Внеурочная деятельность как залог успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.




Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики











Внеурочная деятельность как залог успешной социализации
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.






Автор: заместитель директора
по воспитательной работе
С.А.Югина.

















Калинино – 2015.











План:
Введение.
Гражданско-патриотическое, нравственное воспитание.
Правовое воспитание.
Художественно-эстетическое воспитание.
Трудовое воспитание.
Экологическое воспитание.
Воспитание ЗОЖ.
8. Ознакомление с общественной жизнью, участие в деятельности классного и общественного самоуправления.
9. Работа с родителями.
10. Вывод.

































Процесс воспитания детей 10 лет назад и сегодня имеет существенное различие, обусловленное социально-экономическим развитием села, района, страны.
В настоящее время существует ряд социальных и экономических явлений, негативно влияющих на процесс воспитания подрастающего поколения:
- расслоение населения (в том числе детей) по уровням обеспеченности и уровням образованности;
- плотно работающие с сознанием ребенка различные средства массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FM- радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;
- резкое снижение уровня чтения, особенно классической художественной литературы;
- ограниченность общения со сверстниками;
- неучастие современных детей в деятельности детских общественных организаций;
- конфликт между характером присвоения знаний и ценностей в школе и вне школы.
- разрастание в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;
- экспансия молодежной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;
- разреженность систем идей, определяющих общественно-коллективные формы жизни;
- нарастание межнациональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений.
Поэтому воспитание в настоящее время является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся ключевых компетенций, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Под социализацией личности понимается процесс усвоения ребёнком определённой системы знаний и умений, образцов поведения, социальных норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация личности осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, с помощью различных средств и механизмов. Роль в социализации человека играет не только его семья, круг общения и средства массовой информации, но также и образовательные учреждения. Адаптация детей к обществу, их готовность к самостоятельной жизни, их моральное развитие в большей степени зависят от воспитателей, педагогов и психологов. Работа по социализации учащихся будет эффективной только в том случае, если она проводится непрерывно, последовательно, с учетом психологических особенностей детей. Мы должны воспитать человека, способного создавать свою жизнь и быть способным к самоопределению.
Именно сейчас дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом, в котором прописаны цели, стоящие перед школьным образованием – это воспитание, социально-педагогическая поддержка, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.
К базовым условиям успешности социализации воспитанников школы-интерната относятся:
- состояние психического здоровья детей;
- наличие эмоционально-комфортной атмосферы в группе (классе);
- создание благоприятных условий для протекания процесса социализации ребёнка, в частности для обеспечения психологического комфорта в коллективе;
- обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей;
- организация психолого-педагогического мониторинга в динамике показателей здоровья, воспитания и развития детей;
- построение отношений партнёрского сотрудничества и готовности работать в социально-ориентированном процессе.
Внеурочная деятельность играет особую роль в социализации обучающихся, является составной часть учебно-воспитательного процесса и одной их форм организации свободного времени учащихся. Вся внеклассная работа школы-интерната направлена на создание условий для саморазвития и самореализации в обществе, создания благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, формирование здорового образа жизни. Достижения планируемых результатов становятся возможными благодаря семи направлениям воспитательной работы:
гражданско-патриотическое, нравственное воспитание;
правовое воспитание;
художественно-эстетическое воспитание;
трудовое воспитание;
экологическое воспитание
воспитание здорового образа жизни;
ознакомление с общественной жизнью, участие в деятельности классного и общешкольного самоуправления.
1. Гражданско-патриотическое, нравственное воспитание
Цель: формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни.
Задачи: 1. Воспитание гражданской ответственности, уважения к истории культуры своей страны, республики, хранение традиций своего народа, нации;
2. Формирование ответственного отношения к общественным требованиям, умения сочетать личные и общественные интересы;
3. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.
Под гражданско-патриотическим, нравственным воспитанием понимается взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности и общении, направленных на раскрытие и формирование в ребенке нравственных общечеловеческих качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Воспитатели начальных классов на занятиях по ознакомлению с окружающим миром в совместной работе с детьми постепенно подводят ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко, где он родился, привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем большая Родина – Россия, Российская Федерация. Она одна на всех. Кто родился на ее просторах, должен приложить усилия, чтобы она стала еще красивее, богаче, стала бы могучей державой.
Педагоги, используя экскурсии, целевые прогулки, организуя народные праздники, вечера встреч, рассказывают своим воспитанникам о позитивных событиях в истории страны, родной республики, села, школы, семьи, культурных, научных, спортивных и трудовых достижениях россиян, победах русского народа и многом другом.
Результатом работы с детьми по данному направлению стало формирование у детей духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, школе, стране, понимание детьми своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа.
Традиционными мероприятиями по данному направлению работы являются:
- День пожилых.
- День Учителя.
- День Матери.
- Месячник оборонно-массовой и спортивной работы.
- День Защитников Отечества.
- Встречи с ветеранами войны и тружениками тыла, воинами - интернационалистами, участниками боевых действий в горячих точках.
- Конкурс военно-патриотической песни.
- «А ну-ка, мальчики!».
- День Космонавтики.
- Смотр строя и песни.
- Зарница.
- День Защиты детей.

2. Правовое воспитание
Цель: развитие у учащихся сознательного отношения к нормам права и морали, Конституции РФ, ЧР, правам и свободам граждан.
Задачи: 1. Систематическая работа в группах с воспитанниками над выработкой правового сознания;
2.Воспитание у учащихся чувства ответственности;
3.Формирование гражданина Чувашии, России.

Право является одной из важнейших и древнейших форм общественного сознания. Оно возникло с появлением человеческого общества. Право – совокупность норм и правил поведения людей, выраженных в законах и постановлениях государственных органов власти и регулирование общественных отношений в данном конкретном обществе. Перерастание нравственных норм и правил поведения в правовое связано с развитием правосознания и правовой культуры человека, народа. Поэтому правовое воспитание подрастающего поколения является составной частью разностороннего воспитания учащихся и важнейшей задачей школы, управления образования и науки. Педагогический коллектив школы должен готовить подрастающее поколение к выполнению гражданских функций по отношению к государству, семье, труду и личной, частной и общественной собственности. Правовое воспитание служит профилактикой правонарушения, способствует укреплению дисциплины, повышения успеваемости и ответственности за своё поведение.
Традиционными мероприятиями по данному направлению работы являются:
- Беседы по правовому воспитанию (ежемесячно).
- Работа Совета профилактики (ежемесячно).
- Неделя правого воспитания «Полиция и дети» (октябрь, апрель).
- Месячник безопасности детей (сентябрь).
- Месячник борьбы с пожарами (май).
- Декада «Молодежь против наркотиков» (март).
- Неделя безопасности дорожного движения (май).
- Встречи с работниками правоохранительных органов (октябрь, апрель, по необходимости).

3. Художественно-эстетическое воспитание.
Цель: формирование понимания прекрасного и умения создавать прекрасное в окружающей среде, в обществе, в человеческих отношениях.
Задачи: 1. Развивать культуру поведения воспитанников;
2.Формировать духовную культуру учащихся, приобщать их ко всему окружающему как к общему дому человечества;
3. Расширить круг знаний об искусстве;
4. Развивать творческую активность у учащихся;
5. Научить учащихся с пользой проводить свободное время.
Для художественно-эстетического развития используются различные виды деятельности: художественно-продуктивная, музыкальная, театрализованная. Работа проводится в форме специально организованных занятий, организации как совместной, так и индивидуальной деятельности педагогов с детьми. В каждой группе созданы условия для самостоятельной художественно-эстетической деятельности детей.
Воспитанники школы-интерната ежегодно участвуют в районном фестивале художественного творчества, посвященном Международному дню инвалидов, в республиканском фестивале творчества детей «Солнышко», «Созвездие».
Традиционными мероприятиями по данному направлению работы являются:
- День Знаний.
- Последний звонок.
- Выпускной вечер.
- Неделя добрых дел.
- Мисс школы.
- Осенний праздник «День Урожая».
- День чувашского языка.
- Литературные вечера.
- Вечера загадок и отгадок.
- Конкурсы стихов, песен, танцев.
- Фестиваль «В гостях у сказки».
- Новый год.
- 8 Марта.
- Масленица.
- Конкурсы газет, рисунков.


4. Трудовое воспитание.
Цель: формирование уважения к труду и создаваемым материальным ценностям.
Задачи: 1. Воспитание гражданина-труженика;
2. Помочь осознать жизненную необходимость трудового обучения для общественного производства;
3. Участие в работе по благоустройству территории;
4. Выработка самостоятельного выполнения домашнего задания;
5. Помощь в осознанном выборе будущей профессии.
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия.
Основной задачей обучения и воспитания учащихся с нарушением интеллекта является подготовка их к самостоятельному труду. Во внеурочное время в школе-интернате преобладают практическое использование и закрепление полученных умений и навыков. В подготовке учащихся коррекционной школы VIII вида к практической общественно полезной деятельности ведущая роль отводится трудовому воспитанию, основными задачами которого являются:
а) Формирование у учащихся прочных профессионально-трудовых умений и навыков, воспитание культуры труда и умения использовать в практической деятельности общеобразовательные знания;
б) Воспитание у школьников таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, бережное отношение к общественному имуществу, умение работать в коллективе и соблюдать трудовую дисциплину.
Труд помогает ученику конкретизировать имеющиеся у него представления и понятия об окружающем мире. В процессе труда ученики знакомятся со свойствами предметов и материалов, сравнивают их, устанавливают существующие между ними связи и отношения, планируют свою работу, создают в воображении изготовляемый предмет – все это способствует развитию их мышления.
Сочетание трудового обучения с различными видами общественно полезного и производительного труда создает условия для наиболее эффективной коррекции недостатков физического и умственного развития учащихся.
Одним из широко распространенных методов трудового воспитания является проведение бесед о значении труда, о различных профессиях. Такие беседы проводят воспитатели во внеурочное время с целью оказания практической помощи учащимся в целенаправленном и осознанном выборе профессии, предоставления информации о перспективах развития рынка труда, повышения мотивации к выбору рабочих профессий, информирования о возможностях и путях получения профессионального образования. Также выпускники выезжают на экскурсии на промышленные предприятия и в училища г. Чебоксар (экономико-технологический колледж), г.Ядрина, Мариинского Посада (АУ НПО «ПУ № 11» Минобразования Чувашии), п.Вурнары, где им рассказывают о жизни в училище; о профессиях, которые можно получить в стенах училища; о кружках и секциях, которые работают в учебном заведении; знакомят с изделиями народно-прикладного творчества учащихся. Здесь дети убеждаются в том, что самое главное в жизни – это добросовестный труд, который приносит человеку радость, уважение товарищей и материальное благосостояние.
Много внимания уделяется в школе развитию детского творчества. Совместными усилиями воспитатели и классные руководители готовят поделки.
Большое значение в трудовом воспитании имеет работа в кружках. Занятия в кружках позволяют развивать творческие способности воспитанников, формировать художественный вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни, а так же способствуют их социализации.
Все воспитатели проводят кружковую работу:
Александрова Е.В. – «Лепка из пластилина».
Иванов М.И. – «Шашки».
Иванов С.Г. – «Русские шашки».
Вазанова А.Г. – «Волшебный квиллинг».
Яковлева И.В. – «Капелька» (танцевальный).
Матвеев Ю.И. – «Настольный теннис».
Васильева А.М. – «Аппликация».
Малицкая Л.В. – «Волшебство из бумаги».
Андреева Л.И. – «Своими руками».
Михайлов А.М. – «Выжигание».
Захарова С.К. – «Оригами».
Поликарпова В.Н. – «Рукодельница».
Иванова С.Г. – «Мастерилка».
Антонова Р.И. – «Чудо-цветы».
Кушакова М.М. – «Умелые ручки».
Кадыкова Г.Н. – «Мастерская умельцев»
Галкина О.П. – «Умелые руки».
Николаев С.В. – «Выжигание».
Смирнова Н.В. – «Умелые руки».
Иванова И.М. – «Разноцветный бисер».
Павлов О.В. – «Выжигание».
Воинова Е.С. – «Умелые ручки».
Кошкина В.Н. – «Умелец».
Давыдова Е.Н. – «Волшебный крючок».
Игнатьева Е.Н. – «Рукоделие».
Порфирьева В.Н. – «Золотая иголочка».
Работы учащихся нашей школы участвуют на районных, республиканских, всероссийских, международных конкурсах народно-прикладного творчества.
Постоянное пребывание детей в школе-интернате невозможно без труда по самообслуживанию, тесно связанного с усвоением санитарно - гигиенических навыков и развитием общей культуры школьников. К этому виду труда относится уход за самим собой (завязывать шнурки, застегивать пуговицы, складывать одежду, пришивать пуговицы, штопать и т.п.), а также поддержание чистоты и порядка в школе и на школьном дворе. Дети должны научиться также правильно застилать постель, правильно есть, пользоваться столовыми и чайными приборами, салфетками, носовыми платками, убирать одежду и обувь в положенное место.
Навыки самообслуживания, как и прочие, вырабатываются в результате систематических упражнений и постоянного контроля. Особенно дисциплинирует детей связанный с личным самообслуживанием хозяйственно-бытовой труд: уход за жилищем, труд по выращиванию и заготовке овощей и фруктов для общественного питания, по уходу за клумбами, домашними животными и птицей, охрана птиц, шефская работа.
Все вышеперечисленные мероприятия являются важнейшими средствами воспитания у детей трудолюбия, уважительного отношения к труду, а также формирования трудовых умений и навыков.
Самоподготовка - организационная форма учебной деятельности по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя, в ходе которой целенаправленно формируются навыки самостоятельной учебной работы. Домашнее задание является одной из форм самостоятельной учебной работы учащихся. В условиях школы-интерната домашнее задание выполняется воспитанниками самостоятельно под контролем воспитателя и при его посильной помощи. Задача воспитателя – закрепить у воспитанников знания, полученные на уроках, научить работать в коллективе, строго соблюдать режим работы, воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательного отношения к товарищам. При организации самоподготовки воспитателю необходимо помнить: самоподготовка – не урок. В основе самоподготовки лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника группы и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя.
На самоподготовке одним из эффективных методов и приёмов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, на их эмоциональную сферу, являются коррекционно-развивающие игры, упражнения, задания. Они способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывают положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшают общую работоспособность, дают возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. Коррекционно – развивающие задания развивают мыслительные действия, которые необходимы при работе с понятиями (обобщение, абстрагирование, анализ, определение понятий), обучают важным мыслительным умениям, как понимание смысловой стороны языка, значений отдельных слов и текстов, развивают активную речь учащихся. Коррекционно -развивающие задания несут в себе две функции: они могут быть развивающего и коррекционного характера. Коррекционно - развивающие задания вводятся в порядке возрастающей сложности и в ряде случаев логически связанны друг с другом, так как последующий мыслительный приём строится с опорой на предыдущий. Задание отбираются такие, которые ребёнок, объективно может выполнить хорошо.
Это повысит его самооценку, улучшит настроение, поднимет готовность участвовать в учебной работе, что способствует формированию положительного отношения к учению. Задания при этом не должны быть слишком лёгкими, не требующими от ребёнка определённых мыслей по преодолению трудностей, иначе они могут вызвать скуку. Игры и упражнения должны иметь элементы новой информации. В то же время содержание объясняемого должно опираться на прошлые знания.
Коррекционно - развивающие задания проводятся в разных формах: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, иногда сочетая друг с другом. Форма игры или задания может меняться в зависимости от содержания того или иного задания. Часто применяются индивидуальные коррекционно - развивающие игры, т. к. темп работы каждого учащегося может быть различным в зависимости от исходного уровня его мышления и других индивидуальных особенностей.
В своей работе воспитатели применяют программы воспитательной работы по социализации воспитанников, исходя из возрастных особенностей детей («Трудовое воспитание учащихся коррекционной школы», «Основы жизнеобеспечения и воспитание культуры поведения учащихся младших классов коррекционной школы», «Формирование экологической культуры», «Нравственное воспитание школьников «Я и мир вокруг», «Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста», «Я – гражданин», «Живая планета» и др.)
Общешкольные формы работы по этому направлению:
- Трудовой десант по уборке и благоустройству территории и школы.
- Подготовка к зимнему сезону. Утепление классных и спальных комнат.
- Изготовление кормушек для птиц.
- Кружковая работа.
- Участие в районных, республиканских, всероссийских конкурсах прикладного творчества.
- Профориентационная работа «Выбрать дело по душе».

5. Экологическое воспитание.
Цель: воспитание сознательного отношения к природе, формирование понимания взаимосвязи человека и природы.
Задачи: 1. Обогащение знаний о природе, о взаимодействии общества и природы;
Помочь учащимся определить свое место и роль в природе;
Вовлекать учащихся в практическую работу по изучению и восстановлению окружающей среды;
Развивать у учащихся экологическую культуру.
Под экологической культурой мы понимаем часть общечеловеческой культуры, которая определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социально-природной средой; проявляется в системе ценностных ориентации и деятельности человека.
Экологическое воспитание в школе нужно осуществлять, начиная с младшего школьного возраста и заканчивая лишь в старших классах. Так как в школе нет отдельного предмета по экологии, то лучшей формой проведения занятий по данному направлению являются внеклассные занятия. На внеклассных мероприятиях по экологическому воспитанию воспитатель должен призвать учащихся задуматься над следующими вопросами: что будет представлять собой наша планета после нас, будет ли это гора мусора или зеленый лес, отравленная речка или голубое озеро, продукты из закрытых теплиц или свои овощи с грядки.
Основная задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей вести экологичный образ жизни. Конечно, учащиеся должны понять, что это требует от человека сознательного отказа от некоторых удобств цивилизации и потери части комфорта. Но взамен этого человечество приобретет чувство собственной значимости в деле сохранения планеты, а также каждый человек получит уверенность в том, что делает важное и нужное дело, в том числе не только для себя лично, но и для будущих поколений. Начинать экологически воспитывать учащихся нужно как можно раньше. Именно в младшем школьном возрасте ученики готовы воспринимать экологические нормы. Чем раньше поймет ребенок, что мусор нужно выкидывать только в урну, тем проще ему будет в дальнейшем поддерживать экологически правильный образ жизни.
В классах проводятся классные часы, беседы, целевые прогулки, экскурсии (по календарно-тематическому планированию), походы, осенью и весной – посадка деревьев, кустарников, работа на пришкольном участке. К празднику Урожая все группы готовят аппликации и поделки из природного материала, овощей и фруктов. Большая работа проводится по озеленению территории школы. Осенью буйство красок на клумбах радует глаз.
Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.
Работа с различным материалом кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок не только положительно сказывается на развитии эстетических чувств, пополняет навыки и умения, необходимые детям, но и обязательно разовьет мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Создание поделок дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение детям.
Общешкольные формы работы по этому направлению:
- Озеленение территории школы.
- Посадка цветов на клумбы и уход за ними.
- День птиц.
- Посадка деревьев и уход за ними.
- Конкурс поделок из природного материала.
- Праздник «Лес – наше богатство».

6. Воспитание ЗОЖ.
Цель: Создание условий для сохранения здоровья, физического развития, воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
Задачи: 1.Способствовать развитию физических качеств на основе развивающейся двигательной активности;
2.Углубить санитарно-гигиеническое просвещение, пропагандировать здоровый образ жизни;
3.Проводить профилактику различных заболеваний, способствующих отказу от вредных привычек, научить рациональному питанию;
4.Ознакомить с правилами социальной безопасности, обучить приемам самозащиты.
В школе систематически проводятся занятия по физкультурно-оздоровительной работе. С этой целью созданы все условия для занятия физическим воспитанием. Ежедневно по утрам проводится утренняя зарядка, ежемесячно между параллельными классами проводятся «Веселые старты». В первую половину дня спортзал занят уроками, во вторую половину используется воспитателями для проведения подвижных игр.
Детские творческие игры – явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно-образовательной работе с детьми.
Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность. Руководство творческими играми приобретает большое значение, но встречаются определенные трудности. Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка: его интересы, личные качества, навыки общественного поведения.
Формируя интерес к играм, необходимо читать и рассказывать детям произведения художественной литературы, рассматривать иллюстрации к этим произведениям, показывать презентации. Нужно, чтобы педагог являлся активным участником игр. Он должен поощрять инициативу детей, руководить игрой, включая в игру всех желающих. Это все нужно для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения.
Успех реальной социализации воспитанника, таким образом, зависит от того, насколько взрослый осознает собственную необходимость для развития ребенка в игре.
Спортсмены школы систематически участвуют в республиканских чемпионатах по легкой атлетике, теннису, дартсу, мини-футболу среди лиц с ПОДА, ПС, ПЗ, ПИ и занимают призовые места.
По четвергам воспитатели проводят занятия по ОБЖ. В каждом классе имеются тетради по охране труда, где записываются № проведенных инструкций и ставятся подписи детей.
Общешкольные формы работы по этому направлению:
- Работа по плану физкультурно-оздоровительных мероприятий.
- «Веселые старты» (ежемесячно).
- Беседы о ведении ЗОЖ, по профилактике вредных привычек.
- Месячник «Молодежь за здоровый образ жизни».
- Неделя здоровья.
- День здоровья. Легкоатлетический кросс.

5. Ознакомление с общественной жизнью, участие в деятельности классного и общественного самоуправления.
Цель: создание условий для индивидуального выражения каждого учащегося, осуществление индивидуального корректива развития каждой личности.
Задачи: 1. Создание школьного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ученика;
2. Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения.
Ведущей силой детского коллектива в школе является детская организация «Дружба», роль которой в воспитании школьников особенно важна во внеурочное время.
Детская организация «Дружба» является добровольным объединением детей и взрослых, объединяющихся на основе общности интересов для осуществления совместной созидательной деятельности, направленной на стремление сделать жизнь интереснее, понимать друг друга и действовать вместе, потребность знать больше, чем знаем, улучшить окружающий мир, приносить пользу другим людям. В основе организации лежит добро, справедливость, уважение к каждому, равноправное сотрудничество детей и взрослых. Важнейшей социально-психологической функцией, реализуемой детским коллективом, является эмоциональная поддержка коллектива. Созданию хорошего настроения способствуют такие факторы, как справедливые, доброжелательные отношения всех членов детской организации, учет настроения детей, создание обстановки сопереживания друг другу. Воспитанники, включаясь в реализацию этой функции, стремятся создать обстановку внимания к событиям в жизни членов коллектива, осуществляют учет настроений воспитанников и ищут пути улучшения эмоциональной атмосферы, совместно со взрослыми пытаются преодолеть возникающие трудности в создании благоприятного климата отношений.
Деятельность ученического коллектива организуется на основе самоуправления. Самоуправление – школа воспитания активных общественников. Подготовка детей к участию в общественном самоуправлении – один из важнейших принципов организации воспитательного коллектива, способствующий повышению уровня организации любой деятельности.
Органы самоуправления и самодеятельности имеют следующую структуру:
Президент школы;
Совет учащихся;
Рабочие органы самоуправления.
Направление в работе определяет Совет учащихся, который составляет план и распределяет обязанности между рабочими органами самоуправления. Еженедельно члены рабочих органов самоуправления отчитываются на Совете учащихся.
Организация воспитательной работы невозможна без реализации на практике такого важного педагогического условия, как тесное сотрудничество родителей и педагогов.
Формы работы с родительской общественностью: индивидуальные консультации, тематические родительские собрания, диспуты, праздники, КТД, дни открытых дверей, анкетирование. Родительские собрания обеспечивают активное восприятие соответствующей информации, ее осмысление и способствуют построению модели воспитания ребенка в семье. Индивидуальные консультации способствуют выработке согласованных действий родителей и педагогов.
Таким образом, в ходе занятий во внеурочное время дети учатся не только творчески мыслить, понимать эмоциональное состояние другого человека, овладевать приемами саморегуляции и т.д., но и грамотно взаимодействовать в социальной среде, что является важным моментом в адаптации ребенка к условиям окружающей действительности.
Задача школы-интерната – подготовить воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности, к жизни в обществе, воспитав у них эмоционально-волевые качества, научив правильно вести себя в различных ситуациях, проявлять необходимое волевое напряжение при выполнении любой задачи, укрепить ценности, необходимые для позитивного развития личности, создать все условия для успешного вливания их во взрослую жизнь.
Модель выпускника.
Выпускник школы это человек:
Добрый, не причиняющий зла живому;
Честный и справедливый;
Любящий и заботливый;
Трудолюбивый и настойчивый;
Творящий и оберегающий красоту мира;
Смелый и решительный;
Свободолюбивый и ответственный;
Самостоятельный и законопослушный;
Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой;
Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам;
Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города/села, России);
Толерантный (уважающий других, не похожих на него).

















































Ресурсы:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.prosv.ru
http://konkurs.lgo.ru
http://www.edusite.ru
works.tarefer.ru70/100329/index.html
velikoeschool.ruinnovations/seminarseminar
eduklgd.ruorg/mou08/mdou0850/mdou0832/
planetaznaniy.astrel.ruprogrammi/oop7.doc
dou459.forchel.rudou/krujki.html
arishka.ososh1.edusite.rup22aa1.html
festival.1september.ruarticles/576052/

Использованная литература:
1. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / Сб. метод. материалов для администраторов, педагогов и школьных психологов. - М.: Педагогический поиск, 1997.
2. Гравит Ю.В. Педагогические условия социальной адаптации младших школьников в процессе занятий физической культурой: Автореф. канд. дис. М., 2004.
3. Соловьева З.В. Организация воспитательного процесса в образовательном учреждении. – Ч., 2002.
4. Т.И. Пороцкая. Работа воспитателя вспомогательной школы. - М., «Просвещение», 1984.
5. В.Ф. Мачихина. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате. - М., «Просвещение», 1984.
6. Г.М. Дульнев. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. - М., «Просвещение», 1981.
7. Павлова О.А. Тематические классные часы в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007 г.
8. Лободина Н.В. Родительские собрания в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007 г.
9. Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2005 г.
10. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего гражданина. М.: Педагогика, 1990 г.
11. Бехтерев, В.М. Избранные работы по социальной психологии [текст] / под редакцией Е.А. Будилова, Е.И. Степанова. – М.: Наука, 1994. - 254с.
12. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]: монография / Л.И.Божович; - М.: 1998 – С.256
13. Воронкова,В.В. Социально-бытовая ориентировка [Текст]:монография/ В.В.Воронкова;-М.:2006-С.244
14. Першина, Н.А. Коррекционно-развивающая программа по формированию навыков коммуникативной деятельности [текст] / Н.А.Першина. - Бийск. НИЦ БиГПИ, 2000. - 54с.
15. Першина, Н.А.Тактильно кинестетические знаки невербального общения: восприятие, понимание и употребление : монография [Текст] / Н.А.Першина. - Бийск БПГУ им. В.М.Шукшина, 2008. - 360 с.
16. Худенко, Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернате, детском доме [Текст]: монография / Е.Д.Худенко; – М., Просвещение, 2005- С.309.









13PAGE 15


13PAGE 14815




15