Разработка урока по ОДНКНР Внутреннее строение и убранство храма (5 класс)

Янин Александр Васильевич
учитель истории, ОРКСЭ МКОУ Большекандаратская СШ им. И.К.Морозова
Карсунского района Ульяновской области

Тема: «Внутреннее строение и убранство храма» ОРКСЭ 4 класс
Цель: дать представление о внутреннем устройстве и назначении православного храма.
Задачи:
Продолжить знакомство с понятием «православный храм».
Познакомить учащихся с устройством и назначением православного храма.
Способствовать развитию интереса к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
Способствовать развитию у детей навыка и умения работать с иллюстративным материалом и текстом учебного пособия;
Способствовать воспитанию у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры, уважительное отношение к другим людям.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.
Тип урока: комбинированный.
Основные термины и понятия:
Храм.
Икона.
Иконостас.
Царские Врата.
Алтарь.
Притвор
Колокольный звон.
Паперть
Аналой
Канун Оборудование урока: учебник «Основы православной культуры» Т.А. Костюковой и др.; карточки для работы в группах; карточки для самостоятельной работы; презентация, проектор, ноутбук, колонки.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Планируемые результаты:
Предметные результаты
Метапредметные результаты и деятельность учащихся
Личностные результаты

Узнают о назначении и устройстве православного храма, о «церковном этикете», храмовых предметах.

Научатся различать части православного храма, храмы от других строений, типы колокольных звонов, вести себя в храме в соответствии с «церковным этикетом».
Познавательные: ориентироваться в системе знаний; находить ответы на вопросы; уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими; формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами.
Учить детей осмысливать нравственные ценности и высказывать собственное суждение; воспитывать бережное отношение к наследию предков; усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме.

Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Постановка темы, цели и задач урока.
Слайд №1. Звучат колокола.
Его я видел много раз,
Но близко так – впервые.
Смотрю, не отрывая глаз,
На главки золотые.
На колокольню, на кресты,
На голубя на крыше
Ему оттуда, с высоты,
Кажусь я ростом ниже.
На купол солнце льёт и льёт
Сиянье золотое,
И, кажется, что он поёт
Застывшей красотою. Учитель: Где мы можем услышать такой звук? ( В Храме, церкви)
Учитель: Кто из вас был в храме? С кем вы ходили?
Учитель: Сегодня мы продолжаем изучение начатой на прошлом уроке большой темы «Храм – дом Божий на земле». Сегодня мы отправимся в виртуальную экскурсию в православный храм, но перед этим, я хотел бы задать вам несколько вопросов, ответы на которые вы должны были найти в домашнем параграфе.

Слайд №2.
Фронтальный опрос «О православном храме»: я знаю и я умею
Я знаю
Я умею
Я хочу узнать
Я узнал

Я научился

Мне понравилось

Что т. храм.
Что т. крестное знамение.
Кто т. реставраторы.
Креститься





Что находится внутри храма?
???





- Как должны вести себя верующие в храме? (благоговейно). А что значит благоговейно? (с особым почтением) А какие правила относят к особому почтению?
(Входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест.)
Учитель: Может быть вы знаете, как нужно вести себя в храме?
(Заходить надо спокойно. В храме не кричать, мобильные телефоны отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и играть.)
Учитель: О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?
Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Слайд №3. (дети зачитывают) Памятка мальчику: 
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они

Памятка девочке: 
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой и тихонько в храме стой.
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.

Учитель: А есть ли особые правила поведения в храмах других религий?
Учитель: А что бы вы ребята хотели ещё узнать о храме? (ответы детей)
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с внутренним строением и убранством храма, узнаем о правилах поведения в храме.

3.  Изучение нового материала. 
Слайд №4.
Учитель: ? Попробуйте дать определение слову «храм», используя иллюстрации.
Храм – дом Божий, место особого пребывания Бога на земле, место молитвы и совершения богослужения. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы.
Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.
Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Учитель: Прежде чем войти в храм мы с вами поднимаемся на паперть.
Слайд №5.
Паперть – крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. Паперть символизирует образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира. (рабочий лист №1)
Мир храма совсем не похож на мир за его стенами.
–Православный храм делится на три части: притвор, сам храм и алтарь.

Учитель: Давайте пройдём в притвор.
Слайд №6 
Притвор  славянское слово, которое означает «перед дверями» (стр. 69 рабочий лист №1)
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня.

Учитель: Пройдя притвор, мы попадаем во вторую часть -  в сам храм. Это место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение.
Воды тихой речки отражают
Окруженный деревцами Храм.
Годы и столетья пролетают –
Каждый день молитвы слышны там.
 Свечи здесь пылают и лампады,
Блики их на образах горят,
Девы Пресвятой святые взгляды
Прямо в душу ласково глядят.
Учитель: Что мы видим входя в храм? Слайд №7
Учитель: В православном храме людей встречают иконы, свечи. И священники. Они здесь служат. (рабочий лист №1)

Слайд №8
Учитель: А что это за служба? – спросите   вы.
-Священники учат людей, вместе с ними молятся Богу и стараются им помогать. Их одежда особенная – длинное до пола одеяние. Особенная одежда священников подчеркивает их особенное служение – службу Богу.  Священник носит на груди крест.

Слайд №9.
Учитель: Что же является неотъемлемыми частями любого православного храма? Я думаю, что это вы расскажите сами.
Работа в группах по учебнику
(У каждой группы на столе карточки с написанными на них словами. Дети ищут в тексте учебника объяснение каждого понятия. Готовят выступление.)
1-я группа – «икона», стр. 69, 80,81, 82
2-я группа – «иконостас», «Царские врата», стр. 70-71
3-я группа - «алтарь», «престол» стр. 71-72

Слайд №10.
1-я группа Икона – это не картина, это изображение лика святого или событий Священной истории. (Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым)
Что такое ИКОНА? Стр.69, 80, 81, 82 (рабочий лист №1)
Слайд №11.
2-я группа Впереди мы видим целую стену из икон. Она называется иконостас. На нем в несколько рядов располагаются иконы. (Каждый ряд имеет свое название. Рядов иконостаса может быть три, пять, семь – насколько позволяет высота храма. )
Что такое ИКОНОСТАС? стр. 70 (рабочий лист №1)

Слайд №12. В центре иконостаса – двери – Царские врата. (Через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-Царе. Справа от Царских врат всегда икона Христа Спасителя, а слева – всегда икона Божией Матери.)
Что такое ЦАРСКИЕ ВРАТА? стр. 71 (рабочий лист №1)

Слайд №13.
3-я группа За иконостасом находится алтарь важнейшая часть храма. Алтарь символизирует рай, область бытия Бога. (В алтаре обычно молятся священнослужители, и без благословения никто не имеет права туда входить. Первый луч солнца попадает именно в алтарь.)
Что такое АЛТАРЬ? стр.71 (рабочий лист №1)

Слайд №14.
Самое важное место в алтаре  престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней белою из полотна и верхней из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. На престоле всегда находятся антиминс, главный священный предмет храма. Это освященный архиереем шелковый плат с изображением положения Христа во гроб, напрестольное Евангелие, крест.
Что такое ПРЕСТОЛ? стр.71 (рабочий лист №1)

Учитель: Мы сказали, что в храме много свечей. Как вы думаете для чего они нужны?
Слайд №15. Церковная свеча - символ молитвы верующего человека. Своим горением пред иконой свеча символизирует любовь верующего к Господу Иисусу Христу, Божией Матери или святому, выражает стремление человека к духовному преображению, подобно как воск претворяется в огонь. Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и за своих ближних. Что такое СВЕЧА? (рабочий лист №1)
Учитель: А теперь мы вновь совершим виртуальную экскурсию в храм.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Раз подняться, потянуться,
Два нагнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять руками помахать,
Шесть на место тихо сесть.
Семь успокоились совсем.

(ПРОСМОТР ВИДЕО «Храм» №2) 6минут http://www.youtube.com/watch...

Учитель: Закрепим услышанную в видеосюжете информацию (рабочий лист №1)
Слайд №16.
Аналой – высокий покатый столик, на который кладут крест, Евангелие и иконы.
Канун - панихидный столик, перед которым ставят свечи за упокой.

Учитель: А теперь, ребята, мы покинем храм, но покидать его вы должны также благоговейно, как и вошли.
ЗАПОМНИ !!!
Выйти с храма не спеши,
Помолившись, не греши!
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
Приложись потом к кресту,
Обещание дай Христу,
Что исправиться намерен,
Слову своему будь верен.
Даром время не губи,
Службу Божию полюби.
Воскресенья подожди,
На молитву приходи.
4. Закрепление изученного материала.
Слайд 17.
Самостоятельная работа.
Рабочий лист №2.
? Проверь себя: вставь в текст ключевые слова:
1. Царские врата, 2. Иисус Христос, 3. купол, 4. канун, 5. Божия Матерь, 6. алтарь, 7. западной, 8. притвор, 9. свечи,10. иконостас, 11. аналой.
Каждый христианский храм венчается . с крестом. Вход в храм находится в части. Храм разделяется на три части: алтарь, храм и . . Внутри храма главным местом является . Он отделяется от молящихся . В центре иконостаса двери. Они называются . Справа от Царских врат всегда икона. Слева – всегда икона . Квадратный столик на котором зажжено множество называется . Там молятся о людях уже ушедших из жизни.
Соотнесите ключевые слова с иллюстрациями:
А. Б. В. Г. Д.

Взаимопроверка Слайд №18.
3, 7, 8, 6, 10, 1, 2, 5, 9, 4. А11, Б1, В3, Г2, Д10.

5. Домашнее задание. Слайд №19.
П.12, вопросы, рассказать родителям о храме.
Творческое задание: нарисовать храм

6. Подведение итогов урока. Рефлексия:  Слайд №20.
Учитель: А сейчас вернемся к таблице, которую видели в начале урока. Давайте воспользуемся методом незаконченного предложения и поймем, что же мы с вами интересного и нужного вынесли с урока. Вы должны закончить предложения. (ответы детей)
Я знаю
Я умею
Я хочу узнать
Я узнал

Я научился

Мне понравилось

Х
Х
Х




Учитель: Итак, сегодня мы многое узнали о строении православного храма, его   внутренних особенностях. Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.
Слайд №21
На этом наш урок закончен. Вам понравилось друзья? Если да, то рад и я.
Спасибо всем за внимание. Храни вас Господь!

Рабочий лист №2.
? Проверь себя: вставь в текст ключевые слова:
1. Царские врата, 2. Иисус Христос, 3. купол, 4. канун, 5. Божия Матерь, 6. алтарь, 7. западной, 8. притвор, 9. свечи,10. Иконостас, 11. Аналой.
Каждый христианский храм венчается . с крестом. Вход в храм находится в части. Храм разделяется на три части: алтарь, храм и . .Внутри храма главным местом является . Он отделяется от молящихся . В центре иконостаса двери. Они называются . Справа от Царских врат всегда икона. Слева – всегда икона . Квадратный столик на котором зажжено множество называется . Там молятся о людях уже ушедших из жизни.

Соотнесите ключевые слова с иллюстрациями:
_. _. _. _. _.
______________ ____________ ____________ ___________ ___________

Рабочий лист №2.
? Проверь себя: вставь в текст ключевые слова:
1. Царские врата, 2. Иисус Христос, 3. купол, 4. канун, 5. Божия Матерь, 6. алтарь, 7. западной, 8. притвор, 9. свечи,10. иконостас. 11. Аналой.
Каждый христианский храм венчается . с крестом. Вход в храм находится в части. Храм разделяется на три части: алтарь, храм и . .Внутри храма главным местом является . Он отделяется от молящихся . В центре иконостаса двери. Они называются . Справа от Царских врат всегда икона. Слева – всегда икона . Квадратный столик на котором зажжено множество называется . Там молятся о людях уже ушедших из жизни.

Соотнесите ключевые слова с иллюстрациями:
А_ Б_ В_ Г_ Д_
____________ ____________ ____________ ___________ ____________
Рабочий лист №1

Вариант №1: сделай подписи к картинкам.















Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило, священник, аналой,паперть, притвор.



Памятка: «Как вести себя в храме»
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
        В брюках в храм идёт невежда,
        Голову платком покрой
        И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:        
 Никого не осуждай,
         Помощь нищему подай,
         Поставь свечку и потом
         Осени себя крестом.
         Богомыслие храни,
         Лень подальше прогони,
         Душой с Богом примирись,
         И со всеми ты молись.
        Богомольцев не толкай,
         К чину в храме привыкай.
         Не гляди по сторонам
         Неполезно это нам...
         Хоть старушка, хоть девица
         Не посматривай на лица,
         Глазки в землю опусти,
        О грехах своих грусти.

  ЗАПОМНИ !!!
Выйти с храма не спеши,
Помолившись, не греши!
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
Приложись потом к кресту,
Обещание дай Христу,
Что исправиться намерен,
Слову своему будь верен.
Даром время не губи,
Службу Божию полюби.
Воскресенья подожди,
На молитву приходи.



Памятка: «КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ХРАМЕ»
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
        В брюках в храм идёт невежда,
        Голову платком покрой
        И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:        
 Никого не осуждай,
         Помощь нищему подай,
         Поставь свечку и потом
         Осени себя крестом.
         Богомыслие храни,
         Лень подальше прогони,
         Душой с Богом примирись,
         И со всеми ты молись.
        Богомольцев не толкай,
         К чину в храме привыкай.
         Не гляди по сторонам
         Неполезно это нам...
         Хоть старушка, хоть девица
         Не посматривай на лица,
         Глазки в землю опусти,
        О грехах своих грусти.

  ЗАПОМНИ !!!
Выйти с храма не спеши,
Помолившись, не греши!
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
Приложись потом к кресту,
Обещание дай Христу,
Что исправиться намерен,
Слову своему будь верен.
Даром время не губи,
Службу Божию полюби.
Воскресенья подожди,
На молитву приходи
Рисунок 2Рисунок 3Рисунок 5Рисунок 1Рисунок 4Рисунок 1Рисунок 4Рисунок 1Рисунок 3Рисунок 4Рисунок 6Рисунок 9Рисунок 7Рисунок 2Рисунок 415