МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ для студентов специальности 09.02.02 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей»

Тамбовское областное государственное
бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
"Котовский индустриальный техникум"




Горбачев Андрей Алексеевич


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению экономической части дипломной работы

Для студентов специальности 230111 «Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей»

















Котовск

2014
Рассмотрено и одобрено УТВЕРЖДАЮ
на заседании ПЦК зам. директора по УР
протокол № ____________ _________ Мовчко Г.И.
.
от «___»____________20__ г. «___»___________20__ г







Председатель ПЦК: ____________ (Третьякова Т.В. преподаватель
социальных дисциплин)

Рецензент: ____________ (Астафурова О.Н. преподаватель
экономических дисциплин)

Разработал: ____________ (Горбачев А.А. преподаватель
экономических дисциплин)
























1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Важнейшее условие реализации продукта на рынке – это его способность конкурировать с уже существующей аналогичной продукцией. Новый продукт должен представлять собой новшество, обладать улучшенными характеристиками.
Дипломнику необходимо доказать, что новый продукт превышает по параметрам базовый, и, следовательно, более конкурентоспособный.
Оценить способности нового продукта можно, используя количественные и объективные качественные методы анализа. Именно этому вопросу должна быть посвящена данная работа, в которой подтверждается актуальность разработки и ее новизна, путем проведения расчета договорной цены, а также путем анализа конкурентоспособности продукта.
Основной задачей экономической части дипломного проекта является определение экономического эффекта от использования организацией результатов, полученных при разработке данного дипломного проекта. Оценка эффективности должна быть комплексной и учитывать экономические, социальные и другие аспекты данного решения





2 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАСЧЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОДУКТА

2.1 Расчет стоимости основных материалов
Необходимо провести расчет стоимости основных материалов (табл. 2). Данные для расчета калькуляции берутся на предприятии по месту прохождения практики.

Таблица 2 – Калькуляция стоимости основных материалов

п/п
Наименование и характеристики
Кол-во, шт.
Цена ед., р.
Сумма, р.

1





2





3





.
.
.






ИТОГО





ТЗР (% от итоговой суммы)*





НДС (18% от итоговой суммы)





ВСЕГО




* ТЗР устанавливаются предприятием.

2.2 Расчет затрат на содержание и эксплуатацию оборудования
Расчет затрат на содержание и эксплуатацию оборудования (ЭВМ, многофункционального устройства (МФУ) и т.д.) определяется как сумма затрат на электроэнергию и амортизационных отчислений за 1 час работы, умноженная на количество часов разработки нового ПО. Стоимость одного машино-часа LN, р.:
LN = ZN + AN. (1)
Результаты расчета приведены в табл. 3.
Таблица 3 – Эксплуатационные расходы на 1 машино-час
Наименование статьи затрат
Расчетные формулы
Сумма, р.

1. Затраты на электроэнергию при эксплуатации ЭВМ Z1
Z1 = S1 Ч W1,
где S1 – стоимость 1 кВт·ч, р.;
W1 – мощность ЭВМ, кВт


2. Затраты на электроэнергию при эксплуатации МФУ Z2
Z2 = S1 Ч W2,
где S1 – стоимость 1 кВт·ч, р.;
W2 – мощность, кВт


5. Амортизация оборудования А1
А1 = С1 / СР1/720;
где С1 – стоимость ЭВМ, р.;
СР1 – срок службы ЭВМ, мес


6. Амортизация оборудования А2
А2 = С2/СР2,/720
где С2 – стоимость МФУ, р.;
СР2 – срок службы МФУ, мес



ИТОГО


7. Эксплуатационные расходы на один машино-час компьютера L1
L1 = Z1 + А1,
где Z1 – затраты на электроэнергию при эксплуатации ЭВМ, р.;
А1 – амортизация оборудования, р./ч


8. Эксплуатационные расходы на один машино-час МФУ L2
L2 = Z2 + А2,
где Z2 – затраты на электроэнергию при эксплуатации МФУ, р.
А2 – амортизация оборудования, р./ч



Далее полученные данные сводятся в табл. 4.
Таблица 4 – Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
Наименование оборудования

Стоимость часа, р.
Кол-во отработанных часов, ч
Сумма, р.











ИТОГО





2.3 Расчет оплаты труда персонала
В наиболее общем виде оплата труда работников представляет собой компенсацию работодателем труда наемного работника в организации (на предприятии) работодателя, соответствующую количеству и качеству выполненной работы.
Расчет основной заработной платы производится по формуле

ЗПосн = ОКЛ Ч К Ч С, (2)
где ЗПосн – основная заработная плата;
ОКЛ – оклад, р.;
С – ставка;
К – время работы, мес.
Дополнительная заработная плата составляет процентное отношение (%), назначаемое индивидуально на предприятии, от основной заработной платы:
ЗПдоп = ЗПосн Ч %. (3)

Общая заработная плата работника составляет:
ЗПобщ = ЗПосн + ЗПдоп (4)

Результаты расчета основной и дополнительной заработной платы приводятся в табл. 5.
Таблица 5 – Расчет дополнительной заработной платы сотрудников
Наименование статьи затрат
Сумма, р.

Основная заработная плата


Дополнительная заработная плата (% от основной заработной платы)*


ИТОГО


* Устанавливается предприятием.

2.4 Начисления на заработную плату
Начисления на заработную плату, в зависимости от категории плательщика, указанных в ФЗ № 212-ФЗ, рассчитываются по следующим ставкам (табл. 6):
Таблица 6 – Начисления на заработную плату
Начисления на заработную плату
Процент, %
Сумма, р.

Пенсионный фонд (ПФ):
22


°Фонд социального страхования (ФСС)
2,9


Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)
5,1


ВСЕГО
30



2.5 Расчет договорной цены продукта
Разработанный программный продукт предполагается использовать в коммерческих целях разработчика. В связи с этим необходимо провести расчет различных видов цен.
Себестоимость продукции - это денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию продукции.
Цена представляет собой также выражение стоимости товара.
Договорная цена программного обеспечения определяется как себестоимость, прибыль, затраты на рекламу и оформляется в табл. 7

Таблица 7 – Калькуляция затрат
Наименование
статей затрат
Сумма, р.
Содержание статей затрат

1. Основные материалы

Стоимость всех материальных ресурсов (табл. 2)

2. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования, в том числе затраты на отладку программы (табл. 4)

3. Основная заработная плата работников

Основная зарплата работников, занятых разработкой программного обеспечения (табл. 5)

4. Дополнительная заработная плата работников

Оплата очередных и дополнительных отпусков, времени на выполнение государственных и других обязанностей (табл. 5)

5. Начисление на заработную плату

30 % (табл. 6) от пп. 3, 4

6. Прочие прямые расходы

Оплата консультаций и экспертиз, непредвиденных расходов (5 % от п. 3)

7. Накладные расходы

% от п.п. 3, 4*

8. Сметная стоимость

Сумма пп. 1–7

9. Прибыль

% от п. 8*

10. Расходы на рекламу

% от п. 8*

11. Договорная цена

ЦДОГ = СПС + П + Р (сумма пп. 8–10.)

* Устанавливается предприятием.


3.7 Анализ конкурентоспособности
Конкурентоспособность – это соответствие товара условиям (требованиям) рынка не только по качественным, техническим, экономичным и другим характеристикам, но и по коммерческим условиям его реализации (цена, объем и сроки поставок, организация сбыта, уровень технического обслуживания, реклама и т.п.).
Конкурентоспособность определяется при сравнении товаров-конкурентов между собой. Анализ ведется по техническим, нормативным и экономическим показателям.
Конкурентоспособность должна рассматриваться с точки зрения потребителя. Потребительские параметры подразделяются на два вида: «жесткие» и «мягкие».
К «жестким» параметрам относятся:
технические параметры (квалификационные, технической эффективности, конструктивные);
параметры эргономичности (непосредственно связанные с техническим исполнением изделия), например, качество «стыковок» человека и ЭВМ, скорость утомления, удобство работы и др.;
регламентируемые (параметры соответствия международным и национальным стандартам, нормативным, законодательным актам и др.).
«Мягкие» параметры характеризуют эстетические свойства товара (дизайн, цвет, упаковку), вызывают положительные или отрицательные эмоции и нередко играют главную роль при непосредственной покупательской оценке. Они не имеют естественной физической меры, трудно поддаются непосредственной количественной оценке, и поэтому, чтобы их оценить, необходимо выбрать единую методологическую базу (подход).
Существует два метода оценки этих параметров:
органолептические методы – построены на субъективном восприятии человеком того или иного свойства объекта и выражении результата восприятия в цифровой (балльной) форме;
квалиметрический метод – оценка изделия группой экспертов, ориентирующихся не столько на его непосредственное восприятие, сколько на опыт работы на рынке. Для оценки рассчитываемого продукта необходимо использовать органолептический метод.

3.12 Расчет экономического эффекта и срока окупаемости
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ разница между результатами экономической деятельности и затратами, произведенными для их получения и использования.
Формула расчета экономического эффекта (Ээ):
13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415 (14)
где П - прибыль от внедрения продукта;
ЦДОГ – договорная цена продукта;
Срок окупаемости – это период, в течение которого восстанавливается первоначальная стоимость проекта независимо от временной стоимости денег.
Срок окупаемости продукта рассчитывается по формуле
13 EMBED Equation.3 1415 (16)


4 СВОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ВЫВОДЫ ПО ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ

В данном разделе необходимо представить основные обобщающие показатели (табл. 11) и результаты.
Таблица 11 – Обобщающие показатели
Показатель
Результат

Сметная стоимость


Договорная цена


Годовой экономический эффект, р


Годовой экономический эффект, %


Срок окупаемости



В заключение дипломнику необходимо представить выводы по итогам проделанной работы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Куликов Л.М. Основы экономических знаний : учеб. пособие / Л.М. Куликов. – М. : Финансы и статистика, 2010. – 272 с. : ил.
Миронов М.Г. Экономика отрасли (машиностроение) : учебник / М.Г. Миронов, С.В. Загородников. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2009. – 320 с.
Пелих А.С. Экономика отрасли / А.С. Пелих, В.М. Джуха. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 448 с.
Сергеев И.В. Экономика предприятия : учеб. пособие / И.В. Сергеев. – 2-е изд., перераб. и доп.- М. : Финансы и статистика, 2008. – 304 с. : ил.
Экономика предприятия (фирмы) : практикум / под ред. В.Я. Позднякова, В.М. Прудникова. – 2-е изд. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 319 с.
Экономика предприятия : учеб. для вузов / В.Я. Горфинкель [и др.]. – М. : Банки и биржи : ЮНИТИ, 2009. – 367 с.