Методическая разработка по английскому языку Диалог — наиболее важный компонент процесса коммуникации

И.И.Куянцева
(МОУ СОШ №39 г. Воронеж)

Диалог – наиболее важный компонент процесса коммуникации

В формировании коммуникации большая роль принадлежит диалогу. Диалог – это разговор между двумя или несколькими лицами (С.И.Ожегов «Словарь русского языка» под редакцией Л.И.Скворцова, Москва, 2004 г.). Рассматривая диалог в структуре урока, нельзя не отметить, что работа по организации диалога вариативна и интересна. В помощь к процессу формирования диалога можно взять такой компонент как синонимические ряды, сформированные по определенной схеме.
Тема «House structure» (устройство дома) layout (планировка) design (план, конструкция) plan (план) model (модель) diagram (схема) sketch (эскиз)
Все лексические единицы этой темы имеют свои определенные синонимические эквиваленты. Приведем следующий пример:
Conveniences (удобства) comfort (комфорт) facility (приспособления, удобства) appliance (приспособления, приборы)
При параллельном диалоге и один, и второй собеседник могут использовать разные синонимические эквиваленты одной и той же лексической единицы:
Room (комната) lobby (прихожая, вестибюль, холл) vestibule (вестибюль) foyer (фойе) reception (приемная)
Включая компоненты данных синонимических рядов в структуру любого вида диалога, мы упрощаем работу с ним. Очень эффективным является упражнение «Незавершенная беседа», где учащимся предлагаются небольшие диалоги, которые они должны придумать сами. При этом даны различные сочетания предлогов с существительными и другими частями речи: remind of smth, warn of smth, dwell on smth, a part in smth, by calling, by education, deduction from smth, by all means.
Наряду с синонимами возможно активное включение антонимов в структуру диалога. Они могут занимать свое место в диаметрально противоположных мнениях собеседников.
Кроме вышеизложенных компонентов формировать такой вид работы хорошо помогает «Диалог зрительного восприятия». Зрительной опорой для него могут служить картины: портрет, натюрморт или изображение различных видов архитектурных строений различных периодов времени. У учащихся, которым предлагаются такие зрительные опоры, возникает большое количество вопросов, которые они хотят задать своему собеседнику. А у собеседника – желание ответить на них.
Коснемся такого вида работы на уроках, как «Карточная динамика», осуществляющая достижение определенной цели в работе с диалогом. Каждому участнику диалога предложена карточка, на которой он записывает свой вопрос, а затем, передав свою карточку последующему собеседнику, получает вопрос предыдущего участника диалога и отвечает на него.
Например, изучая тему «How can you burn calories?» на уроке в 9 классе, нескольким учащимся предлагаются карты, на которых они одновременно пишут всевозможные вопросы по данной теме:

1 учащийся:
How can you burn calories?

2 учащийся:
What physical activity do you do every day?

3 учащийся:
Give examples of a balanced diet?
What should a person eat?

4 учащийся:
Are there any fast food restaurants in your city/town?
Do you like the food there?


Карты с написанными вопросами учащиеся передают друг другу по часовой стрелке, и каждый отвечает на предложенный вопрос. Затем формулируется новый вопрос и передается для ответа следующему.
Так может быть сформирована одна из разновидностей кольцевого диалога, напоминающая «Игру в письма». Тематика такой игры может быть различной, важно только правильно организовать работу для достижения результата. В большинстве случаев такой вид работы можно включать в обучение учащихся средних и старших классов.