Самоанализ урока на тему: «Государственно-церковные отношения в период становления советской власти » по курсу « История России» в 9 классе.

Федеральное агентство по образованию РФ ГОУ ВПО
Тульский Государственный Педагогический Университет им. Л. Н. Толстого






Самоанализ урока на тему: «Государственно-церковные отношения в период становления советской власти » по курсу « История России» в 9 Б классе городского муниципального образовательного учреждения гимназии №2 г. Тулы,
разработанного
Лотаревым А.С.



























Тула, 2006 г.

Урок на тему: «Символика икон» был разработан и проведён в 9 В классе городского муниципального образовательного учреждения гимназии №2 г. Тулы. Характеризуя место и роль данного урока в системе уроков необходимо отметить, что он является логическим продолжением темы связанной с тульскими храмами.
В 9 В классе 27 учащихся, из них 15 мальчиков и 12 девочек. По итогам двух триместров отличники в класс есть, все учатся на «4» и «5»
К урокам МХК относятся с интересом, однако сказать, что этот предмет является любимым нельзя. В классе преобладает познавательная мотивация. Дифференциацию класса по уровню сформированности учебных умений можно охарактеризовать как среднюю, однако на общем фоне выделяется группа учащихся, которые опережают по основным показателям своих сверстников; в целом же уровень сформированности общеучебных умений –средний. В классе не возникают проблемы с дисциплиной, поэтому класс в меру проявляет особую активность.
Характеризуя уровень развития классного коллектива можно констатировать, что В классе имеется староста, а также существует небольшая группа активистов, которая с удовольствием участвует в жизни школы, в различных общественно-полезных мероприятиях. Каждый в состоянии дать полную (пусть не всегда серьезную) характеристику деловых и личных качеств друг друга. В классе не всегда преобладает атмосфера взаимопонимания и уважения. Но безусловно мальчики и девочки общаются друг с другом, есть общие интересы м темы для разговора, но иногда проскальзывают нотки равнодушия, что говорит о не очень благоприятном фоне в классе.

Данный материал является достаточно простым для усвоения, поскольку не содержит большого числа теоретических обобщений, выводов. Но его изучение требует от учеников хорошего знания предыдущих тем и обширный кругозор. Наряду с этим в учебнике отсутствует изложение ключевых моментов изучаемой темы, а это затрудняет осуществление внутрикурсовых связей. Наряду с теоретическим материалом в данной теме содержится немалый объём определений, которые ученикам необходимо усвоить для чёткого представления данной темы. Все эти особенности необходимо учитывать при подготовке к уроку, и, конечно, своё непосредственное отражение они должны находить в целевой установке урока. Как уже отмечалось материал носит преимущественно теоретический характер и даёт широкие возможности для осуществления внутри- и межкурсовых связей (литература), что и фиксируется в образовательной цели урока. Воспитательная и развивающая цели также полностью строятся на учёте особенностей изучаемого материала и класса.
Выбор форм и методов, используемых на данном уроке также основывается прежде всего на общих особенностях детей этого школьного возраста, а также на конкретных характеристиках 9 В класса. К таковым относятся (к основным):
1. средний уровень развития общеучебных умений;
2. низкую активность класса,
3. некоторые проблемы, возникающие между детьми непосредственно в процессе общения.
В 9 Б существует проблема межличностного взаимодействия между отдельными учащимися (4-ая особенность), что ставит перед учителем задачу максимально лаконичного и эффективного включения в работу детей, у которых по тем или иным причинам возникают проблемы с классом. Очевидно, что, проводя опрос невозможно постоянно игнорировать их, но в тоже время постоянное акцентирование на них внимания всего класса приведёт скорее к отрицательным, нежели положительным результатам. В такой ситуации наиболее продуктивным представляется применение фронтального опроса, а также индивидуальных заданий (например, работа с дидактическими карточками). На анализируемом уроке учителем-практикантом применялся фронтальный опрос, при котором были задейст
·вованы вышеуказанные дети.
Т.к. данный материал является достаточно сложным для усвоения детьми этого возраста, тип урока был определён как комбинированный. Также, для облегчения усвоения нового материала применялись наглядные пособия – презентация, видеофильм, что способствовало систематизации материала и значительно облегчало его усвоение. Основные моменты темы фиксировались учениками в тетради и воспроизводились на этапе закрепления, что также способствовало более эффективному усвоению нового материала.
При изучении данной темы применялась структура, традиционная для комбинированных уроков: орг. момент ( изучение нового материала ( закрепление ( домашнее задание. На этапе орг. момента класс был поприветствован, была проведена проверка отсутствующих, также были поставлены тактические задачи, т.е. классу был предложен перечень вопросов, на которые необходимо было ответить, прежде чем перейти к изучению нового материала. После проверки домашнего задания, проведённой в форме фронтального и индивидуального опроса, учитель перешёл к изучению нового материала. Предварительно были поставлены учебные задачи (сегодня на уроке мы должны будем рассмотреть те последствия, которые возымели события революций 1917 года в целом, и в частности государственно-церковные отношения в период становления советской власти. Итак, запишите в тетради число и тему нашего урока:«Государственно-церковные отношения в период становления советской власти.») Таким образом, внимание класса было привлечено к объяснению новой темы. Поскольку изучение новой темы требовало от учеников применения ранее полученных знаний, то объяснение нового материала проходило в диалоговой форме, т.е. непосредственно монолог учителя был сведён к необходимому минимуму: в ходе урока учащимся постоянно предлагались вопросы, ответы на которые способствовали дальнейшему «продвижению» в ходе рассмотрения новой темы. Это приводило к тому, что основные выводы были сформулированы не учителем, а непосредственно детьми, что, как представляется, повысило эффективность усвоения нового материала.
На протяжении всего урока класс в целом и отдельные учащиеся проявляли достаточную познавательную активность (особенно при использовании фронтальных форм работы). На данном уроке предпочтение отдавалось групповым формам работы, что связано с большим объёмом изучаемого материала и его относительной сложностью. Классу предлагалось проанализировать некоторые выдержки из «Декрета от 20 января 1918 г. Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
При оценивании ответов учащихся во внимание принималась, прежде всего, содержательность ответа и его аргументированность, рефлексия, т.е. способность учащегося замечать недостатки в своём ответе и вовремя исправлять их.
Дисциплину на уроке можно охарактеризовать как среднюю.
На этапе закрепления ученикам был предложен ряд вопросов, преимущественно требующий от них простого воспроизведения. Форма – фронтальный опрос.
Для более чёткого уяснения государственно-церковных отношений, наряду с презентацией и вопросами к ней, детям был предложен просмотр фильма, который содержал в себе основные события государственно-церковных отношений
Стиль педагогического общения учителя можно охарактеризовать как авторитарно-демократический, тон общения – одобряющий.
Анализируя деятельность учителя можно отметить свободное владение фактическим материалом, грамотное и уверенное изложение темы. Данный урок был несомненно полезен не только для учащихся, но и для учителя, поскольку на этом уроке был получен качественный опыт по организации групповой работы учащихся, была налажена обратная связь с классом.








13PAGE 15


13PAGE 14515




Заголовок 215