Формирование грамматических понятий как задача начального языкового образования


Формирование грамматических понятий как задача начального языкового образованияГрамматический навык – синтезированное действие, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечивающее адекватное морфолого-синтаксическое оформление речевой единицы любого уровня в речи.
В грамматическом навыке можно выделить следующие составляющие:
– выбор структуры, адекватной речевому замыслу говорящего (в данной ситуации);
– оформление речевых единиц, которыми заполняется структура в соответствии с нормами данного языка и определенным временным параметром;
– оценка правильности и адекватности этих действий.
Чтобы выяснить, какое это имеет методическое значение, обратимся к примеру.
Если нас просят о чем-то и мы хотим ответить отказом, то это может быть выражено различным образом: Мне не хотелось бы этого делать. Я не буду это делать. Попроси кого-нибудь другого и т. п.
Структуры в нашем сознании связаны с определенными коммуникативными задачами: для каждой задачи – функциональное гнездо структур. То, что говорящий выбирает какую-то определенную структуру, зависит уже от конкретных условий: собеседника, отношений с ним, настроения, культуры и т. п.
Выбор структуры можно назвать функциональной стороной навыка. Существует еще и формальная сторона – оформление. От нее зависит правильность с точки зрения данного языка и скорость речи. Оформление теснейшим образом связано с вызовом слова и сочетанием. Поскольку оформление структуры основано на них, зависит от их уровня, необходимо формировать грамматический навык на основе тех лексических единиц, которыми обучаемый владеет достаточно свободно.
По ба мнению баЕфименковой Л.Н, ба словообразование - образование слов от других ба слов ба с ба помощью ба определенных операций, ба подразумевающих содержательные ба и ба формальные ба изменения ба характеристик ба слова.
Слово, полученное ба в ба результате ба процесса ба словообразования, называется ба производным или мотивированным. Исходное ба же ба слово называется ба производящим, или ба мотивирующим. Словообразование ба как языковой процесс ба называется также деривацией, а его ба результаты – дериватами. К ба основным словообразовательным ба процессам относятся аффиксация ба (префиксация, суффиксация и т.д.), ба словосложение, конверсия и ба некоторые др.
Различают ба синхронное ба и ба диахроническое ба словообразование. Диахроническое ба словообразование изучает реальные ба процессы образования одних ба языковых знаков от других на ба протяжении исторического развития языка, а ба также исторические изменения словообразовательной ба структуры отдельных ба слов ба (в частности, путем ба опрощения ба и ба переразложения). Синхронное ба словообразование изучает не столько ба процессы, сколько отношения ба между словами, сосуществующими ба в одном синхронном ба срезе языка.
Основным ба понятием словообразования является словообразовательная мотивация. В ба синхронном словообразовании оно ба обозначает отношение, связывающее ба мотивирующее ба слово ба с ба производным ба (дериватом). Производное ба слово, как правило, сложнее бамотивирующего и формально, и семантически. Так, глагол ба «пересчитать» является производным ба от глагола считать, поскольку ба образован от него путем ба присоединения приставки пере. Он ба сложнее ба как ба формально, поскольку в его составе ба присутствует соответствующий ба звуковой ба (или ба буквенный) ба сегмент пере-, так и семантически, поскольку ба в толковании глагола ба пересчитать должна быть отсылка ба к глаголу ба считать.
Другим ба важным ба понятием ба словообразования ба является словообразовательное ба значение. Речь идет, прежде ба всего, о значении аффиксов, используемых в рамках ба одного словообразовательного ба шага. Рассматривается ба ряд аналогичных шагов с разными ба мотивирующими словами, в ба которых участвует ба данный аффикс. Существуют ба два основных подхода к выделению ба словообразовательного ба значения. При ба первом подходе оно определяется ба при помощи «семантического ба вычитания»: как повторяющиеся ба семантические ба различия ба между ба производными и мотивирующими ба словами. При втором ба подходе оно определяется как общая часть ба семантики соответствующих производных ба слов.
Производные ба слова, относящиеся к одной части ба речи и образованные с ба помощью одной и той ба же операции с одним и тем же значением, образуют словообразовательный ба тип. Так, в один ба словообразовательный тип входят существительные с уменьшительным ба суффиксом -ик: домик, ба садик, ба глаголы с приставкой за- в «начинательном» ба значении: забегать, запрыгать, ба зашуметь, ба зазвенеть и др.
По ба мнению Гвоздева А.Н. Словоизменение - система ба соответствий, при ба которой каждому слову (лексеме) языка ба отвечает совокупность всех его словоформ, т.е. парадигма. Чтобы ба понять, что такое ба словоизменение, его нужно ба сравнить ба со ба словообразованием. Все ба формы ба словоизменения (словоформы) ба относятся ба к ба одной ба лексеме, т.е. различаются ба только грамматическим ба значением (например, формы ба словаря ба и ба словарю различаются ба значением падежа), а лексическое ба значение у них одинаковое. Наоборот, при ба словообразовании имеющиеся формы ба отличаются друг от друга ба частью своего лексического ба значения (ср. учить – учитель) и тем самым ба не могут быть ба признаны одной и той же ба лексемой.
В ба описаниях грамматики ба языка обычно выделяют ба классы слов (грамматические ба разряды), каждый ба из которых характеризуется ба своей системой ба словоизменения, иными словами – разновидностью ба парадигмы. В каждом ба таком классе слова изменяются по ба определенным грамматическим категориям, которые ба называются словоизменительными для данного класса. Так, для ба класса русских существительных словоизменительными ба являются категории ба падежа и числа, для ба класса местоимений-существительных (кто, себя ба и др.) – категория падежа, ба для класса, включающего ба притяжательные прилагательные ба (волчий, дядин), ба местоимения-прилагательные (наш, некоторый) и порядковые ба числительные (первый, ба десятый) – категории падежа, ба числа, ба рода и одушевленности-неодушевленности.
Как ба видно, грамматические ба разряды в какой-то мере ба соотносятся с делением ба слов на части ба речи, но полного ба совпадения тут нет: так, одни местоимения ба образуют особый разряд ба местоимений-существительных, а другие ба попадают в один класс ба с притяжательными ба прилагательными и порядковыми ба числительными. Точно так же ба русские глаголы делятся на несколько ба грамматических разрядов. Самый ба широкий набор форм имеют переходные ба глаголы несовершенного ба вида: сюда входят ба формы залога, наклонения, ба времени, числа, ба лица, причастий и деепричастий, ба инфинитива. У непереходных ба глаголов форм меньше, так ба как отсутствуют личные формы ба страдательного залога и страдательные ба причастия. У глаголов совершенного ба вида есть всего две ба формы времени и нет ба страдательных форм ба на -ся, зато существует форма ба страдательного причастия прошедшего времени.
Словоизменение ба имен ба (существительных, ба прилагательных, местоимений, ба числительных) ба называют ба склонением, ба словоизменение глаголов – спряжением. Обычно в языках ба бывают классы ба неизменяемых слов, на ба которые понятие словоизменения не ба распространяется. В русском языке в ба этот класс входят ба предлоги, союзы, ба частицы и др.
По ба мнению Залевской А.А. Словоизменение ба определяют еще и другим образом – как ба механизм, обеспечивающий ба выражение грамматических значений в словах ба какого-либо языка. Этот ба механизм состоит, во-первых, из инвентаря ба суффиксов (окончаний) и других ба грамматических средств, во-вторых, из ба правил их комбинации (сюда ба может относиться, к ба примеру, информация, что в ба повелительном наклонении глагола не выражается время) и, в-третьих, из ба всевозможных правил ба соединения этих грамматических знаков с основами.
В узком ба смысле словоизменение включает только ба морфологические грамматические ба средства (т.е. суффиксы, ба префиксы и т.п.). В этом случае и лексическое, и грамматическое значение ба выражается в пределах ба одного слова. В ба широком смысле словоизменение ба включает, помимо этого, служебные ба слова ба и ба частицы.
Грамматические ба категории, которые ба выражаются ба средствами словоизменения, называются ба словоизменительными; те категории, которые используют ба словообразование, называются ба словообразовательными. Например, словоизменительные ба категории русского языка – это ба падеж, род, лицо, ба время и др., а ба словообразовательные – это уменьшительные формы существительных и прилагательных ба (диминутивы: домик, ба легонький), имя деятеля ба (писатель, ба ученик), различные способы ба действия (погулять, разгуляться, ба нагуляться, перегулять) и т.п.
Решение ба проблемы обогащения словарного ба запаса через восполнение процессов ба словообразования и словоизменения, ба развитие ба морфемного анализа ба заключает в себе богатейшие ба возможности развития интереса детей к ба миру ба языка.
Современная четырехлетняя начальная школа получает в настоящее время все более благоприятные условия для своего развития, а начальное языковое образование приобретает все более определенный статус в методической науке. Языковое образование младшего школьника и его речевое развитие более основательно и обоснованно сливаются в единый учебно-познавательный процесс.
Современное начальное языковое образование не ограничивается только «лингвистическим компонентом и включает в себя широкий профиль речеведческих, социальных, литературных, общекультурных, исторических, личностно-ценностных аспектов». Одним из аспектов указанной взаимосвязи является внимательное отношение в школьном обучении к роли языка как средству общения, познания окружающего мира, а также саморазвития ученика как личности со своими интересами, потребностями и способностями их осуществить. Поэтому начальная школа призвана заложить основы грамотного развития детей, обеспечить формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения. Важное место в реализации намеченных целей принадлежит курсу русского языка, «задачи которого, состоят в том, чтобы научить детей правильно грамотно читать, говорить, писать, обогатить речь учащихся, дать начальные сведения по языку и литературе, развить внимание и интерес к чтению книг, уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, обеспечить разностороннее и гармоничное развитие и воспитание младших школьников, приобщить их к активному усвоению общечеловеческих нравственных и культурных ценностей».
Установка на развитие младшего школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью, социально активной и ориентированной на самовоспитание, потребовала внести определенные изменения в содержание и методы обучения русскому языку в I-IV классах, создать новую учебную литературу для учащихся. Нужно отметить, что языковое образование школьника представляет собой процесс и результат познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка в целях коммуникации, на речевое, умственное, эстетическое развитие, на овладение культурой народа носителя данного языка. Если характеризовать языковое образование как процесс, то нужно выделить цели обучения, содержание, методы обучения, организационные формы, методические условия. Характеризуя языковое образование как результат учебно-познавательной деятельности, следует выделить определенный уровень владения, который определяется совокупностью показателей, готовностью учащихся решать практические задачи (грамматические, орфографические, коммуникативные и др.) в учебных ситуациях и применить знания по языку в жизненных условиях речевого обращения. Такое понимание языкового образования, включающего в себя языковой, речевой, личностно - развивающий аспекты, позволяет рассматривать во взаимосвязи языковое образование школьника и воспитание его как «языковой личности».
Анализ целостного подхода к содержанию и структуре современного начального языкового образования позволяет выделить следующие его компоненты: 
— языковая система — совокупность лингвистических знаний в виде понятий, сведений, представленных в учебных программах, а также языковые умения (графические, грамматические, морфемные); 
— речевая деятельность как реализация языка, включающая в себя процессы чтения, письма, слушания, говорения. Данный компонент объединяет в себе речеведческие знания и умения разной степени сложности, умения воспринимать и создавать текст. В данный компонент также входят орфографические и пунктуационные умения, навыки правильного, сознательного, выразительного и беглого чтения; 
— речевые произведения, которые используются в процессе овладения языком и речью в качестве дидактического материала и представляют собой тексты-образцы определенного типа и стиля речи; 
— способы деятельности, обеспечивающие усвоение системы языка и формирование языковых, речевых и общепознавательных умений; 
— культура речевого поведения (культура общения); 
— культура народа-носителя русского языка.
Невозможно познать русский язык в отрыве от познания всего того, что создано народом, говорящим на этом языке: «В языке каждого развитого народа слагаются результаты жизни, чувства, мысли бесчисленного числа индивидов не только этого народа, но и множества других, язык которых он унаследовал; и все это громадное наследство душевной жизни бесчисленного числа людей, копившееся многие тысячелетия, передается ребенку в родном языке!».
Сложность содержания языкового образования в школе обусловлена полифункциональностью языка. Язык для ученика выступает не только как важнейшее средство общения людей, но и как возможность познания мира, речевого и умственного развития человека, взаимовлияние людей друг на друга, эстетического и нравственного воспитания. Вместе с тем язык представляет для школьника средство познания самого себя как социального субъекта (у него возникает потребность понять: кто я? Кто рядом со мной? Что я могу? Каким я должен быть? И т. п.)
Для ответа на вопрос: «Что является исходным при определении содержания начального языкового образования?», необходимо учитывать совокупность функций языка, выделяя ведущие. «В качестве ведущих в лингвистике принято выделять следующие: коммуникативную (язык -средство общения), когнитивную (язык обеспечивает познание мира, человека, самого себя; эту функцию также называют экспрессивной), эмоциональную (язык — средство выражения чувств и эмоций)».
При определении содержания школьного обучения и его методической направленности в качестве «основополагающего фактора» выделяют функционально-семантический принцип- начального языкового образования.
Функции слова, предложения и текста как единиц языка и речи представлены во взаимосвязи уже в I классе.