Воспитателю на заметку: Психологические особенности детей подростков с умственной отсталостью


Психологические особенности детей-подростков с умственной отсталостью
Для подростков характерна эмоциональная неустойчивость - дети с интеллектуальными нарушениями вспыльчивы, срывают занятия, нередко оскорбляют педагогов или выражают протест криками, плачем. У девочек-подростков отмечаются слезливость, частые перепады настроения, неусидчивость, а иногда и расторможенность. Почти все не только раздражительны, но и злобны, легко возбудимы, склонны к агрессивным и разрушительным действиям. Они постоянно ссорятся со сверстниками, дерутся, угрожают расправой. Наряду с более сложными эмоциональными нарушениями почти у половины резко усилены примитивные влечения.
Эмоциональность детей также зависит от социальных факторов (окружения, в котором находятся подростки). Одно из первых мест занимает эмоциональная атмосфера в семье. Чем более она неспокойна, напряжена, тем с большей яркостью будет проявляться эмоциональная неустойчивость у подростков (перепады настроения, нервные срывы, агрессивное настроение).
В работе дети предпочитают легкий путь, не требующий волевых усилий. Из-за непосильности требований у некоторых детей развивается негативизм, упрямство, агрессивность.
Примитивность интересов, потребностей и мотивов, патологические наклонности затрудняют формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми. С трудом формируются абстрактные понятия добра и зла, чувство долга, способность к самоконтролю и прогнозированию последствий своих поступков Самосознание характеризуется некритичностью к своим и чужим поступкам, неадекватной самооценкой и неадекватным уровнем притязаний.
В то же время, по сравнению с младшими школьниками они уже лучше в определенных ситуациях (проблемы в школе, конфликты со сверстниками) могут скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение, страх. Нуждаются в общении со сверстниками, если общение не складывается - глубоко переживают, могут замыкаться в себе, становиться агрессивными по отношению к другим и к самим себе.
Таким образом, для наших подростков характерны:
-Недоверчивость, переживание чувства обиды;
-Затруднения в межличностных контактах, трудности общения;
-Чувство страха, беспокойная раздражительность;
-Склонность к вспыльчивости в конфликтных ситуациях;
-Протест в отношении запретов и нежелательных ограничений;
-Эмоциональная неустойчивость;
-Эмоциональная напряженность, причины которой практически не осознаются;
-Чувство непонятости и одиночества;
-Упорное отстаивание своего мнения, неуступчивость, категоричность в отстаивании собственной независимости, уверенность в своей правоте;
-Стресс, связанный с подавлением физиологических потребностей;
-Трудности социальной адаптации в силу повышенной чувствительности и выраженного индивидуализма; неприятие ситуации, протест, непримиримость;
-Состояние выраженной социально-психологической дезадаптации;
-Перенапряжение физическое и душевное.