Статья Дисциплина как важный фактор продуктивной работы на уроках изобразительного искусства


Волкова Светлана Александровна
учитель изобразительного искусства
первой квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №2» пос. Пурпе, Пуровского района
Дисциплина как важный фактор продуктивной работы на уроках изобразительного искусства
Уроки изобразительного искусства во все времена стояли особняком в образовательном пространстве школы. Стандартное, стереотипное, устаревшее понимание этих предметов как развлекательных или несложных, на которых ребенок отдыхает, которые не требуют от учащихся достаточно серьезных мыслительных действий, системы знаний, еще живы со стороны, как педагогов-предметников, так и родителей. Оно определенным образом сказалось на формировании отношения к этому предмету со стороны ребенка.
Основное время на уроке отводится самостоятельному детскому творчеству, где ребята советуются друг с другом, обмениваются мнениями. Урок изобразительного искусства - это, прежде всего, урок личностного пространства свободы. Урок должен подкупать ученика именно свободой, но не анархичной свободой "кто во что горазд", а свободой обозначенной рамками заранее оговоренных правил.
Поэтому вопрос дисциплины на уроках изобразительного искусства нередко волнует педагога.
В настоящее время у меня сложился свод правил, помогающий поддерживать дисциплину на уроке. Но для начала давайте разберем - что такое дисциплина.
Дисциплина в распространенном понимании - это послушание, подчинение порядкам. Ученик обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы учитель мог учить, чтобы класс, и каждый ученик в отдельности работали - учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, в работоспособности класса и ученика.
Дисциплина - это не послушание, а трудоспособность, сосредоточение на работе.
Дисциплинированный класс не тот, где все сидят, боясь под страхом окрика или наказания шелохнуться, а тот, который работает на уроке. Все работают. Все заняты делом - слушают объяснения учителя, обсуждают проблемы вместе или в группах, решают задачи, проводят опыты. Все работают с известным напряжением сил и потому продуктивно. Дисциплина класса измеряется продуктивностью ее работы и больше ничем. (С. Соловейчик Воспитание школы, Москва "Первое сентября", 2002 г.)
По моему мнению, с самого начала нужно мотивировать учеников, дать понять, зачем они ходят на уроки изобразительного искусства.
Уроки искусства действительно нужны и важны в современной школе. Известный психолог Б.М. Теплов писал: "Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности”.
Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок изобразительного искусства должен "увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б. М. Неменский "в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”.
Можно добавить, что изобразительное искусство развивает пространственное и логическое мышление, воображение, фантазию, чувство гармонии, чувство прекрасного, чувство цвета и композиции, чувство ритма. На примерах произведений изобразительного искусства изучается мировая культура и история.
Педагог должен установить необходимые правила и нормы поведения на уроке, тем самым это позволит ученикам помнить, что от них ожидают во время урока, без лишних указаний со стороны учителя.
Необходимо выделять организационный момент.
С первой минуты нужно задать добрую, деятельную тональность всему уроку, организуя погружение в учебный предмет. На данном этапе я даю возможность детям подготовить всё необходимое для урока.
Объясняя ученикам в начале урока его цели и задачи, настраиваю тем самым на ответственное отношение к работе. А с введением ФГОС ребята сами формулируют цель урока, что создает эффект участия в важном общем деле.
Урок должен иметь чёткую структуру, должен быть детально продуман.
Составляя план урока, необходимо определять время на каждый этап его реализации.
Урок изобразительного искусства требует достаточного визуального обеспечения. Учащийся должен ясно представлять себе тот предмет, явление, объект, который будет рисовать. Количество репродукций и прочих видов визуальной информации, так называемых «слайдов», используемых на уроке, не должно превышать количество 6–8 шт. для младшей школы и 8–10 шт. в 5–9 классах.
Во время подачи теоретического материала необходимо контролировать поведение каждого ученика и всего класса в целом. Охватывать на уроке всех учеников, не допуская "перекосов", когда основное внимание уделяется или слабым ученикам, или наоборот, отличникам, отвечающим на все вопросы.
Сделав изложение материала ярким и захватывающим, учитель не даст ученику возможности отвлекаться. Но следует учитывать, что большое разнообразие на одном уроке не приносит пользы.
Основное время на уроке отводится самостоятельному детскому творчеству. Это примерно 25–27 минут. На данном этапе приходится уделять особое внимание дисциплине.
На продуктивную работу ребят настраивает озвучивание критериев оценивания готовых работ. Поэтому каждый ученик знает - как будет работать - такую оценку и получит. Конечно, разные ученики требуют различных методов обучения через присущие им возможности и особенности, поэтому и оценивание работ будет проходить с определенными коррективами.
Во время самостоятельной работы детей я включаю аудиозаписи: сказки, рассказы, песни по теме урока. Дети слушают со вниманием и сами останавливают нарушителей дисциплины.
Причиной плохой дисциплины может быть усталость детей. В таких случаях необходимо переключать внимание на другой род деятельности: попросить посмотреть в окно, можно сделать простые физические упражнения.
Не следует бояться лёгкого шума на уроке. Детям нужно "дышать". У каждой работы свой допустимый уровень шума, и его устанавливает учитель.
Дети замолкают, когда слышат что-то интересное, которое узнают только от Вас, и когда знают, что повторять Вы не будете.
Необходимо чаще создавать условия, когда даже самые "трудные" и слабые ученики получают возможность почувствовать себя успешными. Хвалить ребенка, но только за конкретные успехи и поступки, и делать это искренно.
Во время подведения итогов разрешаются беседы, дискуссии, но все должно проходить в спокойной форме и тактично.
Все перечисленные способы поддержания дисциплины на уроках изобразительного искусства повышают трудоспособность класса.
Следует отметить, что фактором успешности урока изобразительного искусства является заинтересованность самого педагога в своем предмете.
Очень важно, чтобы учитель любил свою работу и детей.