Доклад Сохранение традиций народной росписи в объединение Художественная роспись

СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОЙ РОСПИСИ
В ОБЪЕДИНЕНИИ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ»
( для выступления на областной научно-практической конференции «Народное декоративно- прикладное искусство в социокультурном пространстве Костромского региона)
Перминова Светлана Викторовна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества», г. Мантурово Костромская область
Костромская земля кладовая многочисленных памятников истории и культуры, различных видов народного творчества. Изучению, сохранению, развитию исконных народных росписей способствует объединение «Художественная роспись»
Основное направление работы объединения - всестороннее изучение, сохранение и пропаганда традиций русской народной росписи, вернуть в жизнь накопленные за тысячелетия культурные богатства.
В последние десятилетие наблюдается осознание всеми слоями общества исключительной значимости культурного прошлого, самобытности народной росписи.
Анализируя ценностные аспекты народных росписей по дереву, нельзя ограничиться одним лишь односторонним изучением данного художественного явления. Основная задача видится в том, чтобы основываясь на комплексном подходе к данной теме, конкретно исторический материал органично соединить с детским художественным творчеством.
В объединении «Художественная роспись», на базе «Центра детского творчества», созданы четыре группы воспитанников, по годам обучения. Также народную роспись изучают учащиеся первых классов, где я провожу занятия по программе ФГОС. С сентября 2013 года, в качестве эксперимента, народную роспись стали изучать воспитанники подготовительной группы детского сада «Солнышко».
На своих занятиях я знакомлю детей с народным росписью.
По своему опыту могу сказать, что знакомство с народными художественными промыслами не только доступно детям, но и вызывает у них желание поучаствовать в процессе изготовления изделия. Наблюдая за детьми во время занятия, я вижу по их лицам, какое чувство удовлетворения они получают от своей работы, как они загораются желанием научиться создавать прекрасное.
Основной принцип обучения воспитанников – развитие творческой индивидуальности каждого ребенка, побуждение его к самостоятельному творчеству. С этой целью на занятиях дети знакомятся с уникальным народным искусством, историей развития росписи, творческими работами народных мастеров, создаются условия для формирования многообразных творческих интересов обучающихся, способствующие их разностороннему развитию. Обучение осуществляется через единство художественного восприятия и практической деятельности. Эмоционально откликаясь на работы художников, детей и педагога, демонстрируемые изделия народного искусства, на начальном этапе обучения воспитанники подражают, копируют, работают по схемам, дорисовывая недостающие элементы, а в дальнейшем сами составляют свои орнаменты и композиции, стилизуют окружающую их реальность. В каждую работу воспитанники привносят что-то свое, личное, отражают собственное видение. Организация учебно-воспитательного процесса в объединении рассчитана на сотворчество «педагога и воспитанника», «воспитанника и воспитанника». Этому способствует использование на занятиях игровых моментов, коллективного творчества, музыкального, поэтического и зрительного оформления. Это, в свою очередь влияет на формирование культуры детей, нравственное воспитание личности, сплочение детского коллектива. В объединении предусмотрены посещения выставок, экскурсии в краеведческий музей. Ежегодно проводятся выставки работ воспитанников, как в течении года, так и на отчетном концерте-выставке центра детского творчества. Воспитанники ежегодно принимают участие в областной выставке-конкурсе « Удивительные ремесла Костромской земли», всероссийском конкурсе детского рисунка « Ангел вдохновения » и других. Основной формой подведения итогов обучения служат творческие задания, в которых проявляются инициативность детей, знания, умения и навыки, полученные на занятиях, творческое решение.
Дети получают радость и удовольствие от процесса росписи, она становится их увлечением, вырабатывает терпение и усидчивость, аккуратность и трудолюбие. Изучая роспись, они проводят время с пользой (а не в дурных компаниях). Они говорят: «Мы хотим порадовать близких своими успехами в росписи, сделать им или себе подарок». Ребята любят расписывать и узнавать новое о росписях, так как им поручаются росписи яркие, красивые, праздничные и доступные для исполнения.
Полученные знания расширяют кругозор по истории и культуре родного края, помогают выбрать будущую профессию, украсить дом, выполнить сувенир своими руками. Отмечают дети и материальный стимул, так как расписанное изделие «можно продать и заработать деньги» (участие в продаже готовых изделий на праздниках - «Масленица», «День города», «День двора»). Также это и приобретение новых навыков, умений, и то, что «роспись поднимает настроение», «помогает общению с друзьями, стать художником по росписи, показать родителям, что я чем-то полезным занят, порадовать их». Занятия по росписи помогают детям раскрыть в себе новые таланты, развивать фантазию и мышление. Для многих это увлечение, приносящее радость для души.
При изучении народных росписей объясняю детям нравственные ценности добра и зла. На занятиях, особенно в сельских школах, актуальна пословица – «где родился, там и пригодился». Дети должны знать историю своего края, свою родословную, соприкасаться с красотой вещей их бабушек и прабабушек, чтобы потом передать эти знания другим поколениям, а не стать «Иванами, не помнящими родства». Изучение народных росписей, в частности Костромской, особенно важно в современных условиях жизни общества, так как пропагандируется западный образ жизни и отторжение русского.
Однако на занятиях раньше в первую очередь воспитанники знакомились с нижегородскими росписями: хохломской и городецкой. Многие из них даже не знали о существовании росписей Костромских земель. Тогда как на территории Костромской области были широко распространены крестьянские росписи, практически они бытовали в каждом из историко-культурных центров. В крестьянском быту расписывали различные орудия труда и бытовую утварь – прялки, вальки, трепала, дуги, сани. Очень часто расписным мотивом украшали жилище, а снаружи их располагали на подбоях кровель и фронтонах главного фасада, использовали при оформлении окон, балкончиков, различных деталей архитектурного декора. Интерьер избы украшали расписные двери и гобцы, заборки, шкафы, деревянная обшивка русской печи и припечные доски – коники, детские люльки и столы-залавки. По ходу занятий воспитанники вспоминают, что видели такие росписи у своих бабушек или прабабушек, ну а прялки есть практически у всех. На занятия дети приносят прялки, найденные у своих бабушек, мы их отмываем, шкурим и потом расписываем.

Чтобы дать воспитанникам прочные и глубокие знания разрабатываю и оформляю наглядные пособия, подбираю различный иллюстрированный материал, который объединяет в себе фотографии, иллюстрации, таблицы, схемы, открытки, лучшие работы воспитанников старших групп, видеоматериал. Особенностью некоторых занятий является то, что методика преподавания народной росписи по дереву основана на проблемном методе обучения. Введен прим – дописывание элементов и композиций на основе предложенного контура или ведущей линии (в основном для младших школьников). А так же воспитанникам предлагаются карточки-задания, в которых он должен найти ошибку. Данный метод помогает воспитанникам самостоятельно отобрать наиболее рациональный путь написания элементов, и воспитанники имеют возможность «поиграть» с мотивом, т.е. попробовать несколько отличающихся по силуэту одинаково написанных элементов. Такая форма освоения народной росписи делает живым и интересным учебно-воспитательный процесс. Используются следующие методы: словесный - рассказ, беседа, обсуждения, анализ, сравнения; создание ситуации успеха - посредством индивидуального подхода, поощрения в коллективе создается атмосфера для роста способностей воспитанников, их эстетического развития; стимулирование - оценка качества работы детей, разные критерии оценки в зависимости от возраста воспитанника и этапа обучения, аккуратности и правильности выполнения изделия и сложности сюжета; мотивация, е особенность заключается в том, что ребнок не столько находит удовольствие в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе.
Основной формой обучения в объединении «Художественная роспись » является учебное занятие, которое может быть следующих типов: занятие-упражнение; занятие-вариация; занятие-импровизация; занятие-праздник; интегрированное занятие; бинарное занятие (народные промыслы и народная музыка, народные промыслы и художественный труд, народные промыслы и история, народные промыслы и художественная литература, народные промыслы и устное народное творчество); занятие-путешествие; занятие-экскурсия.
Каждый год в объединении среди воспитанников провожу мониторинг результативности образовательного процесса, целью которого является выявление уровня развития способностей, личностных качеств обучаемого и их соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы.
При организации и проведении мониторинга качества образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей особая роль отводится диагностике, что позволяет получить объективные данные об уровне воспитанности, развития и обученности детей
(диаграммы на слайде)
Проводится тест креативности Дж. Рензулли. Опросник создан на основании исследовательских работ ученых всего мира. Были выбраны четыре вида одаренности: способность к обучению, мотивационно-личностные характеристики, творческие способности (креативность), и лидерские качества. Я рассматриваю только третий вид одаренности - креативность. Данный тест позволяет провести экспертную оценку креативности различными лицами: педагогами, психологом, родителями, социальными работниками, одноклассниками (диаграмма на слайде). Тест позволяет определить, насколько воспитанники способны « рисковать» в творческих заданиях, насколько свободны и независимы в выражении своего мнения, то есть насколько стали более креативными и творческими.
Соблюдение особенностей стиля того или иного вида росписи, его колорита, сохранение старинных сюжетов, их композиции, точности рисунка – во всём  этом живёт традиционное искусство, над этим идёт наша творческая работа в объединении «Художественная роспись»
Ребята учатся здесь не только правильно работать с  кистью и красками, но и усидчивости, терпению, трудолюбию, уважению к труду и, непременно, общению, умению жить дружно в большом коллективе всего центра детского творчества. Раскрыть таланты и возможности юных костромичей,  передать им навыки красивейшего из ремёсел предков-народной росписи – в этом сегодня смысл работы в объединении «Художественная роспись»


15