Конспект урока №20 Части Мирового океана. Свойства вод океана


Урок № 20 «Части Мирового океана. Свойства вод океана»
ТИП УРОКА: комбинированный.
ЗАДАЧИ:
Образовательные: Познакомить с Мировым океаном, понятием «водная масса». Сформировать представления об основных особенностях распределения температуры и солености вод Мирового океана.
Развивающие: продолжить формирование навыков определения ФГП, умение работать с тематическими картами атласа, устанавливать причины и следствия между компонентами океана, умение обобщить и делать выводы.
Воспитательные: формирование положительного образа Мирового океана и ценностного отношения к данному объекту.
Оборудование: Карты Мира (физическая, природных зон), презентация, учебник «География: начальный курс. 6 класс», контурная карта.ПЛАН УРОКА:
Организационная часть – 2-3 мин.
Фронтальный опрос – 8-10 мин.
Изучение нового материала – 20-26 мин.
Закрепление материала – 3-5 мин.
Завершение урока – 1-2 мин.
ХОД УРОКА:
Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
Здравствуйте ребята. Я, очень рад вас видеть. Садитесь.
Проверка домашнего задания, постановка цели урока.
Дорогие ребята! Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. (Вы познакомились с понятием «гидросфера», определили, в какой части гидросфере содержится самый большой объем воды, самый маленький объем воды. Фронтальный опрос:
Что такое «гидросфера»? (Водная оболочка Земли называется «гидросферой»).
В каком состоянии находится вода на Земле (В трёх состояниях; жидком, твердом и газообразном - водяной пар).
Какую часть гидросферы составляет вода Мирового океана? (Основную часть, меньшую часть – воды суши).
Назовите состав атмосферы (Водяной пар, капельки воды и кристаллики льда).
С чем связано, что все части гидросферы находятся в непрерывной взаимосвязи (Благодаря тому, что вода способна переходить из одного состояния в другое и непрерывно перемещается).
Почему вода с поверхности океана переходит в газообразное состояние? (Под действием солнечного тепла).
Дать понятие Мирового круговорота воды (Непрерывный процесс перемещения воды из океана на сушу и с суши в океан).
Что представляет собой малый круговорот воды? (Малый круговорот воды происходит без участия вод суши).
Что представляет собой большой или Мировой круговорот воды? (Мировой круговорот воды представляет собой водяной пар, что образуется над поверхностью Мирового океана. Воздушные массы переносят его на сушу, где он выпадает в окружающий мир в виде осадков. Некоторое время спустя с помощью рек и подводных течений возвращается в океан. Этот процесс примечателен тем, что солёная океаническая вода преобразовывается в пресную. Загрязнённая вода проходит существенную очистку). Как вода может вернуться с суши в океан через атмосферу? (С поверхности Мирового океана испаряется вода. Растворенные в ней вещества остаются, в атмосферу из соленого океана поступает пресная вода. Если бы приносимые с океана атмосферные осадки перестали выпадать на сушу, на ней постепенно исчезла бы вся вода – за счет испарения, а также стока в океан, а значит, и жизнь. Мировой круговорот воды объединяет не только разные части гидросферы. Он связывает между собой оболочки Земли: литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу). Воды суши. (Поверхностные и подземные воды. Поверхностные воды включают реки, озера, болота, ледники, водохранилища и пруды. Подземные воды – это грунтовые и межпластовые воды, а также многолетняя мерзлота). Цели: (Слайд 1)
Актуальность знаний.
Ребята, ранее вы изучали рельеф дна Мирового океана. Назовите основные части дна Мирового океана. (Подводная окраина материков, ложе океана и переходная зона). Рельеф дна Мирового океана. (На рельеф дна Мирового океана влияют внутренние и внешние процессы).
Изучение нового материала.
Ребята, а сейчас мы с вами познакомимся с Основными частями Мирового океана.
Самое большое скопление воды на земной поверхности называется Мировым океаном. Он составляет основную часть гидросферы. Мировой океан представляет собой единое целое. Для удобства исследования отдельным его частям присвоены различные названия: Тихий, Атлантический, Индийский и Северно-Ледовитый океан.
По карте определите положение океанов (Слайд 2).
В тетрадях запишем в словарик определение «Мировой океан».
Наиболее крупные океаны – Тихий, Атлантический, Индийский. Тихий океан (площадь около 178,62 млн. км.2) имеет в плане округлую форму и занимает почти половину водной поверхности земного шара. (Слайд 3). Атлантический океан (91,56 млн. км.2) имеет форму широкой буквы S. Его западное и восточное побережья почти параллельны. Индийский океан (площадь 76,17 млн. км2) имеет форму треугольника. Северно-Ледовитый океан (млн. 14,75 млн. км2) почти со всех сторон окружен сушей. Имеет округлую в плане форму.
В пределах океанов выделяют моря. Море – это часть океана, отделённая от него сушей или подводными возвышенностями и отличающаяся особенностями вод, течениями, обитателями.
В зависимости от положения по отношению к материкам различают моря внутренние и окраинные. Моря почти со всех сторон окружённые сушей называются внутренними. Например, Чёрное море. Моря, находящиеся у краёв материков, называют окраинными. Например, море Лаптевых.
В тетрадях запишем в словарик определение «Море».
Залив – часть океана, моря или озера, вдающаяся в сушу и свободно обменивающаяся водой с основным водоёмом. Заливы мало отличаются от океана по температуре, плотности , солёности, химическому составу и другим характеристикам воды. Пример: Бискайский и Бенгальский заливы.
В тетрадях запишем в словарик определение «Залив ».
(Слайд 4)
Пролив – сравнительно неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов. Проливы характеризуются длиной, наименьшей и наибольшей шириной и глубиной. Характеризуются направлениями и скоростью течения. Проливы важны для торгового судоходства. Они позволяют суднам перемещаться из одного водного бассейна в другой кратчайшим, а то и единственно возможным путем.  С одной стороны они соединяют различные моря и океаны, а с другой стороны разделяют участки суши — острова и даже континенты. В этом они похожи на каналы, но, в отличие от них, — они естественного происхождения.
В тетрадях запишем в словарик определение «Пролив».
Океаническая вода – это раствор различных элементов. В ней содержится 73 химических элементов. Na, Cl, образующие поваренную соль, составляют более 85% всех растворённых в океанической воде элементов. В воде океана обнаружены Al, Cu, Ag, Au,но в малых количествах.
Количество минеральных веществ в граммах, растворённых в 1 л (1 кг.) воды, называют солёностью. Солёность выражают в промилле – тысячных долях числа( %о ).
Пресной считается вода, в литре которой содержится менее 1 г. растворённых веществ. Средняя соленость Мирового океана составляет 35%о, т.е. в 1 литре океанической воды содержится 35 г солей. Соленость зависит от соотношения атмосферных осадков и испарения, стока с суши (рек), таяния льдов.
В тетрадях запишем в словарик определение «солёность».
Солёность вод Мирового океана меняется в зависимости от внешних условий.
Вода – самое теплоемкое тело на Земле, поэтому океан медленно нагревается и медленно остывает. Океан – мощный аккумулятор тепла. Температура всей массы океанической воды равна приблизительно +4оС. Средняя температура поверхностных вод океана +17оС (среднегодовая температура суши +14оС).
Наибольшие температуры воды в северном полушарии бывают в августе, наименьшие – в феврале (в южном полушарии наоборот).
Океаническая вода замерзает при температуре - 2о С. Чем больше солёность воды, тем ниже температура ее замерзания.
Закрепление материала.
Прошу вас открыть атлас и сейчас мы вместе рассмотрим все материки Земли в порядке уменьшения их площади. (Слайд 5). (Евразия - 759 000 км² — это примерно 36% суши; Африка - 30 221 532 км² — это примерно 20% суши; Северная Америка - 24 250 000 км² (16% суши); Южная Америка - 17 840 000 км² (чуть менее 12% площади суши); Антарктида - 14 107 000 км² (чуть более 9% площади суши); Австралия - 7 659 861 км² (5% территории суши).Назовите свойство Мирового океана? (Солёность)
Единица измерения солёности воды? (Промилле)
Почему вода в Мировом океане имеет горько-солёный вкус? (Считается,что вода в Мировом океане выделяется из мантии уже с высоким содержанием солей, т.е. была изначально солёная.
Каким образом обитатели океана приспосабливаются к условиям жизни? (На глубине в несколько километров значительно повышается давление воды, которое уравновешивается внутренним давлением внутри организма рыбы).
Подведение итогов и результатов урока.
Домашнее задание.
§20, вопросы после учебника. Слайд 6)