негативном контексте Использовать академические и общеизвестные знания для выдвижения гипотез или критической оценки текста. Демонстрировать точное понимание длинных и сложных текстов
Сплошные тексты: следуя лингвистическим или тематическим связям различных частей текста, нередко имеющего ясно выраженную структуру изложения, найти, интерпретировать или оценить неявно выраженную информацию или сделать выводы философского или метафизического характера. Несплошные тексты: найти отдельные части информации и сравнить или обобщить их, просмотрев длинный, детализированный текст, который чаще всего не имеет подзаголовков или специального формата
3-й уровень
Найти и в некоторых случаях распознать связи между отрывками информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с известной, но противоречивой информацией Объединить несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, объяснять связи и истолковывать значения слов и смысл фраз. Сравнивать, противопоставлять или классифицировать части информации, принимая во внимание много критериев. Работать с противоречивой информацией Делать сравнения или устанавливать связи, давать объяснения или оценивать особенности текста. Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями или основывать выводы на менее известных знаниях
Сплошные тексты: найти, интерпретировать или оценить информацию, используя особенности организации текста, если они имеются, и следуя явно или неявно выраженным логическим связям, например, таким, как причинно-следственные связи в предложениях или отдельных частях текста. Несплошные тексты: рассмотреть информацию, данную в нескольких различных формах (вербальной, числовой, пространственно-визуальной), в их взаимосвязи и сделать на этой основе выводы
2-й уровень
Найти один или более отрывков информации, каждый из которых, возможно, отвечает множественным критериям. Работать с противоречивой информацией Определить главную мысль, понимать связи, формировать, применять простые категории или истолковывать значения в пределах ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями или объяснять особенности текста, основываясь на собственном опыте и отношениях
Сплошные тексты: найти, или интерпретировать, или обобщить информацию из различных частей текста или текстов с целью определить намерения автора, следуя логическим и лингвистическим связям внутри отдельной части текста. Несплошные тексты: продемонстрировать понимание явно выраженной структуры визуального изображения информации, например, таблицы или диаграммы (граф-дерева) или объединить две небольшие части информации из графика или таблицы
1-й уровень
Найти один (или более)независимый отрывок явно выраженной в тексте информации по простому критерию Распознать главную тему или авторские намерения в тексте на известную тему, когда требуемая информация в тексте общеизвестна Установить простые связи между информацией в тексте и общими, повседневными знаниями
Сплошные тексты: определить основную идею текста, используя заголовки частей текста или выделяющие их обозначения, или найти явно выраженную информацию в короткой части текста. Несплошные тексты: найти отдельные части явно выраженной информации на одной простой карте, или линейном графике, или столбчатой диаграмме, которая включает в себя небольшой по объему вербальный текст в несколько слов или фраз
Пример текста Анализ текста
Галогены
Фтор, хлор, бром, йод – элементы, расположенные в VII группе Периодической системы Д.И. Меделеева, проявляют явные неметаллические свойства. Они непостредственно взаимодействуют с металлами с образованием солей, поэтому называются галогенами, т.е. солеобразующими.
Галогены в природе встречаются в виде соединений. Один из них - хлорид натрия, известный в быту под названием поваренная соль. На товарной упаковке такого продукта имеется запись «йодированная», указывающая на присутствие другого галогена.
Все галогены в свободном виде ядовиты. Питьевую воду обеззараживают, насыщая газообразным хлором, убивающим вредные микроорганизмы. Бром входит в состав лекарств и фотобумаги. В домашней аптечке хранится йодная настойка, обладающая кровоостанавливающим и дезинфицирующим действием. Соединения фтора содержатся в зубной эмали. Поэтому с целью ее предохранения в зубную пасту добавляют различные фторосодержащие соединения.
Фтор открыл французский химик А. Муассан. В природе фтор встерчается в виде солей, например, плавиковый шпат CaF2, фторапатит 3Ca3(PO4)2·CaF2, криолит AlF3·3NaF. Соединения фтора в виде руды встречаются в Средней Азии и на Урале.
Фтор содержится в организме человека и животных, в костях и в зубной эмали. В организм фтор поступает с водой. Фтора много в луке и чесноке. Фтор применяют для получения пластмасс, высокотемпературных смазок. Среди галогенов фтор является самым сильным окислителем. Самый слабый окислитель – йод. В природе минералы йода не встречаются. Только в чилийской селитре в виде примеси содержится до 0,15% йодата натрия NaIO3. Источником йода являются морские водоросли и подземные буровые воды. Из 50 т морской воды можно получить 1-2 г йода. В медицине для обработки ран, уничтожения бактерий используют 5%-ную спиртовую настойку йода.
Астат является неустойчивым маложивущим радиоактивным элементом.
Задания:
1. Из 100 т морской воды можно получить йода
А) 2-4 г
В) 1-2 г
С) 2-3 г
D) 3-4 г
E) 4-5 г
{Правильный ответ}=A
Обоснование: «Из 50 т морской воды можно получить 1-2 г йода», то из 100т можно получить 100 т·1 г/50 т=2 г или 100 т ·2 г/50 т=4 г, т.е. 2-4 г йода.
2. Криолит – это минерал, в котором содержится элемент
А) астат
В) фтор
С) хлор
D) бром
E) йод
{Правильный ответ}=В
Обоснование: « криолит AlF3·3NaF».
3. Употребление лука и чеснока укрепляет зубную эмаль, так как в них содержится
А) молекулярный фтор
В) молекулярный йод
С) фтор в виде соединений
D) йод в виде соединений
E) весь ряд галогенов
{Правильный ответ}=С
Обоснование: «Фтор содержится в организме человека и животных, в костях и в зубной эмали. Фтора много в луке и чесноке».
4. В одном из немногих минералов йода – йодате натрия – содержание йода составляет
А) 76,51%
В) 76,36%
С) 73,12%
D) 64,14%
E) 64,00%
{Правильный ответ}=D
Обоснование: йодат натрия NaIO3, содержание йода в нем составляет (127/(23+127+48))·100%=(127/198)·100%=64,14%
5. Для приготовления 20 мл йодной настойки (плотность 0,81 г/мл) нужно взять объем спирта (плотность 0,8 г/мл)
А) 19,24 мл
В) 18,35 мл
С) 16,2 мл
D) 15,39 мл
E) 21,3 мл
{Правильный ответ}=A
Обоснование: «используют 5%-ную спиртовую настойку йода», то содержание спирта составляет 95% или 0,95. Для приготовления 20 мл раствора или (20 мл·0,81г/мл)=16,2 г раствора требуется спирта 16,2г·0,95=15,39г или 15,39г/0,8г/мл= 19,3мл. При прочтении данного текста делаем анализ:
1) текст сплошной (в нем нет графиков, диаграмм, рисунков и т.п.):
2)Этот текст - статья журнала или научно-популярная статья.
3)Текст –аргументация, т.к приводятся факты, влияния галогенов на организм человека.
4)Данный текст является однородным(т.к состоит только из материала в одном стиле- естественно-научном). (буквально или синонимически) указано вопросом.
5) Задания-вопросы к этой статье направлены как на обнаружение информации в предложенном тексте, так и на ее интерпретацию. Поэтому, необходимо найти количественные данные о составе природных солей и их содержании в природных соединениях.

6) К этому тексту есть задания на локализацию информации требуют обнаружить в тексте ту ее часть, на которую прямо выделена из вопроса, а сам вопрос уточнен и переформулирован. Такие вопросы-задания вызывают трудности.
7) анализ деталей. Необходимо найти в тексте химические формулы и цифровые данные о составе солей и их содержании.
Если задача или задание-вопрос содержит признаки (сигналы), которые формально позволяют отнести задачу к тому или иному учебному предмету, выбирается соответствующий способ решения, анализ содержания задания подменяется поиском.
внешних (часто ложных) указаний на способ решения.
8) К тексту предложены задания на интеграцию, которые требуют от учащихся объединения двух или более единиц информации из текста по тому или иному признаку, например, по признаку определения сходства, различий, причинно- следственных отношений и др.
9) Задание на генерацию информации, т.к. происходит нарастание сложности.
10) Этот текст является составным. Так, как информация представлена в виде отдельных информационных фрагментов (в том числе разных по жанру), а понимание («вычитывание») информации предполагает сопоставление, сравнение, удерживание фрагментов и соединение их в общую информационную картину.