Из опыта работы Организация коммуникативной деятельности на уроках географии в урочное и внеурочное время


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации
Максима Пассара с. НайхинНанайского муниципального района Хабаровского края
Организация коммуникативной деятельности на уроках географии в урочное и внеурочное время
(из опыта работы)
Ходжер Любовь Леонидовна,
учитель географии и биологии
МБОУ СОШ имени Героя РФ Максима
Пассара с. Найхин
Найхин2016
Основная задача современного образования  «не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации» (ФГОС: Основное общее образование.- М. Просвещение, 2010). Стандарт устанавливает три основные группы результатов  образования – личностные, метапредметные и предметные. Среди метапредметных учебных действий особое внимание следует уделить коммуникативным, т.к. в основе понимания лежит адекватное восприятие и переработка информации.
Коммуникативные универсальные  учебные  действия обеспечивают:
- социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по
общению или деятельности;
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
В своей работе стараюсь создать условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем, используя разные приемы технологии РКМ и технологию проблемно-диалогического обучения.
Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках географии.
Технология критического мышления представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания. Технология развития критического мышления предлагает строить урок по схеме вызов – осмысление – рефлексия и предлагает набор приемов и стратегий. Многие элементы данной технологии, опробованные мною на уроках географии, помогают построить урок так, что у ребенка уходит чувство страха, стимулируется успех, оптимизм и вера в свои силы и способности.
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы, на стадии вызова, учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения),  после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность
Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами. Например, дать ключевые слова, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Фрагмент урока в 8 классе по теме «Лесостепи и степи», где используются на стадии вызова приемы «ключевые слова» и прием «ассоциации»:
Цель урока: ученик научится выявлять причинно-следственные связи между природными компонентами природного комплекса.
Задачи:
Формирование навыков работы с картами различного содержания.
Развитие познавательных потребностей учащихся через самостоятельную работу в группах и решение проблемных ситуаций.
Воспитание гуманистического отношения к другим.
Форма урока: групповая творческая работа.
Оборудование:
- учебники;
-атласы;
- листы желтого цвета А4 - 4шт.;
- клей, фломастеры, маркеры, мелки;
- файлы с заданиями;
Парты расставлены на 4группы.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- Ребята! Посмотрите внимательно на ключевые слова темы нашего урока.
Слайд 1
Трава
Грызуны
Чернозем
Ксерофиты
- Какие ассоциации возникли у вас при чтении данных слов?
Давайте уточним, о чем будет наш сегодняшний урок? (Определите тему и сформулируйте цель нашего урока).
- Откройте тетради, запишите число и тему урока «Лесостепи и степи». Слайд 2
Приём «Корзина идей»:
Например, при изучении темы «ТЭК» в начале урока в «корзину» учениками были сброшены следующие понятия, которые они связали с данной темой урока : топливо, энергия, электростанция, розетка, ГЭС, АЭС , ТЭС, нефть, газ, экспорт, уголь , Западная Сибирь, дорогие тарифы, энергия Солнца, энергия ветра и т.д. Это позволит на заключительном рефлексивном этапе сформировать кластер «Состав топливно-энергетического комплекса»
Прием «Верите ли вы, что…»:
Этапы работы. 1. Каждый учащийся индивидуально отвечает на утверждения. 2. Обсуждение в группе по заданным вопросам. 3. Поиск новой информации (чтение текста) и ее осмысление. 4. Возврат к верным или неверным утверждениям
Утверждения:
Европейский Юг занимает пограничное положение между равнинами и горами. 2. Европейский Юг и имеет выгодное приморское ЭГП (экономико-географическое положение). 3. Для Европейского Юга характерна самая низкая доля сельского населения. 5. Европейский Юг – единственный регион России, где естественный прирос положительный. 6. Европейский Юг граничит с 3 государствами: Грузией, Арменией, Азербайджаном. 7. На Европейском Юге есть месторождения топливных полезных ископаемых. 8. Европейский Юг один из самых благоприятных для жизни людей из районов.
Прием «верные и неверные утверждения»:
В начале урока, по какой - либо теме могут быть предложены определенные высказывания. Затем просят учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. Данные утверждения можно дать в таблице:
Утверждения До чтения После чтения
Рекомендуемые приемы на стадии осмысления:
Прием «Концептуальная таблица» помогает ребятам систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами.
Циклон
Линии сравнения
Антициклон
АД в центре вихря Направление вертикального движения воздуха Направление горизонтального движения воздуха Характерная погода Районы зарождения Прием «Толстый и тонкий вопросы»:
«Тонкие» вопросы требуют простого, односложного ответа, фактического
«Толстые» вопросы требуют подробного, развёрнутого ответа.
Работа может быть организована как в паре, так и в группе. Даётся задание к тексту составить по 2-4 толстых и тонких вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрать наиболее интересные, которые можно задать всему классу.
Тонкие Толстые
Кто? что? Когда? Может..? Будет..? Мог ли ..? Как звать..? Было ли...? Согласны ли вы..? Верно ли..? Дайте 3 объяснения: почему…?
Объясните, почему..?Почему вы думаете..?Почему вы считаете..?В чём различие..?Предположите, что будет, если..? Что, если..?
Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении - демонстрация пройденного.
Рекомендуемые приемы на стадии рефлексии:
Прием «Кластер» используется как средство для подведения итогов, как стимул для возникновения новых ассоциаций и графических изображений новых знаний.
Этапы работы:
Выписывается ключевое слово;
Записываются слова и предложения по теме;
Происходит разделение материала на отдельные блоки;
Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками
Прием «Перепутанные логические цепочки»:
Этапы работы:
На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов), некоторые из них с ошибками;
Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.
Прием «Синквейн:
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
Правила написания:
Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)
Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)
Третья строчка – описание действия в трех словах (глаголы или деепричастия)
Четвертая строчка – это фаза из четырех слов, показывающая отношение к теме
Организационные формы работы с синквейнами.
Самостоятельно на практическом занятии.
Самостоятельно при выполнении домашней работы.
В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме.
В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн.
При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна.
Важность технологии развития критического мышления
для учащихся:
во-первых, повышается ответственность за качество собственного образования;
во-вторых, развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большими объемами информации;
в-третьих, развиваются творческие и аналитические способности, умение эффективно работать совместно с другими людьми;
для учителей:
в качестве важных особенностей технологии развития критического мышления следует отметить ее универсальный характер, что позволяет эффективно работать в данном проекте любому учителю-предметнику с учащимися различных возрастов: от младших школьников до студентов ВУЗов. Эта педагогическая технология ориентированна на реальную учительскую практику, так как задействует чтение и письмо – базовые процессы любой образовательной деятельности. Она дает возможность одновременного эффективного решения задач обучения и развития, гармоничного сочетания работы с текстом и общение (групповой работы). Открытость по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учителя, и ориентация на сотрудничество ученика и педагога в образовательном процессе ставят технологию развития критического мышления в ряд актуальных педагогических инноваций
Технология проблемно-диалогического обучения на уроках географии
Использование на уроках географии технологии проблемно-диалогического обучения, умение педагога организовать подводящий и побуждающий диалог, также позволяет формировать у учащихся умение рассуждать, формулировать вопросы, чётко выражать свои мысли, вступать и вести диалог.
Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения – это этап формулирования нового знания.
Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Мы различаем два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т. е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.
Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования (в крайнем случае педагог сообщает тему с мотивирующим приемом). Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.
География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам, феноменам природы. Она широко использует аналогии, ассоциации, всё то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к новому, радость удовлетворения любознательности, возбуждает эмоциональную сферу личности школьника и, как итог, возбуждает любовь к знаниям.
Фрагмент урока географии в 5 классе «Географические координаты»:
I. Организационный момент
II. Создание проблемной ситуации.
- Посмотрите внимательно на экран. Посадка космического корабля. Слайд 1.
- В средствах массовой информации объявили, что космический корабль приземлился в месте с координатами 20° северной широты и 10° восточной долготы.
- Ребята, сможете ли вы определить это место посадки?
- Что мы пока не знаем?
- Какой у вас возникает вопрос? (Что такое широта и долгота?)
Объявляю тему урока и проблему урока прописываем в тетради. Слайд 2.
III. Актуализация знаний.
- Какие линии на карте образуют градусную сетку?
- Покажите параллели на карте.
- Назовите самую длинную параллель?
- Как проведены на карте меридианы?
- Какой меридиан принят за начальный? Почему Гринвичский меридиан называют нулевой?
Покажите его на карте.
Выполнение задания – Какие утверждения верны. Самоконтроль.
IV. Совместное открытие знаний. На партах пакет с карточками и опорным конспектом.
1. Работа с учебником в парах (по каждому вопросу короткое обсуждение в паре, а затем обсуждение в классе). Слайд 3 , затем Слайд 4.
Фрагмент урока географии в 8 классе «Численность населения России»:
3. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, вспомните, на какие разделы делится наука география?
- Что изучает физическая география?
- Назовите объекты изучения экономической географии.
- Население – это связующее звено между природой и хозяйством. Природу России мы полностью рассмотрели, а география населения поможет нам в дальнейшем изучить хозяйство России.
Слайд №3
- А теперь посмотрите на экран, перед вами график «Динамика численности населения мира».  
- Что показывает график численности населения мира? (быстрое увеличение численности населения Земли). ). Во всем мире численность населения из года в год растет: в 1980 году она составляла 4,5 млрд., в 1990 – 5,5 млрд., в 2000 – 6,1 млрд, а в 2011 нас стало 7 млрд.человек.
Слайд №4
- А на этом слайде «Динамика численности населения России»
- О чем говорит график численности населения России? (снижение численности населения) Такая ситуация наблюдается не только в России, но и в таких странах, как Германия, Швейцария, Италия, Чехия
- Сравнивая эти два графики, вас что-то удивляет? Почему ситуация в России не совпадает с общемировой тенденцией?
- Какой вопрос возникает?
- Почему в России снижается численность населения? Слайд №5
Фрагмент урока географии в 8 классе «Лесостепи и степи»:
2. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, посмотрите на экран (Слайд 3), перед вами настоящая степь. Она кажется серебряной от цветущего ковыля и волнуется словно море. Такие участки нетронутой природы можно встретить только в заповедниках или прочитать описания степи у Гоголя, Тургенева, Чехова.
- А вот современные лесостепные и степные ландшафты. (Слайд 4).
Это бескрайние поля с посевами подсолнечника, пшеницы, кукурузы, сахарной свеклы и других с/х культур. Кое-где пастбищные угодья и фруктовые сады.
- Как вы думаете, почему так изменился внешний облик степной зоны?
- Чем же привлекла человека эта природная зона?
- Для того чтобы выяснить решить этот вопрос, я предлагаю вам совершить путешествие в лесостепную и степную зону. Класс делится на 4 поисковые группы. У каждой группы на столе – пакет с секретным заданием и ценными указаниями по его решению, а также на столах все необходимое для того, чтобы оформить итог вашей работы.
Итак, в добрый путь…
Внеклассная и внеурочная работа
Формирование коммуникативных компетенций осуществляется не только на уроке, но и во внеурочное время.
Направления системы организации внеклассной работы:
Организация проектной деятельности учащихся (данное направление включает в себя как работу над исследовательскими, так и над учебными проектами);
Организация работы с одаренными детьми;
Используя элементы проектной технологии на уроках географии и внеклассных занятиях, я пришла к выводу, что данный метод приемлем, эффективен. Результат: учащиеся овладевают способами индивидуальной деятельности, учатся работать самостоятельно, планировать свои действия, использовать различные источники учебной информации, формулировать и отстаивать свою точку зрения, делать обобщения и выводы.
Очень важно выявить одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей. Мною оказывается методическая организационно-техническая помощь, консультирование учащихся, контроль выполнения основных этапов исследовательских работ, помощь в подготовке к участию учащихся  в конференциях, конкурсах. Защищая свои работы на различных уровнях, учащиеся учатся не только умению логически мыслить, анализировать, отстаивать свою точку зрения, выступать публично, но испытать удовлетворение от своего труда и радость победы.
Заключение
Результатом образования, сегодня должны быть не просто знания, умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию, как в своих собственных интересах, так и в интересах общества.
Каково же значение коммуникативной компетенции для школьника?
Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже.
Во-вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребенка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.
В-третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей жизни.
Учебно-воспитательный процесс является эффективным и полезным, только в том случае, если в этом процессе педагог развивает желание высказываться, читать, писать. Именно коммуникативная компетенция способствует формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме. “Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.
Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий:
 Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
  Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала.
Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы.
 Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять.
Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.