«Простые, сложные, местные разрезы»


Методическая разработка урока по инженерной графике
Тема урока: Простые, сложные, местные разрезы
Разработал: преподаватель Мартьянова Л.В.
Цели урока:
Обучающая – формировать у студентов опорных знаний о разрезах и умения применять их на чертежах.
Развивающая – развивать пространственное представление и пространственное мышление, познавательный интерес.
Воспитательная – воспитывать элементы графической культуры, точность и аккуратность.
Вид учебного занятия – комбинированный
Тип занятия – ознакомление с новым материалом
Средства обучения – мультимедийное обеспечение, плакаты «Простые разрезы», «Сложные разрезы», наглядная деталь в разрезе, учебник «Черчение для техникумов » И.С. Вышнепольский, доска.
Ход урока
Организационный момент – 2 мин.
Приветствие студентов, проверка присутствующих, проверка готовности рабочих мест к уроку.
Мотивация – 3 мин
Ознакомление с темой, целями и ходом занятий.
Формирование интереса к материалу занятия, профессиональное значение материала, применение на практических занятиях.
Актуализация опорных знаний – 5 мин.
Фронтальный опрос:
- Какое изображение называется сечением?
- Для чего применяют сечения?
- Как подразделяются сечения в зависимости от их расположения на чертеже?
- Какой линией обводится контур вынесенного сечения?
- Как наносится штриховка на сечении?
- Как изображают линию сечения и какой буквой алфавита обозначают?
4. Изложение нового материала – 25 мин
Для выявления формы отдельных элементов и внутреннего устройства изображенного на чертеже предмета строят сечения и другие изображения, которые называются разрезами.
Итак, тема сегодняшнего урока: Простые, сложные, местные разрезы (запись в тетрадь).
Мы должны узнать теоретическую информацию о применении разрезов, их классификации, изображении и обозначении, а также учиться выполнять разрезы на чертежах.

План изложения материала:
- Разрез и его назначение
- Образование разрезов, отличие от сечения
- Изображение и обозначение разрезов
- Классификация разрезов
- Местные разрезы
Вопрос: Рассмотрите модель детали, её наглядное изображение и чертёж. Скажите, какие изображения приведены на чертеже? Как показан внутренний контур отверстия? Как изменится чертёж, если в деталь дополнить внутренний контур? (ответы студентов).

Обобщение ответов. В ходе рассмотрения чертежа мы убедились, что невидимые линии, изображающие внутренние очертания предмета, затрудняют чтение чертежа. Чтобы избежать этого и яснее показать внутреннее устройство детали, применяют изображения, называемые разрезами, при которых деталь мысленно рассекается секущей плоскостью.
Давайте рассмотрим, как получаются разрезы и в чём их особенности (показ модели детали, демонстрация на ней места введения секущей плоскости, удаления части детали, расположенной между секущей плоскостью и наблюдателем, показ фигуры сечения и тех поверхностей, которые расположены непосредственно в секущей плоскости и за ней).
Для получения разреза выполняют следующие операции:
- мысленно рассекают предмет плоскостью;
- отсечённую часть, расположенную перед секущей плоскостью, условно отбрасывают;
- оставшуюся часть проецируют на плоскость со стороны секущей плоскости;
- полученную проекцию называют разрезом
Итак, попробуйте сформулировать определение разреза (мнение студентов).
Обобщение. Разрез – это изображение внутреннего контура предмета, полученное при мысленном его рассечении одной или несколькими плоскостями (запись в тетрадь).
Сравним изображения на рисунке – главный вид детали и её полученный разрез. Найдите изменения, которые произошли на полученном изображении (ответы студентов).

Обобщение:
- Штриховые линии невидимого контура заменены сплошными основными линиями;
-сплошная основная линия на главном виде, которая изображает угловые вырезы, исчезла, так как часть детали, находящаяся между секущей плоскостью и наблюдателем, не показывается. Срез, который находится на оставшейся половине детали, штриховыми линиями не изображается;
- на разрезе штриховкой выделено только то, что находится непосредственно в секущей плоскости. Поверхности цилиндрического ступенчатого отверстия не заштрихованы, так как секущая плоскость их не коснулась;
- изображение ступенчатого отверстия на виде слева штриховыми линиями не показано, так как его форма выявлена на разрезе.
А сейчас рассмотрим таблицу «Сравнение разрезов и сечений» и сформулируем, в чём различие между разрезом и сечением.

Разрезы, как и сечения на чертеже обозначаются разомкнутой линией и стрелкой, которая показывает направления взгляда. Обозначается разрез буквой алфавита.
Итак, мы рассмотрели образование разреза, его изображение, отличие разреза от сечения.
Теперь рассмотрим классификацию разрезов.
Запись в тетрадь. В зависимости от числа секущих плоскостей разрезы подразделяются на простые и сложные.
Простым называют разрез при одной секущей плоскости.
Сложным называют разрез при двух и более секущих плоскостях.
Рассмотрим простые разрезы.
Вспомним названия и расположение плоскостей проекций: фронтальная¸ горизонтальная и профильная.
Вопрос: Подумайте, как относительно названных и показанных плоскостей проекций может располагаться секущая плоскость, которая разрезает деталь? (мнение студентов)
Обобщение. Правильно, вертикально-параллельно фронтальной и профильной плоскостям проекций, горизонтально-параллельно горизонтальной плоскости проекций, а также произвольно (но данное положение мы рассматривать не будем).
Запись в тетрадь. По данным признакам (показ моделей с разными положениями секущих плоскостей и их чертежей с разрезами) различают следующие виды разрезов:
- при секущей плоскости, параллельной фронтальной плоскости проекций, вертикальный разрез называется фронтальным, сам разрез располагается на месте главного вида;
- при секущей плоскости, параллельной профильной плоскости проекций, вертикальный разрез называется профильным, сам разрез располагается на месте вида слева;
- в случае, когда секущая плоскость горизонтальна, разрез называется горизонтальным, располагается на месте вида сверху.

Теперь дадим классификацию сложным разрезам.
Записывают в тетрадь.
Сложные разрезы в зависимости от положения секущих плоскостей подразделяются на ступенчатые и ломаные.
Ступенчатыми называют сложный разрез, если секущие плоскости параллельны.

Ломанным называют сложный разрез, если секущие плоскости пересекаются.

Рассмотрим следующий вопрос темы: местные разрезы.
Местный разрез - это разрез, который служит для выявления устройства предмета лишь в отдельном, ограниченном месте.
Местный разрез выделяют на виде сплошной волнистой линией, проводимой от руки; толщина линии от S/2 до S/3. Линия не должна совпадать с какими-то другими линиями изображения.


Закрепление и систематизация полученных знаний – 5-7 мин
Устное чтение чертежей:
Задание для установления правильно выполненного разреза.
Определите, какой из разрезов выполнен верно и почему? (проверка , корректировка)

Определите, в каком случае разрез обозначен правильно? В чём недостатки обозначения разреза на других чертежах?

Рассмотрите чертежи. В каких случаях местный разрез выполнении
правильно? В чём недостатки остальных изображений?


Контроль знаний – 45 мин
Графическая работа:
Выполните разрез детали. Масштаб выберите самостоятельно.

Постройте и обозначьте ломаный разрез.

Выполнить местный разрез детали.

Подведение итогов – 5 мин.
Анализ выполнения поставленных задач. Анализ и оценка работы студентов на занятии.