Урок русского языка на тему Строение сложноподчиненных предложений





Конспект открытого урока по русскому языку в 9Б классе

Тема: « Сложноподчинённое предложение. Строение СПП.»



Приготовила:
Учитель русского языка и литературы
МБОУ г.Иркутска СОШ № 36
Карцева О.В.









Иркутск - 2015


Урок № 17
Дата___________
Тема: Сложноподчинённое предложение. Строение СПП
Тип урока: комбинированный.
Методическая цель: показать приемы дифференциации на этапе повторения.
Цель использования ИКТ: повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя.
Задачи:
совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП; составлять схемы СПП;
определять место придаточных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным;
развивать навык правильной постановки знаков препинания в СПП, орфографическую зоркость;
проверить умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор СПП;
воспитывать интерес к искусству, бескорыстие, желание оказывать помощь людям.
Планируемый результат: (элемент ФГОС)
обучающиеся:
знают основные понятия темы.
определяют типы предложений, смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
преобразовывают информацию: предложение – схема
формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.
Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная, систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.
Оборудование урока: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], мультимедийный проектор, презентация к уроку “Сложноподчиненное предложение”, раздаточный материал.



Ход урока
1.Орг. момент. (Приветствие, эмоциональный настрой учащихся на работу).
II. Повторение.
- Ребята, мы с вами закончили изучение раздела «Сложносочиненные предложения». Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, что мы знаем о ССП.
Дифференцированные задания:
1 группа (повышенный уровень) На доске даны три предложения. Задание: вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, произведите их синтаксический разбор, определите вид союза, смысловые отношения, начертите схемы. (Трое учащихся работают у доски самостоятельно)
А) Грядущие годы таятся во мгле, но вижу твой жребий на светлом челе.
Б) То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь
В) Звали вдаль журавлиные стаи, и орлиный мне слышался крик.
2 группа (средний уровень) Учащиеся пишут графический диктант (учитель зачитывает предложения, учащиеся на слух определяют ССП, их грамматические основы и чертят схемы, определяют вид союза, смысловые отношения) Среди ССП одно попадется – СПП. (Ловушка, переход к новой теме – элемент ФГОС)
Графический диктант

1. Солнышко село, и зорька погасла.
2. В углу за печкой трещал сверчок, да издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика.
3. Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных.
4.Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызову
5. Песня над [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] смолкла, зато над рекой соловей заводил свою.



3 группа (слабые учащиеся) Работа по индивидуальным каточкам. Задание: Перепишите ССП, вставьте пропущенные запятые, выделите грамматические основы, начертите схему.
Проверка:1.Отчет учащихся, работавших у доски, (в это время один из учащихся 2 группы чертит схемы на доске)
2. Проверка графического диктанта (учащиеся обмениваются карточками, проверяют друг друга по доске), затем, сверяют с вариантом, который открывает учитель.
3. Учащиеся 3 группы сдают работы на проверку учителю.
- При проверке графического диктанта:
1. Почему затруднились начертить схему данного предложения или начертили неверно? Правильно, потому что это не ССП. А какое оно, кто знает? Какие виды сложных предложений мы знаем? Мы говорили об этом, когда изучали тему виды сложных предложений
- Восстановите схему:

- А чем отличаются ССП и СПП?
- Правильно, части СПП – равноправны, в СПП есть главное предложение и зависимое (придаточное), части ССП связывают сочинительные союзы, а СПП – подчинительные союзы и союзные слова. А чем отличаются их схемы?
- Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать?




- Совершенно верно, тема нашего урока «Сложноподчиненные предложения. Строение СПП», давайте запишем ее.
Слайд №1.
Наша задача сегодня научиться устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в СПП; составлять их схемы, определять место придаточных в сложноподчиненном предложении и средства их связи с главным; развивать навык правильной постановки знаков препинания в СПП,
III. Изучение нового материала.
А)Объяснение учителем нового материала.
Посмотрите внимательно на слайд.
Слайд № 2.
На слайде дано предложение:
Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения русских художников, носит имя П.М.Третьякова.
_ Кто такой П.М.Третьяков, почему галерея носит его имя?( Третьяков П.М. (27 декабря 1832 - 16 декабря 1898) – российский предприниматель, меценат*, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель художественной галереи).
Слайд № 3 (портрет П.М.Третьякова, пояснения):
- А как вы относитесь к искусству, кто из вас был в Третьяковской галерее, а кто хотел бы там побывать?
- Знаете ли вы значение выделенного * слова (меценат)?
В первом веке до нашей эры жил в Риме богач Меценат (это имя собственное, то есть так его звали)(между 74 и 64 г. до н. э.). Он служил при дворе императора Августа [1], был умелым дипломатом и ловким политиком. Но, главное, Меценат был ценителем искусства и оказывал покровительство поэтам, художникам и артистам: помогал им деньгами, давал работу, приглашал на пиры... И именно этим обессмертил своё имя. Со временем меценатами стали называть всех богатых людей, помогающих искусству.В Толковом словаре под редакцией Ожегова и Шведовой статья гласит, что это



богатый покровитель наук и искусств; вообще тот, кто покровительствует какому-нибудь делу, начинанию.
- Достойны ли такие люди уважения? Нужно ли помогать людям?
- Давайте вернемся к нашему предложению, запишем его, произведем его синтаксический разбор попробуем доказать, что это СПП.
Слайд № 4,5
Известная всему миру галерея, в которой представлены произведения русских художников, носит имя П.М.Третьякова.
(Повест., невоскл, сложное, союзное, состоит из 2-х простых:1. Простое, двусоставное, распр.. 2.Простое, двусоставное, распр.)
- Что является средством связи двух предложений?
- В каком предложении содержится главная информация?
- А добавочная? От какого предложения к какому мы будем задавать вопрос? Какой?
- А могут ли эти предложения существовать отдельно?
- Какое предложение будет главным? (первое)
- А придаточным? (второе)
- Где находится придаточное? (внутри главного)


Главное предложение -
Придаточное – ( )
- Давайте начертим схему :
- Подведем итог и сделаем вывод: предложение сложное, так как состоит из двух простых, союзное, т.к. связано союзным словом, СПП, так как одно предложение главное, а второе придаточное, вопрос задаем от главного к придаточному, средство связи находится в придаточном предложении, придаточное находится внутри главного.
Б) Работа с учебником ( стр. 49, 52 параграфы 18,19,20)
- А теперь, давайте посмотри, а что расскажет нам учебник о строении СПП?
Работа в группах: 1ряд – параграф 18, 2 ряд – 19, 3 ряд – 20.

- Что нового узнали, прочитав материал учебника? Правильно, место придаточного по отношению к главному. Давайте попробуем это доказать.
IV. Закрепление изученного.
Слайд № 6
А) - Запишите СПП. Объясните графически постановку знаков препинания. Постройте схемы предложений:
1. Отец вернулся из экспедиции в день, когда началась война.
2. Когда Архип проснулся, он увидел Дубровского и низко поклонился ему. 3. Мой старший брат, когда учился в институте, стал печататься в журнале
« Юность».
4. Он быстрыми шагами спустился в овраг, где протекал небольшой гремучий ручей, который безмолвно сливался с Сурою.
- Сколько придаточных мы обнаружили? Где они находятся?
- Итак, посмотрите на схемы, сделаем вывод, что придаточное предложение может находиться перед главным, внутри главного и после него, придаточных может быть несколько.
Физминутка
Б) Соедините половинки сложных предложений. Найдите предложение, отличающееся по структуре. Почему оно лишнее?
Слайд № 7
1. И нищий наездник таится в ущелье,
1. как осенняя паутина блестит на солнце.

2. Наступила минута,
2. что слоны в диковинку у нас.

3. В ясный день вы увидите в лесу,
3. где Терек играет в свирепом веселье.

4. Известно,
4.и в саду было холодно

5.Солнце ещё не успело подняться,
5. когда я почувствовал страшную усталость.

Слайд №8
Ответ: (1-3, 2-5, 3-1, 4-2, 5-4). 5-4 (ССП лишнее)
В) Схематический диктант. (Один чертит схемы на доске) (Запасной вариант)


1.Воздух мы замечает тогда, когда его начинает не хватать.
2.В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.
3.Если будет лётная погода, экспедиция отправится в Арктику.
4. Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами.
5.На дворе было холодно, хотя ярко светило солнце.
Г) Тест. Контроль знаний
Слайд № 9
1. Укажите неверные утверждения. Сложные предложения бывают:
а) союзные; б) сложноподчинительные; в) сложносочинённые;
г) бессоюзные.
2. Укажите верное утверждение. Сложноподчиненные предложения состоят
а) только из придаточных предложений; б) из 2 независимых предложений; в) из главного и придаточного.
3. Укажите верное утверждение. Придаточные стоят:
а) только после главного; б) перед главным, разрывает главное, после главного предложения. в) только перед главным
Слайд №10

№ задания
ответ
проверка

1
б


2
в


3
б


Взаимоконтроль, результат фиксируется в графе проверка.





Д) Подготовка к ОГЭ. В тестовой части экзаменационной работы есть задания, при выполнении которых нам понадобятся полученные сегодня знания. Давайте проверим себя.
Слайд №11
В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифру (-ы ), обозначающую (-ие ) запятую (-ые ) между частями сложноподчинённого предложения . Вся Россия по -русски говорит , (1) а ты что за бестолочь такая ? Ну назови мне кого -нибудь в нашей семье , (2) чтоб русского не знал ? Эх , (3) бедный твой дед , (4) который , (5) семь лет прожив в России , (6) по -русски говорил лучше самого начальника почты Ивана !
Слайд №12

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифру (-ы ), обозначающую (-ие ) запятую (-ые ) между частями сложноподчинённого предложения . Вся Россия по -русски говорит , (1) а ты что за бестолочь такая ? Ну назови мне кого -нибудь в нашей семье , (2) чтоб русского не знал ? Эх , (3) бедный твой дед , (4) который , (5) семь лет прожив в России , (6) по -русски говорил лучше самого начальника почты Ивана !


V. Итог урока.
- Плодотворно ли, по – вашему мнению, прошел наш урок?
- Что показалось важным на уроке? Над чем еще нужно поработать? Загляните в свои листы самооценки, выскажите свое мнение.
VI. Домашнее задание: выучить теорию по теме «Строение СПП».
Слайд №13

1гр. Выписать из любого худ. текста 6 СПП, составить схемы.
2гр. Упр. 88
3гр. Упр. 86





№ задания
ответ
проверка

1



2



3




№ задания
ответ
проверка

1



2



3




№ задания
ответ
проверка

1



2



3




№ задания
ответ
проверка

1



2



3




№ задания
ответ
проверка

1



2



3




№ задания
ответ
проверка

1



2



3






Тест.
1. Укажите неверные утверждения. Сложные предложения бывают:
а) союзные; б) сложноподчинительные; в) сложносочинённые;
г) бессоюзные.
2. Укажите верное утверждение. Сложноподчиненные предложения состоят
а) только из придаточных предложений; б) из 2 независимых предложений; в) из главного и придаточного.
3. Укажите верное утверждение. Придаточные стоят:
а) только после главного; б) перед главным, разрывает главное, после главного предложения. в) только перед главным
Тест.
1. Укажите неверные утверждения. Сложные предложения бывают:
а) союзные; б) сложноподчинительные; в) сложносочинённые;
г) бессоюзные.
2. Укажите верное утверждение. Сложноподчиненные предложения состоят
а) только из придаточных предложений; б) из 2 независимых предложений; в) из главного и придаточного.
3. Укажите верное утверждение. Придаточные стоят:
а) только после главного; б) перед главным, разрывает главное, после главного предложения. в) только перед главным
Тест.
1. Укажите неверные утверждения. Сложные предложения бывают:
а) союзные; б) сложноподчинительные; в) сложносочинённые;
г) бессоюзные.
2. Укажите верное утверждение. Сложноподчиненные предложения состоят
а) только из придаточных предложений; б) из 2 независимых предложений; в) из главного и придаточного.
3. Укажите верное утверждение. Придаточные стоят:
а) только после главного; б) перед главным, разрывает главное, после главного предложения. в) только перед главным


Карточки для 3 группы (этап повторения)

Карточка № 1
Запиши предложения, расставь знаки препинания, подчеркни главные члены предложения, составьте схемы.
1). Месяц под косой блестит а во лбу звезда горит.
2). Тревожно зашумел сад и заскрипела под окном старая черёмуха.


Карточка № 2
Запиши предложения, расставь знаки препинания, подчеркни главные члены предложения, составьте схемы.

1) Подул ветерок и сразу стало свежо.
2) Солнце зашло за горы но было ещё светло.

Карточка № 3
Запиши предложения, расставь знаки препинания, подчеркни главные члены предложения, составьте схемы.
1) Пришла осень и леса оделись в золотой наряд.
2). Песня над домом смолкла зато над прудом соловей заводил свою.









Лист самооценки _________________________



Этап, задание

Знал
Узнал,
получилось
Нужно еще поработать

1
Повторение




2
Теория (учебник)




3
«Найди вторую половину»




4
Схемы (закрепление)




5
Тест




6
ОГЭ






Лист самооценки _________________________



Этап, задание

Знал
Узнал,
получилось
Нужно еще поработать

1
Повторение




2
Теория (учебник)




3
«Найди вторую половину»




4
Схемы (закрепление)




5
Тест




6
ОГЭ






Лист самооценки________________



Этап, задание

Знал
Узнал,
получилось
Нужно еще поработать

1
Повторение




2
Теория (учебник)




3
«Найди вторую половину»




4
Схемы (закрепление)




5
Тест




6
ОГЭ





Заголовок 115