Доклад к педсовету на тему: Развитие познавательных и коммуникативных УУД в урочное и внеурочное время

Доклад на педсовете МАОУ г. Иркутска СОШ №63
Учителя начальных классов Куликовой М.В.

Тема: «Развитие познавательных и коммуникативных УУД в урочное и внеурочное время»

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации. 

«Думать легко, действовать трудно, а превратить  мысль в действие – самая трудная вещь на свете».  И. Гете

Под универсальными учебными действиями следует понимать систему способов изучения окружающего мира, создания самостоятельного процесса исследования, поиска. Это комплекс операций по систематизации, обработке, обобщению и последующему применению полученных сведений.
В составе основных видов УУД выделяются 4 вида:
1.Личностные
2.Регулятивные
3.Познавательные
4.Коммуникативные
Познавательные УУД
Это направление включает в себя общеучебные, логические действия, формулирование и решение проблемы. Для современного школьника крайне важно умение ориентироваться в потоке информации, которую он получает в ходе обучения. Для эффективного приобретения знаний необходимо переработать и усвоить материал, выполнить поиск недостающих сведений, осмыслить тексты. Школьник должен уметь выбирать наиболее результативные методы решения задач с учетом конкретных условий, контролировать и оценивать процесс и итоги своей деятельности, осуществлять рефлексию приемов и обстоятельств действий, а также формулировать, ставить проблемы.
Структура
Познавательные УУД на уроках предполагают следующие умения: Читать и слушать, отбирая нужные сведения, находить их в дополнительных источниках, в материалах учебников, тетрадей, литературе. Осознавать задачу. Выполнять аналитические, синтезирующие, сравнительные, классификационные операции, формулировать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения. Осуществлять познавательные УУД в умственной и материализованной формах. Понимать сведения, представленные с модельном, схематичном, изобразительном видах, использовать знаковые и символичные средства при решении разнообразных задач.

Технические приемы Формирование познавательных УУД на уроках осуществляется путем подбора заданий, для которых правильные результаты решений нельзя найти в готовом виде в учебнике. Вместе с этим в иллюстрациях и текстах присутствуют подсказки, воспользовавшись которыми, обучающийся может верно решить задачу.

"Свои примеры". Обучающиеся придумывают задачи, готовят примеры по новому материалу, предлагают идеи по дальнейшему применению полученной информации.
"Помощь учителю". Преподаватель максимально использует обстоятельства, при которых дети могут оказать ему содействие. Например, педагог предлагает им добровольно разработать материал для последующего применения на уроках. К примеру, это могут быть задания к контрольной работе.

Виды заданий для формирования и развития познавательных УУД:
«найди отличия» (можно задать их количество);
«на что похоже?»;
поиск лишнего;
«лабиринты»;
упорядочивание;
«цепочки»;
хитроумные решения;
составление схем-опор;
работа с разного вида таблицами;
составление и распознавание диаграмм;
работа со словарями.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
 

·       планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

·       постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

·       разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

·       управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

·       умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Виды заданий для формирования и развития коммуникативных УУД
РАБОТА В ПАРАХ, ГРУППАХ
ИГРЫ (распределение очередности, ролей)
ВЗАИМОПРОВЕРКА (оценивание себя и партнера
СРАВНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ (способов решения)
ОБЪЕДИНЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ (задания; игры)
СОСТАВЬ ЗАДАНИЕ ПАРТНЁРУ
ОТЗЫВ НА РАБОТУ ТОВАРИЩА
ГРУППОВАЯ РАБОТА ПО СОСТАВЛЕНИЮ
КРОССВОРДА
ДИАЛОГОВОЕ СЛУШАНИЕ(ФОРМУЛИРОВКА
ВОПРОСОВ ДЛЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
СОТРУДНИЧЕСТВО (умение договариваться, распределение обязанностей)
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ (общение с взрослыми, сверстниками)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Во внеурочное время, на мой взгляд, наилучшим способом развития коммуникативных УУД являются: конкурсы, игры, соревнования, экскурсии и т.д.
В заключении хочется сказать. Формирование УУД считается сегодня одним из приоритетных направлений современного образования. Современная практика показывает, что требования, выставляемые к уровню подготовки по конкретным предметам, не гарантируют успешной социализации обучающегося после завершения школы. Ключевое значение приобретают надпредметные умения самостоятельно организовывать собственную деятельность.
15