ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТА ОБРАЗОВАНИЯ


ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТА ОБРАЗОВАНИЯ
          Повышение  качества  образования всегда было и остаётся приоритетным направлением в работе любого общеобразовательного учреждения. В современных условиях, под качеством образования,  понимается комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное  формирование компетентной, успешной и конкурентноспособной  личности. В данном комплексе можно выделить три основные группы характеристик: качество потенциала достижения цели образования, качество процесса формирования компетентности и качество результата образования. Каждая  из групп имеет не только свои цели, задачи, методы и формы работы, но и  ряд сопутствующих проблем, которые  могут повлиять на  эффективность промежуточных или конечных результатов.
         Таким образом, если рассматривать такую группу характеристик, как качество результата образования, то  ее первостепенной задачей становится разработка и  совершенствование современных методов оценивания уровня обученности учащихся общеобразовательных учреждений на всех этапах обучения, в том числе,  и на этапе итоговой аттестации.
         Вот уже более 10 лет в нашей стране введен новый формат оценки уровня качества образования выпускников – Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Практика показывает, что для большинства  учащихся 11-х классов и их родителей, многих педагогов, а особенно молодых и малоопытных, «камнем преткновения» является ЕГЭ по математике.  С одной стороны, ЕГЭ по  математике является обязательным.  С другой стороны, математика как учебный предмет относится к первой степени сложности.  Для сравнения, к этой же степени относятся так называемые экзаменационные предметы по выбору - физика, история, обществознание и иностранные языки, изучение которых требует от учащихся умения оперировать абстрактными понятиями, способности усваивать сущность явлений (законов, категорий), запоминать большое количество фактического материала. Следовательно,  что бы получить качественно высокий результат обучения,  необходимо провести невероятно большую работу  по организации  системной и эффективной  подготовительной деятельности   каждого участника образовательного процесса. 
          Учителя-математики нашей школы имеют достаточный   опыт подготовки учащихся к выпускным экзаменам.  И надо отметить, что   систематическая планомерная  работа по данному направлению, которую из года в год мы совершенствуем с учетом новых образовательных методик и технологий, сказывается только положительным образом на конечный результат.  
           Основными целями данной работы являются: грамотная организация  действий каждого учителя  в режиме  подготовки учащихся к итоговой аттестации; обеспечение   методическим сопровождением  процесса подготовки  с учетом  учебных возможностей и способностей учащихся; своевременное информирование учащихся и их родителей по всем  аспектам итоговой  аттестации.  При этом разработан план  основных этапов деятельности учителя.
Основные направления работы администрации
по подготовке к итоговой аттестации
Проведение тематических педагогических советов.
Проведение тематических родительских собраний.
Проведение индивидуальных консультаций с учащимися.
Подготовка графика консультаций с учащимися (по предметам).
Организация работы методических объединений школы.
Организация деятельности психологической помощи выпускникам.
Формирование и диагностика базы данных выпускных классов.
Направление учителей-предметников на курсы по подготовке к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ.
Подготовка и обновление тематического стенда «Единый государственный экзамен»
I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА - учителем ведется изучение нормативных документов по организации и проведению ЕГЭ. Регулярное посещение    им родительских собраний, бесед с учащимися, совещаний при завуче, педсоветов, заседаний МО, на которых обсуждаются вопросы    ЕГЭ. Оформление учителем файловых папок с демоверсиями экзамена за последние годы, диагностическими работами, тренировочными работами, образцами КИМов, а так же, оформление наглядной информации для учащихся и их родителей (информационный стенд),  выставки методической литературы по ЕГЭ.  И обязательно, составление графика проведения диагностических работ по  текстам. На ряду с этим,  планируется посещение  обучающих  тренингов для педагогов по решению заданий  ЕГЭ с поэтапным разбором типичных ошибок учащихся а так же  посещение обучающих семинаров для педагогов по ознакомлению с инновационными формами и методами подготовки обучающихся к ЕГЭ.
 II.  РАБОТА   С УЧАЩИМИСЯ, при которой ведется обеспечение школьников достоверной и своевременной информацией   о нормативных документах; консультативная поддержка учащихся (в течение года); индивидуальная и групповая работа по подготовке к  ЕГЭ  на уроках; обеспечение учащихся необходимым дидактическим материалом; проведение тренингов с учащимися по заполнению бланков ответов, по  решению КИМов; проведение тренировочных и диагностических работ; индивидуальная работа со слабоуспевающими - выявление личных пробелов, их ликвидация; консультация психолога по теме «Как успешно сдать экзамен?».
III. РАБОТА   С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ. Учитель знакомит родителей учащихся  с нормативными документами; проводит разъяснительную работу о целях и технологии проведения   ЕГЭ   на родительских собраниях, в индивидуальных беседах; знакомит родителей с источниками информации о  ЕГЭ; систематически информирует родителей   о ходе подготовки к  ЕГЭ; сообщает результаты диагностических и индивидуальных  работ.
IV. РАБОТА С ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ. Ознакомление учащихся с возможностью использования Интернет-ресурсов для подготовки к экзамену,  как на уроке, так и   при самоподготовке (тестирование в режиме on-line, генератор заданий и т.п.).  Индивидуальная работа с учащимися  в режиме дистанционного обучения. Составление учителем  каталога полезных сайтов в сети Интернет для подготовки к итоговой аттестации.
          Проблемы и решения
Проведенный проблемно-ориентированный анализ позволил выделить проблемное поле и определить субъективные и объективные проблемы подготовки к ЕГЭ.
Субъективные проблемы:
• недостаточное знание нормативно-правовой базы, регламентирующей проведение ЕГЭ;
• недостаточная координация задач подготовки к ЕГЭ и приоритетных направлений в планировании методической и исследовательской работы учителей;
• недостаточная развитость у учащихся универсальных мыслительных операций; • недостаточное развитие у учащихся умений строго следовать инструкциям к заданиям;
• недостаточная психологическая подготовка учителей, учащихся и их родителей (законных представителей) к сдаче ЕГЭ.
Объективные проблемы:
• отсутствие четких критериев оценивания учащихся, совпадающих с требованиями оценивания результатов ЕГЭ;
• отсутствие алгоритма эффективного управления процессом подготовки к ЕГЭ;
• недостаточность контрольно-измерительных материалов по отдельным учебным задачам в рамках учебных дисциплин;
• отсутствие тематического планирования, ориентированного на отработку учебных задач, необходимых для сдачи ЕГЭ.
Перечисленные выше проблемы определили следующие задачи подготовки участников образовательного процесса к ЕГЭ:
• изучение нормативно-правовой базы, регламентирующей проведение ЕГЭ; • разработка алгоритма управленческой деятельности администрации школы по подготовке к ЕГЭ;
• знакомство педагогов, учащихся и родителей с требованиями и особенностями проведения государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ;
• модификация существующих программ с учетом новых образовательных стандартов и требований ЕГЭ;
• разработка учебных модулей по развитию универсальных мыслительных операций и общеучебных умений и навыков, значимых при сдаче экзаменов в форме ЕГЭ;
• использование внеурочных и факультативных форм работы для коррекции расхождения действующего учебного плана и требований ЕГЭ;
• отбор наиболее эффективных критериев оценивания учащихся в соответствии с форматом ЕГЭ;
• систематизация, накопление и анализ контрольно-измерительных материалов по предметам;
• дополнение тематического планирования по предметам с учетом содержания контрольно- измерительных материалов и развития универсальных мыслительных операций;
• разработка системы психологической подготовки учителей, учащихся и их родителей (законных представителей) к ЕГЭ.
 
В заключении, следует добавить, что работа проводимая учителем в ходе подготовки выпускников к итоговой аттестации достаточно объемная и тяжелая. Но если она грамотно спланирована, то многие проблемные моменты можно избежать ещё на начальной стадии и  в результате получить достойную оценку качества образования собственных учеников.