Принцип наглядности в обучении


ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
Современные методики преподавания вынуждают нас вновь и вновь возвращаться к отбору содержания, средств и методов преподавания. Но при любом выборе необходимо соблюдение некоторых общих дидактических принципов: (слайд 1)
принцип научности;
принцип последовательности и цикличности;
принцип сознательности усвоения деятельности;
принцип доступности содержания;
активность и самостоятельность;
индивидуализация и коллективность обучения;
эффективность учебной деятельности;
связь теории и практики;
принцип наглядности или, как еще говорится, наглядные методы содержания и деятельности.
На принципе наглядности мне хотелось бы остановиться подробнее. (слайд 2
В педагогике и психологии наглядность
трактуется неоднозначно:
1) как средство обучения,
2) как принцип обучения и
3) как метод обучения.
В последнем случае наглядность
фактически сливается с
наблюдением как методом познания.)
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы ис пользуются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п.
Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.
Использование наглядных средств не только для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвлеченных связей и зависимостей — одно из важнейших положений дидактики. Ощущение и понятие — различные ступени единого процесса познания. (слайд 3 Использование наглядности имеет цель – выделение главного, существенного в изучаемых объектах и предметах.)
ЗАГЯНЕМ В ИСТОРИЮ ВОПРОСА (слайд 4)
Еще Я. А. Коменский выдвинул «золотое правило»: «все, что ...можно, предоставлять для восприятия чувствам...». Требование, чтобы знания черпались учениками прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в борьбе с догматическим, схоластическим обучением. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позволила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и разносторонностью. (Я.А. Коменский «превратил» метод наблюдения в метод обучения. Восприятие (наблюдение) Коменский рассматривает в качестве источника всех знаний, поскольку предполагает, что вещи непосредственно запечатлеваются в сознании и только после ознакомления с самой вещью нужно давать объяснения.) (слайд 5 Проблема наглядности еще шире и обоснованнее была представлена в трудах И.Г. Песталоцци. Если для Коменского наблюдение (наглядность) служит ребенку способом накопления знаний об окружающем мире, то у Песталоцци наглядность выступает как средство развития способностей и духовных сил ребенка.) Отстаивая необходимость наглядности в обучении, он считал, что органы чувств сами по себе доставляют нам беспорядочные сведения об окружающем мире. Обучение должно уничтожить беспорядочность в наблюдениях, разграничить предметы, а однородные и близкие снова соединить, то есть сформировать у учащихся понятия.
(слайд 6Проблема наглядности в педагогике разносторонне и глубоко была проанализирована К.Д. Ушинским. На вопрос, что такое наглядное обучение, Ушинский отвечает так: «Это такое учение, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком». )В педагогической системе К. Д. Ушинского использование наглядности в обучении органически связано с преподаванием родного языка. Ушинский считал, что лучшим средством добиться самостоятельности детей в процессе развития дара слова служит наглядность. Необходимо, чтобы предмет непосредственно воспринимался ребенком и чтобы под руководством учителя «...ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово».
(слайд 7 Процесс познания по Ушинскому состоит из двух основных ступеней:
1) чувственное восприятие предметов и явлений внешнего мира;
2) абстрактное мышление.
Сущность наглядного обучения он усматривает в том, чтобы с помощью наглядных пособий или самих реальных предметов содействовать:
– образованию у детей четкого и ясного представления о предметах и явлениях;
– выявлению связей между предметами и явлениями;
– образованию определенного обобщения.)
(слайд 8 Таким образом, решение проблемы наглядности классики педагогики
сводят к решению вопроса: происходит ли усвоение знаний в процессе
наблюдения, восприятия)? )Говоря о значении принципа наглядности и о его роли в процессе учебного познания, дидактика утверждает, что наглядность является исходным моментом обучения главным образом в младших классах. По мере движения учащихся к старшим классам учитель постепенно должен находить в обучении историко-индуктивный путь пополнения знаний: постановка проблемы, история ее решения и современное состояние, затем практические или лабораторные работы. Здесь наглядность получает свою реализацию дважды: как иллюстрация истории открытия и как способ раскрытия современного решения проблемы.
Однако исторический подход занимает много времени и не всегда необходим. Поэтому исходным началом могут быть теоретические положения, аксиомы, системы понятий, усвоенные учащимися на предшествующих этапах обучения. В этом случае наглядность используется лишь для иллюстрации усвоенных учащимися знаний в процессе их применения к решению задач.
(слайд 9 Психологический анализ понятия наглядности показывает, что сам по себе, непроизвольно, наглядный образ не возникает; он образуется только в результате активной работы человека, направленной на его создание.)
По характеру отражения окружающей действительности различают следующие виды наглядности: (слайд 10)
натуральная (естественная) наглядность, представляющая собой реальные предметы или процессы (объекты и явления, раздаточный материал и др.);
изобразительная наглядность (фотографии, художественные картины, рисунки, учебные картины и др.) применяется, когда показ натурального предмета затруднен, а созерцание конкретного образа необходимо;
символическая наглядность (чертежи, графики, схемы, таблицы, диаграммы) по существу является своеобразным языком, а потому должна специально изучаться, чтобы стать понятной. Например, при изучении свойств функций (возрастание, убывание, максимум, минимум и др.) целесообразно их аналитическую запись переводить на язык графиков и на этой основе тренировать учащихся "читать" графики функций.
Различные виды наглядности выполняют различные функции. Одни содействуют оживлению представлений (картины, предметы жизни), другие являются опорой для отвлеченного мышления.
Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала учителем, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при контроле усвоения учебного материала.
Применение наглядных пособий в обучении подчинено ряду правил: ориентировать учащихся на всестороннее восприятие предмета с помощью разных органов чувств;
обращать внимание учащихся на самые важные, существенные признаки предмета;
показать предмет (по возможности) в его развитии; предоставить учащимся возможность проявлять максимум активности и самостоятельности при рассмотрении наглядных пособий;
использовать средств наглядности ровно столько, сколько это нужно, не допускать перегрузки обучения наглядными пособиями, не превращать наглядность в самоцель.
Следовательно, умелое применение средств наглядности в обучении всецело находится в руках учителя. Учитель в каждом отдельном случае должен самостоятельно решать, когда и в какой мере надо применять наглядность в процессе обучения, ибо от этого в определенной степени зависит качество знаний учащихся.
(слайд 11 Итак
В настоящее время педагогика связывает наглядное обучение со следующими особенностями:
– правильное применение наглядности зависит от ее сопровождения словом учителя;
– наглядные пособия могут дать эффект, если у ученика есть определенный опыт работы с изучаемым объектом;
– для эффективного усвоения знаний одной наглядности недостаточно – к ней нужно присоединить активную деятельность самого ученика.)
(слайд 12 Последняя особенность наглядного обучения вызывает повышенный интерес у педагогов и психологов. Современные психологические исследования показывают, что недостаточно представить учащемуся предмет, чтобы он осознал все, что в нем объективно содержится.) Средства наглядности используются при изложении учебного материала учителем,в ходе самостоятельной деятельности учеников по приобретению знаний иформированию умений и навыков, при контроле за усвоением материала и при других видах деятельности и учителя, и учеников.
Однако, необоснованное, произвольное и избыточное применение наглядности назанятии может дать и отрицательный эффект.
В связи с этим, рассмотрим ряд условий, которые необходимо соблюдать прииспользовании средств наглядности:1) Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту, психофизическимособенностям учащихся.2) Наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следуетпостепенно и только в соответствующий момент урока.3) Необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций.4) Детально продумывать руководство восприятием учениками пособия (попутныепояснения, выделение главного, комментирование и т. п.).5) Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержаниемматериала.6) Привлекать самих учеников к нахождению и анализу желаемой информации внаглядном пособии или демонстрационном устройстве.7) Необходимо рационально сочетать различные формы и методов сообщенияучебного материала и учебного труда учеников с учетом содержания и спецификинаглядных пособий. Знание учителем форм сочетания слова и средств наглядности, их вариантов и сравнительной эффективности дает возможность творчески применять наглядные средства сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного материала и другим конкретным условиям.
(слайд 13 Для осознания сущности предмета необходимо соответствующим образом организовать деятельность учащихся.)