Методическая разработка. Развитие и коррекция речи у детей младшего школьного возраста.


Методическая разработка. Развитие и коррекция речи у детей младшего школьного возраста.
Занятие 1.
1. Игра « Кто быстрее доберется до…»
Цель игры: расширение словарного запаса ребенка , и развитие речи в общем.
Условия: Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Вежливые слова". Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и "Старт!" Другие темы: «Все круглое», «Все горячее», «Все мокрое». «Ласковые слова для мамы». «Слова утешения» и т.д. Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.
2. Упражнение "Игра в слова".
Цель: развитие словарного запаса
Задание №1."Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).
Задание №2."Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.Метель - метет, а гром - ..., ветер - ..., а снег - ..., дождь - ..., а солнце - ...".Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие.Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"
3.Упражнение . "Признак".
Задание №1. "Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?" железо - бумага - дерево - снег - пух - стекло -
Задание №2."Назови другой предмет, такой же белый, как и снег".(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).
Задание №3."Сравни:
по вкусу - лимон и мед, лук и яблоко; по цвету - гвоздику и ромашку, грушу и сливу; по прочности - веревку и нитку, камень и глину; по ширине - дорогу и тропинку, речку и ручей; по высоте - куст и дерево, гору и холм".
Занятие 2.
1. Упражнение: "Кто? Что?" (составление предложений по разным моделям).
Цель: развитие грамматического строя речи.
Задание: "Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том, Кто? Что делает? Что? Например: Кошка лакает молоко"'.Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой)Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьет платье кукле)
2. Игра: «Путешествие»
Цель: расширение словарного запаса ребенка
Один говорит: "Наш корабль отправляется в... например, в Индию. Что с собой возьмем? " Кто-нибудь спрашивает: "А на какую букву? ". "На букву "К"! ". Первый начинает и говорит: " Берем кошку!" Другой: "Кактусы!". "Кастрюли!". Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: "Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву "Р".
Другой вариант "Путешествия". Приготовьте комплекты карточек с буквами. По одному одинаковому на каждого. Рисуем паровоз с вагончиками. На каждом вагончике пишем крупно букву алфавита. (Можно нарисовать и другой транспорт).Ставим задачу. Например, сегодня мы едем на море. Занимаем свои места. Кто с нами поедет? Что с собой возьмем? Один говорит: "С нами поедет жираф" и кладет карточку с буквой "Ж" на вагончик с соответствующей буквой.Следующий говорит: "А я с собой возьму телевизор" и кладет карточку с буквой "Т" на вагончик с буквой "Т".И так далее, пока не закончатся буквы, или слова. Называть нужно только существительные. Заодно объясним ребенку, что такое имя существительное - Это слово, про которое можно сказать "ЧТО это?" или "КТО это?"
3. Упражнение: «Зарядка для язычка»
Цель: развитие мышц артикулляционно – речевого аппарата.
Условия: Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить.Погулять язык собрался:(открыть рот)Он умылся,(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)Причесался,(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)На прохожих оглянулся,провести языкам по губам – «облизнуться»)Вправо, влево повернулся,(повернуть язык в указанную сторону)Вниз упал, наверх полез,(опустить язык вниз и поднять вверх)Раз - и в ротике исчез.(спрятать язык во рту)
Занятие 3.
1.Упражнение:"Что означает выражение?" или "Пословицы".
Цель: развитие понимания значений устойчивых словосочетаний: фразеологизмов, пословиц, поговорок.
Пословицы:1. "Дело мастера боится". 2. "Всякий мастер на свой лад". 3. "На все руки мастер". 4. "Портной испортит - утюг загладит". 5. "Картошка поспела - берись за дело". 6. "Без труда и в саду нет плода". 7. "Каков уход, таков и плод". 8. "Больше дела - меньше слов". 9. "Всякий человек у дела познается". 10. "Горе есть - горюй, дело есть - работай". 11. "Без дисциплины жить - добру не быть". 12. "Заработанный хлеб сладок". 13. "У кого сноровка, тот и действует ловко". 14. "Без начала нет конца". 15. "Без порядка толка нет". 16. "Без работы пряников не купишь". 17. "Глаза боятся - руки делают". 18. "Чтоб не ошибиться, не надо торопиться". 19. "Без труда нет добра". 20. "Труд - лучшее лекарство". 21. "Терпение и труд все перетрут". 22. "Будешь книги читать - будешь все знать". 23. "Дом без книги, что без окон". 24. "Хлеб питает тело, а книга питает разум". 25. "Где ученье - там уменье". 26. "Ученье и труд вместе живут". 27. "Ученье - свет, а неученье - тьма". 28. "Почитай учителя, как родителя".
2. Упражнения: "Составь фразу" (образование предложений из слов).
Цель: развитие грамматических навыков
Задание№1."Придумай предложения, используя следующие слова:забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня,колючий куст, лесное озеро".
Задание№2."Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?"1. Дымок, идет, трубы, из.2. Любит, медвежонок, мед.3. Стоят, вазе, цветы, в.4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.
Задание № 3.
Задание: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуй догадаться, какие ".
1. Тишина царит в дремучем _____. Черные ________ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдет ________ .2. Зима. Все дорожки покрыты пушистым _______ . Гладким _______ оделась река. Ребята построили высокую __________ . Быстро мчатся _______ санки. Резкий _______ бьет детям в ______ . Мороз щиплет _______ . ________ не боятся мороза. Весельем горят их ________ .3. Стоит жаркая погода: небо _______ , солнце светит _______ . Коля и Оля идут гулять в поле ______ . Они слушают там пение маленьких ________ . Они собирают ________ . Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими ________ . Маленькие дети торопятся вернуться ____ . Но прежде чем они успели прийти, разразилась ______. Дети испугались ________ грома. Они постучались в один ______ , чтобы укрыться от сильного _______, так как у них нет с собой ________ и их одежда совсем _______ .
Задание№4."Послушай предложения и скажи, все ли в них верно".Зимой в саду расцвели яблони.Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.В ответ я киваю ему рукой.Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине. Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди. Весной луга затопили реку. Снег засыпало пышным лесом."Как нужно исправить предложение?"
Занятие 4.
1.Упражнение: "Слова-приятели" (упражнение на синонимы).
Цель: развитие словарного запаса, грамматических навыков.
Задание №1."Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)"Ценный - это какой? Жесткий - это какой?"
Задание №2."Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?"
Задание №3."Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"Грустный, печальный, унылый, глубокий Храбрый, звонкий, смелый, отважный Слабый, ломкий, долгий, хрупкий Крепкий, далекий, прочный, надежный
Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.
Упражнение "Слова-неприятели" (упражнение на антонимы).Задание: "Скажи наоборот:
холодный, чистый, твердый, толстый;тупой, мокрый, старший, светлый;просторный, враг, верх, проиграть;поднять, день, утро, весна;зима, завтра, рано, близко;низко, редко, медленно, радостно;темно, сел, взял, нашел;забыл, уронил, насорил, выпрямил.
2. Игра « Продолжи ряд»
Цель: развитие способности изменять слова по анологии
Люди - человек, дети - …Сын - дочь, внук - …, племянник - …Упряжка лошадей - конная, упряжка собак - …, упряжка оленей - …Тундра - олень, джунгли - …, пустыня - …Шпалы - деревянные, рельсы - …Пассажир вошел в вагон, пассажир едет в …, пассажир выходит из …, пассажир стоит рядом с …Катер - катерок, лодка - …, корабль - …, пароход - …Летчик - самолет, вертолетчик - …, космонавт - …Сахар - в сахарнице, масло - в…, хлеб - в …, соль - в …Ложка - ложки - много ложек, вилка - … - много …, нож - … - много …
Занятие 5.
1.Упражнение: "Придумай новое слово".
Цель: развитие звукобуквенного восприятия и звукобуквенного анализа
Задание 1: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.
Задание 2: "Сейчас мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а ты будешь решать, какое из них длиннее. Только помни, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают. Ты ведь знаешь, что слово - это не вещь. Вот, например, слово "нос". Его можно сказать, а можно написать - но дышать им нельзя, это ведь только слово. А настоящим носом можно дышать, но его нельзя писать или читать".Слова для сравнения:
стол - столик, карандаш - карандашик, усики - усы, пес - собака, хвост - хвостик, змея - змейка, червяк - червячок.
2.Игра: «Снежный ком». Цель: развитие словарного запаса, развитие грамматических навыков
Игроки по очереди добавляют слова к предложенному началу фразы.Варианты игры:
"Собираемся в дорогу"Ведущий: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан ...".Ребенок: "Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло".Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации, например:2. "Готовим завтрак, обед, полдник, ужин"Ведущий: " Мы готовим завтрак, давай составим меню".Ребенок: "Обычно на завтрак я ем бутерброд".Следующий игрок: "А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю ...". Следующий" "Я не люблю, ни бутерброд, ни..., я предпочитаю ..." и т. д.3. "Накрываем на стол"Ведущий: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу".Ребенок: "Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу, подставку для салфеток".Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что еще считает необходимым и т. д.4. "Собираемся на прогулку"Ведущий: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги".Ребенок: "Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги, возьму лукошко".Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.
Занятие 6.
1. Упражнение: "Добавь слова" (распространение предложений).
Цель: развитие грамматических навыков
Задание 1: "Сейчас я скажу предложение. Например, "мама шьет платье". Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно (шелковое, летнее, легкое, оранжевое)? Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?"Девочка кормит собаку. На небе гремит гром. Мальчик пьет сок.
2.Упражнение : "Составь фразу" (образование предложений из слов).
Цель: развитие грамматических навыков
Задание№1."Придумай предложения, используя следующие слова:забавный щенок, полная корзина, спелая ягода, веселая песня,колючий куст, лесное озеро".
Задание№2."Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?"1. Дымок, идет, трубы, из.2. Любит, медвежонок, мед.3. Стоят, вазе, цветы, в.4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.
3.Упражнение: «Узнай по звуку»Цель: развитие внимания и звукового восприятия;
Материалом являются различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: барабан, колокольчик, ложка, бумага, книга и т.д) Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь. Шумы могут быть самые разные. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т.д.. Можно за каждый правильный ответ давать ребенку звездочку или фишку. Играть можно с несколькими детьми (тогда появится элемент соревнования).
3. Упражнение: Что имеется в виду?"
Цель: развитие понимания переносного смысла
"Скажи, как ты понимаешь эти выражения: железный топор - железный человек золотая стрела - золотые руки ядовитый укус - ядовитый взгляд острый нож - острое слово низкий стол - низкий поступок черствый хлеб - черствый человек".
Занятие 7.
1.Упражнение: «Кто с какими буквами дружит»
Цель: Развитие речи, запоминание букв
На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например, у 1 - слон, у 2 - крокодил, у 3 - ёжик. 1-й говорит: " Мой слон дружит с буквой "Х", потому, что у него есть хобот". 2-й говорит: "А мой крокодил дружит с буквой "Р", потому, что живет в реке." 3-й: "Мой ёжик дружит с буквой "И", потому, что у него иголки и т.д.
Упражнение: "Уменьшение".
Цель: развитие словарного запаса,
Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол - ...".
трава, рука, плечо, солнце, банка;стул, книга, флаг, чашка, шапка.
3. Упражнение : "Закончи слово".
Цель: Развитие словарного запаса
Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По..." (Подушка)Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.
Упражнение : "Объясни слово".
Цель: развитие словарного запаса,развитие умения четко выражать свои мысли
Задание: "Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед, нож, шляпа, мяч, письмо;зонтик, подушка, гвоздь, осел;мех, алмаз, соединить, лопата;меч, неприятность, храбрый, герой;стихотворение, азартная игра.
Занятие 8.
1. Игра: « Внимание! Розыск!»
Цель: Развитие связной речи, внимания и наблюдательности
В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко. Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.
2. Игра: «Цепочка».
Цель: расширение словарного запаса, и развитие речи в общем.
Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы "с", "л", "м". Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль. Выигрывает тот, кто придумал больше слов.
3. Упражнение: "Угадайка".
Цель: Развитие словарного запаса
Задание: "Отгадай загадку:Летит, пищит, Ножки длинные тащит, Случай не упустит - Сядет и укусит.(Комар)
Круглый, полосатый, С огорода взятый. Сахарный и алый стал - Кушайте, пожалуйста.(Арбуз)
Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это".