Схема для составления самоанализа урока

Вопросы для самоанализа урока
(Примерная схема полного анализа урока)
1.Анализ целей урока
а) Правильность и обоснованность цели урока с учётом
Программных требований
Содержания материала
Необходимого уровня знаний и умений
Место урока в системе уроков по данной теме
Подготовленности класса
Возможности самого учителя
Прогнозов на конечный результат обучения
б) Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность их.
в) Степень достижения поставленной цели.
2.Анализ структуры и организации урока
Соответствие структуры урока его цели и типу
Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.
Целесообразность распределения времени по этапам урока
Разумность использования оборудования кабинета
НОТ учителя и учащихся
Организация начала и конца урока
Оптимальный темп ведения урока
Наличие плана и степень его выполнения
3.Анализ содержания урока
Соответствие содержания урока требованиям стандарта
Логичность изложения
Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материала учителем уровню понимания содержания учениками)
Научность изложения (соответствует ли уровень сложности материала учителя уровню изложения в учебнике)
Выделение ведущих идей по данной теме
Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала
Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика
Формирование самостоятельности мышления, активизация учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока
4.Анализ методики проведения урока (деятельности учителя)
а) Правильность отбора методов, приёмов и средств обучения с учётом:
Темы урока
Цели урока
Возможностей класса
Возможностей самого учителя
Учебно-материальной базы
б) Разнообразие методов и приёмов, применяемых на уроке
в) Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы)
г) Актуализация (действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании и при непосредственном воспроизведении) опорных знаний
д) Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения)
е) Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личных особенностей учащихся)
ж) Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельной работы, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж)
з) Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приёмы влияния на учащихся.
5.Анализ работы учащихся на уроке
а) Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока
б) Интерес к теме или уроку
в) Владеют ли учащиеся рациональными приёмами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке.
г) Выполнение учащимися единых требований ( есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чём они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей школы).
д) Наличие навыков самоконтроля
е) Качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность знаний , умение вычленять главное, применять знания и умения в различных ситуациях)
ж) Умение самостоятельно применять знания, самостоятельность суждений
з) Культура межличностных отношений
и) Реакция на оценку учителя
6.Анализ домашнего задания
а) Методы и приёмы проверки домашнего задания
б) Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели в осознании этих целей учащимися.
в) Объем домашнего задания (чем определяется)
г) Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный)
д) Посильность домашнего задания для всех учащихся
е) Подготовленность домашнего задания всем ходом урока
ж) Методика задания на дом, инструктаж
з) Предполагаемая отдача от заданного на дом (ставит ли учитель перед собой вопрос: 2Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?»)
7.Оценка + санитарно-гигиенические условия урока
а)Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы, мелом, для закрепления наглядности)
б) Соответствие мебели возрасту учащихся
в) Уровень освещённости, чистота помещения
г) Размещение учащихся в классе с учётом их здоровья
д) Приёмы и методы работы над осанкой
е) Режим проветривания, проведение физкультминуток, фрагментов релаксации (уменьшение напряжения), элементов аутотренинга
ж) Применение наглядности, соответствующих нормам (величина букв, их цвет, чёткость написания)
з) Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем при проведении учебного занятия
и) Соблюдение правил охраны труда и ТБ на соответствующих уроках
8.Психологический анализ урока (проводится со школьным психологом).
а)Психологическое состояние учащегося перед началом урока и в ходе его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии)
б) Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приёмы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания
в) Развитие и тренировка памяти учащихся, как организация урока способствует развитию всех видов памяти (механической, смысловой, произвольной, непроизвольной, зрительной)
г) Развитие мышления учащихся: создания проблемной ситуации, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций: сравнения, синтеза, анализа, обобщения и т.д.
д) Приёмы организации осмысленного восприятия материала
е) Привлечение эмоции учащихся в процессе6 обучения или весь расчёт делался на мыслительную деятельность
ж) Способствовал ли урок общему развитию личности и коллектива
з) Знание учителем возрастной психологии и психологии контакта с классом
Общие выводы по уроку
Оценка самоанализа урока учителем
Общая оценка достижения поставленной на уроке цели
Аргументированная характеристика достоинств урока: элементы творчества, находки, результативность.
Недостатки урока, диагностика причин недостатков, конткретные предложения по их устранению
Рекомендации по самообразованию на основе выводов и предложений, определение сроков повторного анализа










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15