Имя прилагательное. Лексическое значение прилагательных.


Имя прилагательное. Лексическое значение имен прилагательных.
5 класс
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Вишенская средняя школа»
Белогорского района
Республики Крым
Медведева Наталья Антоновна
Цели деятельности учителя: повторить сведения об имени прилагательном; познакомиться с группами прилагательных по лексическому значению; показать роль имен прилагательных в тексте, формировать речевые навыки к говорению.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих творческих, учебных возможностей; осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции сравнения, классификации, использует знаково – символические средства для решения учебных задач, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, осуществляет совместную деятельность в парах, рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование: компьютер, карточки с заданиями, схема-таблица для заполнения, музыка П.И.Чайковского «Времена года».
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
Ход урока
|. Организационный момент.
Все вы любите читать. Познавая новое, вы словно становитесь первооткрывателями, исследователями, учеными, художниками, писателями. Пусть девизом нашего урока будут такие слова: «Грамотным быть модно!»
Каждый наш урок – это открытие! Мы сегодня вновь будем открывать для себя часть речи, с которой были знакомы с начальной школы.
||. Языковая разминка.
Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной желтой солью. (К.Г.Паустовский)
1.Синтаксический разбор предложения (грамматическая основа, характеристика, схема).
2.Выписать словосочетания. Разбор.
3.Обозначить известные орфограммы, сгруппировать их (орфограммы в корне, приставке, окончании).
4.Солью – фонетический разбор.
5. Мальчик – разобрать слово по составу.
6. Желтой – выполнить морфологический разбор.
|||. Введение в тему.
Работа с текстом.
Ночью по деревне стоял запах теплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба.
На следующее утро Филька пришел вместе с ребятами к мельнице. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи и не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то горячие солнечные пятна.
Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной желтой солью.
(К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»)
Беседа.
- Какие слова помогают нам увидеть картину, нарисованную К.Г.Паустовским?
- Как называются слова теплый, румяный, чудесный, свежий?
- Что они обозначают и на какие вопросы отвечают?
- О какой части речи мы будем говорить? Какова тема урока?
Запись темы на доске и в тетради.
|\/. Введение новых знаний.
Лингвистический эксперимент.
- Рубрика «Знаете ли вы что?».
Сообщения учащихся
1.Этимология слова прилагательное. В переводе с греческого это слово обозначает эпитет, а в латыни нечто прибавленное, подкинутое, приложенное.2. По количеству определяемых слов прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов. Имя прилагательное – великий хужодник. Сколько разных оттенков, значений может оно подарить!
3. Как вы думаете, сколько эпитетов русского литературного языка можно подобрать к слову море? В словаре эпитетов Горбачевича и Хабло – их 132, а у слова лицо – 531.
4. Лексис – в переводе с греческого «слово». И именно слово является единицей раздела языкознания под названием «лексика».
Учитель:
1.Значит имя прилагательное обозначает что?
(обозначает признак предмета)
Имя прилагательное обозначает признак предмета по цвету, форме, вкусу, запаху, размеру, материалу из которого сделан предмет; принадлежности кому – либо, чему – либо; характерные особенности каждого человека, животного, растения. - Дайте определение этой части речи.
- В отрывке из сказки «Теплый хлеб» подчеркните все прилагательные и прочитайте текст без них.
-Сделайте вывод, какова роль прилагательных в тексте?
/Наша речь с помощью прилагательных становится выразительной, образной, точной./
2. Выпишите из текста прилагательные, обозначающие цвет, размер, качество. Дополните группы своими примерами.
3. Выписать из текста словосочетания и просклонять их.
4.Определить морфологические признаки прилагательного. Работа в группах.
- первая группа – теплого хлеба – м.р., ед. ч., р.п.
-вторая группа – капустными листьями – м.р., мн. ч., тв.п.
-третья группа – рыхлые тучи – ж.р., мн.ч., им.п.
- четвертая группа – деревянную солонку – ж.р., ед.ч., в.п.
5.Как же меняется прилагательное?
/Верно, род, число и падеж прилагательных зависят от рода, числа и падежа существительных. /
6.Могут ли прилагательные и существительные быть разного рода и числа?
/Нет, они согласуются./
Вывод: прилагательные изменяются по падежам и числам, а в единственном числе по родам.
Учитель:
Доброе, услужливое имя прилагательное, расположившись впереди существительного, торопится заранее сообщить нам, какое оно, это существительное. Имя прилагательное всегда и во всем любит угодить человеку.
- Какие еще признаки могут иметь предметы?
/Значение материала, формы, вкуса, свойства, темперамента, отношение предмета к месту, времени./ Материал – железный.
Форма – круглый.
Свойства – незнакомый.
Вкус – соленый .Темперамент – вспыльчивый.
Время – вечерний.
Место – сельский.
\/. Тренировочные упражнения.
Работа с учебником.
Упражнение 324 (устно).
Дифференцированно происходит закрепление.
1-я группа. Подберите прилагательные, характеризующие поступок Фильки.
2-я группа. Мини-сочинение «Непогода».
3-я группа. Работа с деформированным текстом. Вставить в текст, пропущенные прилагательные.
В (морозные) дни солнце всходит (багровое), в (тяжелом) дыму. И в (это) утро поднялось над Бережками (такое) солнце. На реке был слышен (частый) стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с (самого) рассвета, скалывали лед у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось (низкими) облаками и задул по (седым) ивам (ровный) и (теплый) ветер. Представление работ каждой группы.
\/|. Итоги урока
Что нового узнали на уроке?
Что такое имя прилагательное?
Какова роль прилагательных в речи?
Домашнее задание (дифференцированное):
1.Сочинение-миниатюра «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце» В.Гюго.
2.Упражнение 327.
3. Выписать из учебника литературы 6 предложений, определить лексическое значение прилагательных (устно).