Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в практику воспитания детей с нарушением интеллекта


Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в практику воспитания детей с нарушением интеллекта Современное общество, в свете предъявления все более высоких требований к системе образования, уже давно осознало неотъемлемую связь повышения качества обучения с информатизацией образовательного процесса. Информационно-компьютерные технологии - это личностно-ориентированные педагогические технологии. Следовательно, они способствуют реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению и воспитанию. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек, что в свою очередь закладывает потенциально обогащенное развитие личности. Практика показывает, что при использовании ИКТ значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить наглядно-образное мышление, воображение. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Кроме того, у детей интеллектуальной недостаточностью один и тот же программный материал должен повторяться многократно, и большое значение имеет многообразие форм подачи обучающего материала. Вне занятий компьютерные игры помогают закрепить знания детей; их можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, отстающих в интеллектуальном развитии; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики. Более успешно вводить компьютер в коррекционно-образовательный и воспитательный процесс через игру. Организуя коррекционно-образовательный процесс необходимо знакомить детей с компьютером в игровой форме. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображёнными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. В ходе игровой деятельности ребёнка, обогащённой компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления), которые ведут к значительному повышению творческих способностей детей. При осуществлении коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств для достижение максимального результата в развитии. В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий с энциклопедическими данными для детей, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей. Как показывает практика использование компьютера в коррекционно-развивающей работе оказывает положительное влияние на развитие высших психических функций, влияет на эмоциональное и мотивационное развитие. Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы должны идти в ногу со временем, стать для «особого» ребенка проводниками в мир новых технологий.