СИПР для ребенка с умеренной умственной отсталостью и нарушением зрения


Муниципальное общее образовательное бюджетное учреждение
«Сухореченская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф.К Асеева»
Бузулукского района Оренбургской области
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
обучающегося
_____________________________________
(фамилия, имя, отчество)
(2 занятия в неделю, 44 занятия за 6 месяцев)

Ответственный за реализацию программы:
Учитель –дефектолог Евсеева Д.Н

СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Ф.И.О._______________________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________
Домашний адрес ______________________________________________________________
Сведения о родителях:
Мать _________________________________________________________________________
Отец _________________________________________________________________________
Выписка из анамнеза___________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПСИХОЛОГО_ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Контакт (речевой, жестовый, мимический), особенности коммуникации (в контакт вступает легко, контакт избирательный, коммуникативный барьер)________________________________________________________________________________________________
Особенности поведения и эмоционально-волевой сферы _____________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Понимание инструкции ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Работоспособность_____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Общая и мелкая моторика_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Внимание ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Память ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мышление ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речь _________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Осведомленность о себе и ближайшем окружении__________________________________
_____________________________________________________________________________
Восприятие времени _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ориентировка в пространстве __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сенсорное развитие __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Элементарные математические представления_____________________________________
_____________________________________________________________________________
Предметно-практическая и продуктивная деятельность______________________________
_____________________________________________________________________________
Заключение учителя-дефектолога________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Дата_________________________________
Подпись специалиста___________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ (вариант D)».
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (вариантD) .
Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п Раздел специальной индивидуальной образовательной программы Количество занятий
1 Чтение и развитие речи 2 ч.
2 Письмо и развитие речи 2 ч.
3 Математика 2 ч.
4 Трудовое обучение 1 ч.
5 Живой мир 1 ч.
ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ 8 ч.
Форма организации коррекционной работы: индивидуальные занятия с учителем – дефектологом 2 раза в неделю по 20 – 30 минут с обязательной динамической паузой 7-10 минут.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Чтение и развитие речи
- умение читать вслух целыми словами тексты, напечатанные рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля;
- умение эмоционально реагировать на прослушивание литературных произведений;
- умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
- сформированность представлений о мире, первоначальных этических представлений (о добре и зле, нормах поведения).
- обогащение речевой практики, в том числе приобретение опыта в словоподражании, звукоподражании;
- владение номинативной функцией речи, обогащение словаря (умение называть предметы ближайшего окружения, собственные действия, эмоциональные проявления окружающих);
- проявление интереса к освоению слов и простейших речевых конструкций, актуальных для жизнедеятельности;
Письмо и развитие речи
- проявление интереса к чтению тактильных книг и книг, напечатанных рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля;
- формирование умения отвечать на вопросы по рельефным изображениям;
- овладение грамотой, простейшими речевыми формами и правилами их применения; овладение основами письма с использованием рельефно-точечного шрифта Л. Брайля;
- умение использовать знания в области русского языка при решении практических задач.
Математика
- овладение элементарными математическими представлениями о количестве, числе, цифрах, составе числа (в доступных обучающемуся пределах);
- освоение записи и чтения чисел, математических знаков по системе Л. Брайля; умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, цвету (для учащихся с остаточным зрением);
- умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
умение пересчитывать предметы в доступных пределах;
- умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много);
- умение использовать математические знания при решении соответствующих возрасту бытовых задач;
- умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, соотносить время с началом и концом деятельности;
- освоение элементарных практических действий с предметами, умение действовать по словесной установке.
Трудовое обучение
- проявление интереса к занятиям ручным трудом;
- овладение действиями с предметами, объектами;
- освоение элементарных операций ручного труда по инструкции педагога;
- овладение элементарными действиями с некоторыми материалами;
- развитие потребности в выполнении практических действий;
- освоение опыта использования трудовых умений в практической деятельности.
Живой мир
- проявление интереса к окружающему миру, в том числе к предметам и объектам живой и неживой природы;
- овладение опытом действий (манипулятивных, утилитарных, познавательных) с предметами, объектами живой и неживой природы;
- сформированность представлений об объектах живой и неживой природы;
- умение узнавать предметы и объекты постоянного окружения;
- накопление опыта обследования предметов и объектов с помощью сохранных анализаторов;
- обогащение представлений об объектах, находящихся преимущественно в зоне жизнеобеспечения обучающегося;
- сформированность представлений об окружающих людях, социальных ролях людей, входящих в ближайшее окружение;
- понимание своей половозрастной общности с другими и отличие от других;
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Смотри приложение 1.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта, ТМНР будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития и умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта.
Ожидаемые личностные результаты:
Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.
Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.
Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).
Установка на безопасный здоровый образ жизни, учебная мотивация и т.д.
Предметные результаты:
1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.
2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.
3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:
выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу действия взрослого;
выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.
4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:
показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;
показывать на себе части тела и лица;
выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.
5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:
при общении использовать мимику и жесты;
определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;
понимать и выполнять действия с игрушкой;
показывать иллюстрации в соответствии с содержанием;
вслушиваться в речь взрослых, отвечать на вопросы о себе, об окружающих людях, предметах (использование символов, предметов-заместителей);
повторять один и тот же слог, подражая взрослому;
адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.
соблюдать очередность в выполнении предметно-игровых действий;
использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;
выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»);
КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Характеристика укомплектованности образовательного учреждения.
Должность Кол-во Образование
Стаж (педагогический)
высшее Высшее дефект. Ср.спец1-3 10-20 Свыш 20
Учитель начальных классов 1 1 1 Учитель-дефектолог 1 1 1 2.Уровень квалификации педагогов, осуществляющих образовательную деятельность в начальной школе, и их функциональные обязанности;
Должность Кол-во Уровень квалификации
Высш. 1 катег. Молод.спецБез катег.
Учитель начальных классов 1 1 Учитель-дефектолог 1 1 1
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Школой созданы все необходимые материально-технические условия для реализации СИПР:
№. Название Кол-во
1 Многофункциональный комплекс для детей с нарушением ОПА, слабовидящих и слабослышащих inclusive 3 в 1. 1
2 Букварь Брайля Рагушин В.К, Патешина М. Б 1
Я, ____________________________________________________________________________,
(Ф.И.О. родителя или законного представителя)
ознакомлен(а) и даю согласие на реализацию специальной индивидуальной программы развития для моего ребёнка ____________________________________________________
(Ф.И.О. ребенка)
Обязуюсь обеспечить соблюдение правил внутреннего распорядка образовательной организации, регулярное посещение занятий в соответствии с расписанием, выполнение домашних заданий и рекомендаций специалиста. О возможном не достижении ожидаемых результатов в случае несоблюдения данных обязательств, а также при возникновении объективных обстоятельств, связанных с особенностями психофизического развития и индивидуальными возможностями ребенка, предупрежден(а).
Подпись родителя ______________________________________________________
Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы
Период занятий II триместр III триместр За год
Количество пропусков Динамика состояния ребёнка:
Результативность обучения (на конец учебного года) _____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации по дальнейшей работе _____________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата начала обучения____________________________________

Дата окончания обучения ______________ Подпись родителя ____________________
Подпись специалиста_