ГОНЕНИЯ НА ВЕРУ В УДМУРТИИ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (ЗАКРЫТИЕ ХРАМОВ)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Можгинская средняя общеобразовательная школа аграрного профиля»
ГОНЕНИЯ НА ВЕРУ В УДМУРТИИ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
(ЗАКРЫТИЕ ХРАМОВ)
Работу выполнили:
Ельцова Кристина, Скородумова Ирина
Удмуртская Республика,
Можгинский район, МБОУ «Можгинская СОШ
аграрного профиля», 7 класс
Руководитель проекта:
Пантелеева Наталья Викторовна,
учитель русского языка и литературы
2014 год
Содержание
Введение……………………………………………………………… Стр. 3
История Русской православной церкви
в годы Советской власти……………….........................................Стр. 4-6
Судьба церквей и храмов г.Можги и Можгинского района в годы
Советской власти …………………………………………………….Стр. 7-11
Храм Казанской Божьей матери………………………………….Стр.7
Александро-Невская церковь…………………………………….Стр.7
Свято-Троицкая церковь………………………………………….Стр.8
Свято-Никольская церковь……………………………………….Стр.8
Андреевская церковь……………………………………………...Стр.9
Николаевская церковь…………………………………………….Стр.9
Свято-Веденский храм…………………………………………….Стр.9
Покровская церковь……………………………………………….Стр.10
Свято-Михаило-Архангельский храм……………………………Стр.11
Заключение ……………………………………………………………Стр.12
Список литературы……………………………………………………Стр.13
Введение
Святая Церковь, о тебе преданья...Святая Церковь – будущность в тебе!От дней апостольских звучит призванье,Что жизнь в тебе... И ты в борьбе!(Автор неизвестен)
1917-1934гг. стал переломным периодом для отечественной истории. Это положило начало гонению на Русскую Православную Церковь, которое круто изменило судьбу церкви. Такая участь не обошла церкви и храмы и нашего Можгинского района.
Цель нашей исследовательской работы - узнать историю церквей г. Можги и Можгинского района в годы Советской власти.
Задачи:
- изучить история Русской Православной Церкви в годы Советской власти;
- изучить историю церквей и храмов города Можги и Можгинского района;
- взять интервью у работников школьных музеев Можгинского района.
Объект исследования: гонения на Русскую Православную Церковь в годы Советской власти.
Предмет исследования: церкви и храмы г. Можги и Можгинского района.
Методы исследования:
- анализ источников и литературы;
- работа с респондентами;
- описание;
- работа со справочным материалом.
Гипотеза: исторические события и политика государства не смогли сломить веру русского человека.
При написании исследовательской работы использованы материалы Центрального Государственного архива Удмуртской Республики.
История Русской православной церкви в годы Советской власти
Ты продолжала жить... Ростки святыеРосли, распространялись по земле,И не смогли гоненья, бури злые,Христа ученья уничтожить след. (Автор неизвестен)
Православие является одной из старейших направлений в христианстве, которое окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 году с разделением христианской церкви на католическую и православную. На Руси с конца X века существует православная церковь, основу вероисповедания которой составляют Священное Писание (Библия) и Священное Предание.
К 1914 году Русская Православная Церковь была мощной организацией, но после Октябрьской революции 1917 года круто судьба её круто изменилась– была развёрнута борьба за «атеистическое государство». В ночь с 26 на 27 ноября 1917 года был принят Декрет о земле, который лишал монастыри и церкви своих земель, что подрывало экономическое имущество Русской Православной Церкви. Кроме этого в ведение Наркомпроса все школы духовного ведомства: церковно-приходские школы, учительские семинарии, духовные училища, академии. Здания, земельные участки, библиотеки, ценные бумаги также уходили в ведение государства.
После очередного Декрета от 20 января 1918 года церковь теряла право юридического лица. Все здания и предметы, которые были предназначены для богослужебных целей, отдавали местным или центральным властям в бесплатное пользование. У Церкви начинают отбирать храмы и монастыри.
Серьёзным потрясением для церкви стало вскрытие мощей, с особой силой развернувшиеся в 1919 году. Если в результате вскрытия обнаруживалось, что мощи сохранились частично, это обстоятельство использовалось для атеистической пропаганды. Попытки верующих и духовенства оказать сопротивление заканчивалось арестами и высылками.
Весной - летом 1921 года во время засухи и губительного голода под председательством патриарха Тихона был образован «Всероссийский общественный комитет помогающий голодающим». Патриарх призвал жертвовать на нужды голодающим драгоценные украшения, не имеющие богослужебные употребления. Однако вслед за этим 23 февраля 1922 года был принят Декрет «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих». Таким образом, правительство преследовало цели, одно из которых уменьшить влияние на население.
Правительство развернуло активную работу по разложению Русской Православной Церкви, поручив Секретному отделу ВЧК. Это привело к расколу Церкви – Тихон Путята возглавил «Свободную народную Церковь» и объявил о разрыве Русской Православной Церкви.
Во второй половине двадцатых годов давление на Церковь со стороны государства усилилось. Главным местом заключения священнослужителей стал Соловецкий монастырь особого назначения.
В 1928 году по всей стране прокатилась волна массового закрытия церквей. Закрытые храмы использовались под производственные цеха, склады, квартиры и клубы, монастыри – под тюрьмы и колонии. По всей стране снимались колокола.
С середины сороковых годов Церковь считалась хотя и враждебным, но всё же терпимым и даже в определённых случаях полезным институтом. Однако, несмотря на потепление в отношениях Церкви и государства, Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения её деятельности вне стен храмов встречали отпор, вплоть до административных санкций.
Отличительной чертой хрущёвского правления были заявления о скором наступлении коммунистического строя. Однако серьёзным препятствием на пути было наличие в стране носителей религиозных убеждений. А так как Русская Православная Церковь была Церковью большинства, она и стала главным объектом богоборческого удара. и во второй половине 1950-х годов государство решило вернуться к принципам 20-х годов, в соответствии с которым Церковь считалась главным врагом, которого необходимо уничтожить. 1959 год был отмечен массовым закрытием храмов и преследования верующих продолжалось. Лишь после отставки Хрущёва в 1964 году антицерковная политика приостановилась, в последующие годы политика государства не принимала столь жёстких форм.
Период 1965—1985 годов был временем стабильности во взаимоотношениях государства и церкви. Началось омоложение кадров духовенства, рост их образовательного уровня и богословской подготовки.
В годы “перестройки” (с марта 1985 года) в политике государства по отношению к Церкви вновь произошел поворот. Стали открываться новые храмы всех вероисповеданий. Православной церкви были возвращены Киево-Печёрская лавра, Оптина Пустынь и другие монастыри. В 1988 году православная церковь торжественно отпраздновала тысячелетие Крещения Руси. Роль церкви в государственной жизни стала возрастать.
Падение советского режима 1991 года открыло перед Церковью новые возможности для роста и развития. Русская Православная Церковь во главе с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II объединяет значительную часть населения бывшего Советского Союза, и точное число православных верующих на сегодняшний день назвать невозможно.
Судьба храмов и церквей г. Можги и Можгинского района в годы Советской власти
Изучив историю Русской Православной Церкви в годы Советской власти, мы решили узнать, какова же была судьба церквей и храмов г. Можги и Можгинского района в годы Советской власти.
Храм Казанской Божьей матери (село Можга) (Приложение 1)
В центре нашего родного села Можги возвышается Казанско-Богородицкий храм – один из старейших храмов в Удмуртии. В этом году исполнилось 260 лет его просветительской деятельности.
Приход с. Можга открыт по определению Св. Синода от 3 июня 1751 г. Деревянная церковь была построена в 1754 г. и освящена Преосвященным Лукой, митрополитом Казанским, 30 ноября того же года во имя Казанской иконы Божьей Матери. В 1816 г. Вятской духовной консисторией была дана храмозданная грамота № 696 от 4 марта на строительство каменного храма во имя Казанской иконы Божьей Матери с двумя приделами. Старая деревянная Казанско-Богородицкая церковь перевезена в 1862 г. во вновь открытое село Поршур-Какси. Деревянная Васильевская церковь была разобрана за ветхостью после освящения придела каменного храма. Казанско-Богордицкая церковь закрыта на основании постановления президиума Удмуртского облисполкома от 1 февраля 1931 г., в этом же месяце президиум ВЦИК данное постановление отменил, и церковь была оставлена верующим. Однако, до 1944 г. церковь фактически бездействовала. Официальное открытие церкви произошло после постановления СНК УАССР от 31 марта 1944 года.
Александро-Невская церковь (с. Русский Пычас). (Приложение 2)
Приход с. Русский Пычас открыт по указу Св. Синода от 24 марта 1887 г. № 980. Деревянная церковь перевезена из с. Нылга-Вамья и построена в 1890 г. с одним престолом. Освящена в честь Св. Благоверного Князя Александра Невского 25 мая 1890 года.
Александро-Невская церковь была бездействующей с 1941 г. и на основании постановления СНК УАССР от 1 июня 1945 г. открыта вновь. 
Свято-Троицкая церковь (с. Большая Уча) (Приложение 3)
Приход села открыт по указу Священного Синода от 10 апреля 1836 года № 3941.
14 ноября 1836 года Вятской Духовной Консисторией была выдана храмозданная грамота на строительство каменной церкви с двумя приделами.
В 1837 году была куплена деревянная церковь в селе Вавож на средства прихожан и освящена во имя Святой Троицы. 10 декабря 1839 года церковь сгорела. В 1840 году вновь построена деревянная церковь и тоже освящена в честь Святой Троицы. 8 июля 1853 года заложен фундамент каменнного храма и в 1864 году строительство его закончено. Храм построен по проекту петербургского зодчего Тона Константина Андреевича в русско-византийском стиле. 1869 году старая церковь упразднена.
В 1846 году открыта церковно-приходская школа. В 1868 году – церковно-приходское попечительство.
Свято-Троицкая церковь была закрыта на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 10 апреля 1939 года. Здание передано под клуб. В 1991 году вновь возобновились службы в храме, вначале только в притворной его части, в здании продолжал работать клуб.
Свято-Никольский храм (с. Поршур) (Приложение 4)
Приход с. Поршур (Поршур-Какси) открыт по определению Вятской Духовной Консистории от 20 марта 1862 г. Перевезена на средства прихожан из с. Можга и построена деревянная церковь с одним престолом, освящена 17 марта 1863 г. во имя св. Николая Чудотворца. Эта церковь в 1891 г. перевезена в с. Асаново.
Новая деревянная церковь, в русском стиле, построена на средства прихожан в 1884 - 1889 гг. Престол освящен 2 июля 1889 г. во имя св. Николая Чудотворца.
При церкви 9 марта 1906 г. открыто церковноприходское попечительство.
С 1936 г. церковь недействующая, но юридически не закрыта. В 1947 г. Богослужения в храме вновь возобновлены.
Андреевская церковь (1876–1940 гг.) (с. Большая Пудга). (Приложение 5)
Приход с. Большая Пудга открыт по указу Вятской духовной консистории от 14 октября 1875 г. Деревянная церковь построена в 1876 г. с одним престолом в
Честь Святого Апостола Первозванного.
Андреевская церковь была закрыта на основании Указа Президиума Верховного  Совета  УАССР от 29 апреля 1940 г. Здание церкви передано под клуб. В 1960-е годы старое здание разобрали и на его месте построили новый клуб. Захоронения священнослужителей, расположенные в парке, не сохранились. Существует версия, что надгробные плиты использовались при строительстве клубного фундамента.
Николаевская церковь (с. Малая Воложикья).
Приход с. Малая Воложикья открыт по указу Св. Синода от 22 июня 1899 г. № 3506. Деревянная церковь построена в 1907 г. на средства прихожан и елабужского купечества с одним престолом, освящена 11 сентября 1907 г. во имя Святого Николая Чудотворца.
В 1907 г. миссионерская инородческая школа была переименована в церковно-приходскую.  Николаевская церковь была закрыта на основании постановления ЦИК УАССР от 19 февраля 1935 г. Здание передано под клуб. 
Свято-Веденский храм (с. Нынек) (Приложение 6).
Приход села Нынек открыт по Указу Св.Синода от 26 октября 1898 года за № 6137. Приход выделился из приходов Бемышевского завода и сел Васильевское и Поршур.
Каменная церковь построена в 1907 году на средства Елабужского Черновского благотворительного комитета, однопрестольная, освящена 18 октября 1908 г.
В приходе церкви имелись 2 земские школы.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета УАССР от 29 мая 1940 года №46 церковь закрыта. Здание храма было обезображено: разрушили двухъярусную колокольню, крыльцо главного входа, сломали маковку на центральном своде, росписей в храме практически не сохранилось.
Здание использовали под хозяйственные нужды, в последнее время в храме размещался дом культуры (до 2007 г.).
В 2008 г. по совету благочинного Можгинского округа – протоиерея Михаила Иванова, и по благословению митрополита Ижевского и Удмуртского Николая, верующие из числа местных жителей стали собираться в освобожденном здании храма, для чтения молитв, канонов и акафистов.
В сентябре 2008 г. Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай благословил штатному диакону Кафедрального Собора св. блгв. кн. Александра Невского, Евгению Спиридонову подготовить храм к возможности совершения в нём Богослужений.
Покровская церковь (с. Большая Кибья ) (Приложение 6)
Приход  с. Новотроицкое  открыт по указу Св. Синода от 31 января 1861 г.  № 141. В его состав вошли селения, ранее входившие в приходы сел Алнаши, Можга, Пуже-Уча. В начале богослужения совершались в молитвенном доме. В 1863 г. началось строительство каменной церкви и закончилось в 1865 г. Церковь строилась на деньги, пожертвованные елабужским купцом Ф.Г. Черновым. В церкви были устроены  3 престола: в холодной –  во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в теплой – правый – в
Честь Св. Троицы, левый – в честь Рождества Христова.
В 1908 г. построена и освящена приписная церковь в д. Сарсак-Омга. Покровская церковь была закрыта на основании Указа Президиума Верховного Совета УАССР от 24 июля 1941 г. Здание передано под культурное учреждение. 
Свято-Михаило-Архангельский храм (г.Можга) (Приложение 7)
Первое православное религиозное молитвенное помещение было воздвигнуто в Можге в самом начале ХХ века. В том самом месте, где располагается нынешний Свято-Михаило-Архангельский храм. После революции 1917 года решением безбожно-богоборческих властей Русская Православная Церковь была отделена от Государства, началось массовое гонение на Церковь и ее последователей. Свято-Михайловский храм, как и многие другие храмы и монастыри, был отнят у Церкви, обезглавлен, поруган, ограблен и передан под нужды.
К началу 1990-х годов в Можге стала создаваться инициативная группа православных верующих добивавшихся акта передачи здания бывшего храма, в которой тогда располагалась детская спортивная школа, под храмовое здание.
15 января 1992 года в день памяти преподобного Серафима Саровского, и всея России чудотворца, когда можгинскими городскими властями было подписано итоговое соглашение о передачи бывшего храмового здания Русской Православной Церкви, для совершения в этом здании церковных Богослужений и обрядов. Была приобретена необходимая церковно-богослужебная утварь первой необходимости.
Заключение.
Изучив историю и судьбу храмов и церквей Можгинского района и г. Можги, мы пришли к заключению, что, когда по всей стране прошла волна массового закрытия церквей, она не обошла стороной и нашу республику, в частности Можгинский район и г. Можга. Закрытые храмы использовались под склады, клубы и спортивную детскую школу (Свято-Михаило-Архангельский храм). Лишь три из них были вновь открыты для верующих в середине 40-х годов (Храм Казанской Божьей матери (с.Можга), Александро-Невская церковь (с. Русский Пычас), Свято-Никольский храм (с. Поршур)), когда Церковь считалась хотя и враждебным, но всё же терпимым институтом.
Гонения на Русскую Православную Церковь в годы Советской власти привело, казалось, к развалу духовности у российского народа, когда люди, не имея чёткого духовного ориентира, готовы были верить чему угодно. И лишь после развала СССР в 1988 году в Русской Православной Церкви произошёл перелом. Взаимоотношения Церкви и государства изменились в лучшую сторону. Гонение на Церковь было прекращено, стали открываться храмы. И это подтверждает нашу гипотезу о том, что исторические события и политика государства не смогли сломить веру русского человека.
…И никакие государства, президенты,
Ни власти, ни народы, ни года,
Ни даль, ни близорукости моменты
Не уничтожат Церкви никогда!
Список литературы
Информация из школьных музеев МБОУ «Можгинская СОШ аграрного профиля», МБОУ «Большеучинская СОШ», МКОУ «Комякская СОШ»
Можгинскому району 80 лет. – Ижевск: КнигоГрад, 2009.
На просторах можгинской земли / Составление Г.П.Блиновой. – Ижевск: Удмуртия, 2004.
Хрущёвские гонения в Удмуртии. Протодиакон О. Зонов. Вестник ПСТГУ. И: История Русской Православной Церкви, 2013. Выпуск 2 (51). С.54-68. / http://cyberleninka.ruhttp://gasur.ruhttp://palomniki.ruhttp://ru.wikipedia.org