Рабочая программа по географии для 5 класса в соответствии с ФГОС ООО


Программу составил
учитель географии МКОУ Шубинская СОШ
Лахин Б.А.
Рабочая программа по географии 5 класс
I.Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
- Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2014-2015 учебный год;
- Учебный план в 5 классе МКОУ Шубинская СОШ на 2015 – 2016 учебный год.
Программа, на основе которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. Программа опубликована на сайте www. drofa.ru.
и рабочей программы составителя Петрушиной Н.П. - Рабочая программа по географии. 5 класс. /Сост. Петрушина Н.П.-М.: ВАКО, 2013. – 24 с.- (Рабочие программы) / К УМК И.И. Бариновой и др. (М.: Дрофа), соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Баринова И.И. География. Начальный курс – 5 кл.: учебник / Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. – 140, [4]с.: ил., карт.
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего
образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 34 часа, 1 час в неделю. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков, контурных карт.
Вклад учебного предмета в общее образование:
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:
- целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие;
- предпрофильной ориентации учащихся.
Цели и задачи программы:
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по географии. В ней также заложены возможности формирования у обучающихся универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренные стандартом и основной образовательной программой МКОУ Шубинская СОШ
II. Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
III.Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ Шубинская СОШ.
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
География в основной школе изучается с 5 по 9 классы.
Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам:
с 5 по 7 класс - География Земли,
с 8 по 9 класс - География России.
В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как
планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения
растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний
страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, обособенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса - формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов - природы, населения и хозяйства.
Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс.
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ - 3;
практических работ - 4;
Рабочая программа имеет целью знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества-
географической картой, со взаимодействием природы и человека, пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде и способствует решению следующих задач:
знакомство с одним из интереснейших школьных предметов - географией, формирование интереса к нему; формирование умений внимательно
смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.
Данная программа составлена для реализации курса география, который является частью общественно-научной области и разработан в логике
ФГОС ООО.
V.Личные, предметные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами являются следующие умения:
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной
личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и
этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РоссийскойФедерации, житель конкретного региона);— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность
их исторических судеб;
— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
• гармонично развитые социальные чувства и качества:
— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
• образовательные результаты - овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их
применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии
посредством географического знания:
— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и
производственной деятельности;
— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной
деятельностью;
— готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе
географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике,
оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью
технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях
гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию,написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества
и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций,принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации кусловиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы
жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
VI.Содержание программы
Что изучает география (5 ч)
Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.
Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.
География – наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география – два основных раздела географии. Методы географическихисследований. Географическое
описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.
Как люди открывали Землю (5 ч)
Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия
Средневековья. Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие
Антарктиды. Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение
Сибири.
Практические работы № 1, 2.
Земля во Вселенной (9 ч)
Как древние люди представляли себе Вселенную.Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления
древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю
Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении
Вселенной.
Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и
Нептун. Плутон.
Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия. Уникальная планета – Земля. Земля – планета
жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.
Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый
космонавт Земли – Ю. А. Гагарин.
Виды изображений поверхности Земли (4 ч)
Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам.
Ориентирование по местным
признакам.
План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.
Практические работы № 3, 4.
Природа Земли (10 ч)
Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона,
И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет. Внутреннее строение Земли.
Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве
беспокойной земли и огнедышащих гор.
Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.
Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.
Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.
Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.
Почва – особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы. Человек и природа. Воздействие человека наприроду. Как сберечь природу?
VI. Тематическое планирование по предмету
Количество часов в неделю – 1;
Количество учебных недель – 34;
Плановых контрольных уроков – 2, тестов - 1 .
Планирование составлено на основе авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин и рабочей программы составителя Петрушиной Н.П. - Рабочая программа по географии. 5 класс. /Сост. Петрушина Н.П.-М.: ВАКО, 2013. – 24 с.- (Рабочие программы) / К УМК И.И. Бариновой и др. (М.: Дрофа), соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Баринова И.И. География. Начальный курс – 5 кл.: учебник / Баринова И.И., Плешаков А.А., Сонин Н.И – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2014. – 140, [4]с.: ил., карт.
Изменения в программу не внесены.

п/пТема урока,
Основные виды учебной деятельности Дата провед. Примечание
Планир. Фактич. Раздел 1. Что изучает география (5 ч.) Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля. Научиться объяснять значение понятий тело и вещество. Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований и применяемые для этого приборы.
Развитие личностной рефлексии, толерантности. Формирование мотивации в изучении наук о природе. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками
1 Мир, в котором мы живём. Продолжить обучение в эвристической беседе, уметь самостоятельно выделять познавательную цель. 2 Науки о природе Отображать информацию в графической форме. Самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. 3 География–наука о Земле Выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение),
формировать и развивать
компетентность в области использования ИКТ. 4 Методы географическихисследований Добывать недостающую
информацию с помощью карт атласа,
применять методы информационного поиска. 5 Обобщение знаний поразделу «Что изучаетгеография»
Проверочная работа Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Уметь определять понятия,
строить умозаключения и делать выводы.
Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло. Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий.
Формирование целостного мировоззрения. Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества, выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли, объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири.
6 Географические открытия древности и Средневековья.
Важнейшие открытия
древности и Средневековья. Добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения.
Применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника). . 7 Важнейшие географические открытия. Практическая работа № 1. Важнейшие географические открытия.(Работа с контурной картой, учебником, диском) Добывать недостающую информацию в электронном приложении.
Самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения.
8 Открытия русских путешественников. Систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы.
Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. 9 Открытия русских путешественников.
Устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать.
Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач. 10 Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю. Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.
Применять методы информационного поиска. Раздел 3. Земля во Вселенной (9 ч.) Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя . Научиться читать и понимать текст. Научиться составлять характеристику планет по плану. Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты», Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий
Формирование навыков работы по образцу с помощью учителя. Формирование навыков организации своей деятельности в группе.
Объяснять представления древних людей о Вселенной, уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной.
11 Как древние люди представляли себе Вселенную. Добывать недостающую информацию с помощью вопросов.
Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств. 12 Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. 13 Соседи Солнца. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. 14 Планеты-гиганты и маленький Плутон. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли. 15 Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Проверочная работа Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Объяснять особенности различных небесных тел. . 16 Мир звёзд. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Самостоятельно выделять созвездия на определённых участках неба. 17 Уникальная планета – Земля. Научиться моделировать движение Земли с помощью прибора теллурия. 18 Современные исследования космоса. Научиться составлять презентацию о космонавтах.
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Изучить важнейшие события в освоении космоса. 19 Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Устанавливать «космический адрес» Солнечной системы по картам атласа. . Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли (4 ч.) К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.
П: находить основные и промежуточные стороны горизонта Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков.
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.
20 Стороны горизонта Научиться определять стороны горизонта.
. 21 Ориентирование
Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу.
Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).
Применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств.
Формулировать алгоритм работы с компасом. 22 План местности и географическая карта.
Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков. 23 Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»
Практическая работа № 2. Ориентирование поплану и карте Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съёмки местности.
Составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности. Раздел 5. Природа Земли (11 ч.) К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
П: выделять различия в гипотезах возникновения Земли.
Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи. Формирование устойчивой мотивации к исследова-
тельской деятельности, конструированию
24 Как возникла Земля. Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте. 25 Внутреннее строение Земли. Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами. . 26 Землетрясения и вулканы.
Практическая работа №3.Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов. Научиться обозначать объекты на контурной карте.
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма. 27 Путешествие по материкам.
Практическая работа №4.Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.
Научиться различать материки по контурам и особенностям природы.
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.
Уметь характеризовать природу шести материков Земли. 28 Вода на Земле. Научиться подписывать реки на контурной карте.
Уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов. 29 Воздушная одежда Земли.
Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли».
Делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды». . 30 Живая оболочка Земли. Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек.
Уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере. 31 Почва – особое природное тело. Научиться определять тип почв по натуральным образцам.
Уметь объяснять, что почва – особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных.32 Человек и природа. Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности.
Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. 33 Обобщение знаний по разделу «Природа Земли».
Проверочная работа Научиться самодиагностике.
Добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры.
Применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств. . 34 Обобщение знаний. Научиться самодиагностике и самокоррекции.
Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Проверочные работы за 2 и 4 четверти
VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебники и УМК:
Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы, 10-11 классы: проект. (Стандарты второго поколения.) М.: Просвещение, 2011. – 75 с.
География. Начальный курс. 5кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А Плешаков, Н. И. Сонин. -М.: Дрофа, 2014.-140, [4 ]с.: ил., карт.
Сонин Н.А, С.В. Курчина Рабочая тетрадь к учебнику И.И. Бариновой, А.А Плешакову, Н. И. Сонина -М.: Дрофа, 2012
Литература для учителя и обучающихся:
1. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998
2. Бахчиева, О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс
3. Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.
Интернет-ресурсы
http: //www.gao.spb.ru/russianhttp: //www.fmm.ruhttp: //www.mchs.gov.ruhttp: //www.national-geographic.ruhttp: //www.nature.com
http: //www.ocean.ruhttp: //www.pogoda.ruhttp: //www.sgm.ru/rushttp: //www.unknowplanet.ruАвторские методико-образовательные ресурсы (АМОР)
Оборудование по географии
Карты мира
Карта океанов
Климатические пояса и области
Почвенная
Природные зоны
Растительности
Физическая полушарий
Карты России
Физическая
Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности)
Теллурий
Компас ученический
Глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000