Значение системности в образовании обучающихся с ОВЗ


Значение системности в образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (на материале ГБОУ НСО «КШИ»)
Афанасьева Т.Г.,
заместитель директора по УВР
ГБОУ НСО «КШИ»
Сегодня много говорят об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, о том, что их воспитание и обучение требует особых условий.
Имея большой опыт коррекционной работы и современную материально-техническую базу, наш коллектив наибольший акцент делает на качестве оказываемых образовательных услуг. Адаптированные образовательные программы, коррекционно-развивающие программы, конечно, определяют эффективность специального образования, однако более важным условием мы считаем успешность их реализации.
В соответствии с требованиями стандартов второго поколения образовательный процесс направлен на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
При этом федеральными государственными образовательными стандартами для детей с ОВЗ дополнительно определены такие целевые установки, как коррекция нарушений развития и социальная адаптация. Именно эти стандарты отражают социально-культурные и общественно-государственные ожидания относительно качества общего образования детей с ограниченными возможностями.
Таким образом, конечной целью образования обучающихся с ОВЗ является максимально возможное введение их в социум, активизация ресурсов развития, создание индивидуальной траектории развития, эффективная самореализация в различных видах профессиональной деятельности и, наконец, формирование у них способностей жить самостоятельно.
В этой связи в нашей образовательной организации функционирует система специального педагогического воздействия, в которой процессы обучения и воспитания пронизаны коррекционно-развивающей работой, профессиональной ориентацией обучающихся.
Сущность такого системного подхода заключается в том, что все стороны педагогических отношений интегрированы и взаимозависимы, они направлены на реализацию единой цели.
Другими словами, обеспечить качественное образование обучающихся с ОВЗ невозможно при использовании только фрагментарных коррекционных воздействий (т.е. отдельных занятий с педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами).
В специальном образовании первичной является специальная комплексная психолого-медико-педагогическая помощь.
Важным условием обеспечения качества специального образования является ранняя коррекционная помощь, оказание которой в нашем учреждении проводится с трехлетнего возраста в рамках круглосуточного или кратковременного пребывания детей в дошкольной группе, в группе полного дня, также в виде индивидуальной помощи ребенку и семье.
На уровне дошкольного образования мы реализуем адаптированные образовательные программы для детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, после кохлеарной имплантации), с нарушениями речи, с умственной отсталостью. При построении педагогического воздействия учитель-дефектолог и учителя-логопеды, педагог-психолог и музыкальный руководитель, а также воспитатели обязательно учитывают сочетанность диагнозов наших воспитанников: аутоподобное поведение, нарушения зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата и др.
При переходе обучающихся на уровень начального общего образования (а далее – основного) соблюдается непрерывность и преемственность коррекционной помощи. Таким путем нами реализуется идея непрерывной образовательной вертикали, включающая в процесс обучения ребенка с ОВЗ от ранней помощи до профессионального самоопределения.
Специалисты ППМС-сопровождения, воспитатели интерната и учителя будущих первоклассников знакомятся с индивидуальными особенностями детей и с их образовательными потребностями, посещая занятия, консультируясь с педагогами дошкольных групп, изучая рекомендации ПМПК. Кроме того, в рамках работы психолого-медико-педагогических консилиумов (а их у нас три) организована психолого-медико-педагогическая помощь тем детям, которые не посещали дошкольные образовательные организации или не смогли получить ее ранее в массовой школе.
Не секрет, что сложность специального образования заключается в значительно более глубокой, чем в массовом образовании, дифференциации и индивидуализации обучения.
Учитывая, что сегодня достаточно часто встречаются дети со множественными нарушениями, нам приходится составлять и реализовывать достаточно сложные адаптированные основные общеобразовательные программы, например, не только для глухих обучающихся, но и для глухих обучающихся с ЗПР или в сочетании с умственной отсталостью, для слабослышащих обучающихся с нарушениями зрения и умственной отсталостью, для обучающихся с задержкой психического развития с учетом нарушений речи, для обучающихся с умеренной умственной отсталостью и нарушением опорно-двигательного аппарата и др. Так в нынешнем учебном году мы реализуем 22 общие адаптированные образовательные программы и 3 специальные индивидуальные программы развития (СИПР), из 182 детей 20 обучаются по индивидуальным учебным планам.
В такой сложной ситуации важно учитывать рекомендации и установленные образовательные маршруты обучающихся ПМПК, в связи с чем данная структура является первым важнейшим шагом в систему специального образования.
В условиях коррекционного образования помимо развития личности обучающихся, приобретения ими необходимых умений учебной деятельности, культуры речи и поведения, наша школа осуществляет всестороннее психолого-педагогическое изучение обучающихся, выявление их возможностей с целью определения необходимых форм и методов учебно-воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Также осуществляется лечебно-восстановительный процесс (организуются медицинские осмотры и консультации у специалистов; выполняются лечебные рекомендации; обеспечивается качество питания; соблюдается дозировка физических и умственных нагрузок).
Задачи обучения и воспитания детей решаются нашими педагогами совместно. Так при построении занятия учителя и воспитатели интерната планируют реализовывать не только академический компонент, но и формировать жизненные компетенции, проводить коррекционную работу. Для чего регулярно проводятся консультации учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагогов-психологов. В этих же целях специалисты ППМС-сопровождения посещают уроки и воспитательные мероприятия с последующим анализом результатов работы, а также приглашают на свои занятия учителей-предметников и воспитателей. Структура каждого учебного занятия обязательно включает в себя элементы коррекционного воздействия, содержание занятий раскрывается через призму применения знаний и умений в дальнейшей самостоятельной жизни.
Внеурочная сторона образовательной деятельности, направленная, прежде всего, на социализацию и профориентацию воспитанников, также предусматривает коррекцию их развития. Она включает в себя различные воспитательные мероприятия. Ежегодно расширяется спектр предлагаемых кружков, факультативов, спортивных секций: в нынешнем учебном году ребята вовлечены в работу 18-ти различных творческих объединений. Среди которых: декоративно-прикладное творчество, нетрадиционное рисование, жестовое пение, видеостудия, театральный кружок, танцевальная студия, кружки по английскому языку, по профессиональной ориентации и другие.
Конечно, система педагогического воздействия нашей образовательной организации – структура сложная. Она обеспечивается не только взаимодействием обучающихся, педагогов и специалистов ППМС-сопровождения. В специальные образовательные отношения включены все сотрудники школы: от вахтера (кладовщика, повара) до директора.
Кроме того, активными участниками образовательных отношений являются и родители или законные представители обучающихся. В рамках системного взаимодействия специалистами школы организованы индивидуальные и групповые консультации для семей обучающихся по вопросам оказания социально-психологической и социально-педагогической помощи детям; по проблемам, возникающим между членами семьи.
Также родители присутствуют на учебных и воспитательных мероприятиях, коррекционно-развивающих занятиях. Таким способом они обучаются доступным методам и приемам решения проблем контактирования детей с окружающей средой, нарушений их психоэмоциональной сферы и профилактике полной зависимости ребенка от взрослых. Данный подход обеспечивает активное вовлечение семьи в жизнь ребенка и в деятельность школы.
А еще наши ребята взаимодействуют со сверстниками из массовых школ, с педагогами и студентами Куйбышевского филиала педагогического университета и педагогического колледжа, с волонтерами и представителями молодежного центра, социальной защиты, а также других организаций района и области.
Вопросы профессиональной ориентации ребят с нарушениями слуха мы решаем совместно с институтом социальных технологий и реабилитации НГТУ, в рамах нашего взаимодействия традиционно ежегодно проводятся предметные олимпиады, экскурсии, общение со студентами-выпускниками прошлых лет. Обучающиеся с умственной отсталостью получают рабочие специальности в организациях среднего профессионального образования Новосибирской области.
В результате у наших обучающихся складывается наиболее полная картина мира, они получают ценный опыт социальных отношений, круг их общения постоянно расширяется, иначе говоря, они активно интегрируются в общество. Таким образом, при организации системы специальной помощи мы воплощаем идею ориентации не столько на нарушение здоровья ребенка, сколько на его потенциальные возможности.
Так практика нашей работы в очередной раз подтверждает известный научный факт: общая производительность или функциональность любой системы больше, чем у простой суммы элементов.
И в заключение отмечу, что по статистике именно педагоги коррекционных школ чаще относятся с недоверием к столь модной сегодня инклюзии. Дело не в том, что мы боимся остаться без работы, ведь дефектологи, логопеды и специальные психологи востребованы в любой инклюзивной школе. Просто мы немного больше знаем о сложностях организации качественного специального образования и чуть больше понимаем объем необходимых для этого ресурсов – усилий, времени, терпения, здоровья.