Конспект урока на тему Очерк жизни и творчества А.Н.Островского, его литературно-театральная деятельность

1
Тема: Очерк жизни и творчества А.Н.Островского, его литературно-театральная деятельность.
Цели и задачи:
-знакомство с личностью писателя;
-формирование представления о творчестве А.Н.Островского;
-развитие умения выделять главное;
-подготовка учащихся к усвоению проблем драмы “Гроза”;
-выработка навыка конспектирования, анализа прослушанного;
-развитие нравственной и эстетической сфер личности школьника
Тип урока: урок усвоения новых знаний, навыков и умений
Средства обучения: портрет писателя, доска, учебники, тетради, репродукция картины В.Перова “Приезд гувернантки в купеческий дом”.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Изучение нового материала.
1. Организация восприятия.
- Вспомните, пожалуйста, кого из русских драматургов, предшественников А.Н.Островского, вы знаете?
- Назовите драматические произведения Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова, Н.В.Гоголя.
- Какие проблемы поднимались в данных произведениях? (Отношение к службе; проблемы образования и воспитания; тема крепостного воспитания)
2. Слово учителя:
- И вот на русскую сцену, в литературу приходит А.Н.Островский. Начинал он как сатирик, освещая такие вопросы русской жизни, за которые до него никто не брался. В литературу и на русскую сцену пришла сама жизнь. Не случайно Н.А.Добролюбов посвятил А.Н.Островскому две статьи, названия которых весьма знаменательны: “Темное царство” и “Луч света в темном царстве”.
-Что же это за царство? (чтение отрывка)
- Какой вывод следует? (Самое страшное зло “темного царства” – это его антигуманистическая сущность)
- Войдем же в этот мир, познакомимся с его обитателями, постараемся понять, почему он назван “темным”.
Войти в “темное царство” нам помогут художники-современники А.Н. Островского.
Рассмотрим картину В. Перова “Приезд гувернантки в купеческий дом”.
- Посмотрите внимательно и скажите, кого изображает художник на переднем планете?
- Что собой представляют данные люди?
- С помощью чего достигает это художник?
- А что Вы можете сказать о гувернантке?
Обобщение учителя:
- Нет сомнения, что бедная образованная девушка будет одинока, будет несчастна среди этих сытых людей. Ее смиренная поза, низко опущенная головка свидетельствуют о том, что перед нами существо робкое, тихое и доброе. А в “темном царстве” трудно жить бедняку с “горячим сердцем”
То же мы увидим в пьесах А.Н.Островского.
- Но кто же он, тот, кого называли “Колумбом Замоскворечья”?
2. Выступают два ученика с “Литературными визитками” (биография писателя).
3. Мини-лекция учителя.
- На вторую половину XIX века приходится расцвет искусства во всех его направлениях: вспомните художников-передвижников, “Могучую кучку” прекрасных русских композиторов (Даргомыжского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Балакирева, Кюи). В театре именно эта эпоха дала всемирно известных режиссеров (Станиславского и Немировича-Данченко) и актеров (Ермолову, Комиссаржевскую, Яблочкину, Щепкина и др.) И именно А.Н.Островскому, который в 60-е годы становится центральной фигурой в русской драматургии, принадлежит центральная роль.
В чем же его заслуга? Почему, по словам И.А.Гончарова, только после Островского,

- А теперь обратимся к первому произведению А.Н.Островского, которое принесло славу молодому писателю.
2. Сообщение учащегося о пьесе “Свои люди – сочтемся!”
3. Беседа.
- В чем выражена основа комизма пьесы?
а) в характерах;
б) в нравах;
в) в языке действующих лиц.
- Кто же является персонажами данной пьесы? (Обыкновенные люди, но со смещенными представлениями о морали, о человеческом достоинстве, о нормах поведения).
- А каков смех в пьесе? (Смех горький, ибо трагична утрата человеческих чувств, трагична безнравственность, основанная на расчете, на денежной зависимости).
- И к какому выводу мы подошли? (“темное царство” калечит человеческие души, плодит духовных уродов).
- Есть ли в пьесе положительный герой? (Да, это смех! Порок наказан смехом, разоблачен и выставлен на всеобщее поругание. Именно в этом - высокий нравственный пафос комедий А.Н.Островского).
Слово учителя:
- А как же встретила публика пьесу молодого писателя?.. В 1849 году он написал “Свои люди – сочтемся!”, за которую автор, как писал Н.А.Добролюбов в статье “Темное царство”, “немедленно всеми признан был писателем необычно талантливым, лучшим после Гоголя представителем драматического искусства в русской литературе”. 3 декабря этого же года Островский, чередуясь с артистом Провом Садовским, читал свою пьесу в доме М.П.Погодина, издателя журнала “Москвитянин”.Слушатели приняли ее с восторгом. Присутствующий на чтении Н.В.Гоголь тут же написал одобрительный отзыв и передал его автору.
IV. Подведение итогов.
1.“ Микрофон”
- Что нового узнали Вы на уроке?
- О каких драматургах, предшественниках А.Н.Островского, мы вспоминали?
- Назовите, пожалуйста, их драматические произведения.
- Чем интересна для Вас биография А.Н.Островского?
- Как называлась пьеса, принесшая славу молодому драматургу?
- Какие статьи посвятил Н.А.Добролюбов творчеству А.Н.Островского?
- Что общего, по-вашему, между картиной В.Перова “Приезд гувернантки в купеческий дом” и пьесами А.Н.Островского?
- Каким Вы представили себе “темное царство”?
- Какие пьесы драматурга Вы уже прочитали или смотрели их постановки в театре?
V. Заключительное слово учителя.
VI. Домашнее задание:
- изучить статью учебника об А.Н.Островском;
- прочитать пьесу “Гроза”;
- подготовить сообщение о пьесе “Лес” (индивидуальное задание).













Урок №2.
Тема: А.Н.Островский “Гроза”. История создания. Отражение роста самосознания русского общества в драме.
Цели и задачи:
- знакомство учащихся с историей создания драмы “Гроза”;
- формирование представления об основном конфликте пьесы;
- совершенствование навыка работы с текстом;
- развитие нравственной и эстетической сфер личности школьника
Тип урока: комбинированный
Средства обучения: портрет писателя, тетради, учебник , доска,, текст пьесы, иллюстративный материал, аудиозапись, репродукция картины П. Федотова “Сватовство майора”
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Постановка целей и задач урока.
III. Актуализация опорных знаний, навыков и умений учащихся.
Фронтальный опрос.
- Что дало основание В.Ф.Одоевскому поставить в один ряд пьесы “Недоросль”, “Горе от ума”, “Ревизор”, “Банкрот”?
- Почему эти произведения он назвал “трагедиями”?
- Как Вы понимаете выражение “Колумб Замоскворечья”?
- Какие особенности драматургии Островского проявились в его первой пьесе?
- Чем актуален конфликт комедии “Доходное место” для времени Островского, что делает его значимым для нас?
IV. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей и задач урока.
- Сейчас мы начнем работу над первым действием драмы. Вопросы и задания, над которыми Вы будете работать, помогут Вам увйствия пьесы идеть уже в этом действии борьбу нового со старым в русской жизни накануне крестьянской реформы 1861 года.
V. Изучение нового материала.
1. Организация восприятия.
Прослушивание аудиозаписи начала I действия пьесы “Гроза”.
1.Беседа
- Где происходит действие драмы?










15