САМООЦЕНКА, КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ











САМООЦЕНКА, КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
















Данная работа посвящена проблеме особенностей формирования самооценки у детей с нарушением интеллекта.
Меня заинтересовала именно эта тема, потому, что самооценка является составляющей личности. И от того, как в детстве оценивают ребенка в условиях школы-интерната - воспитатели, сверстники, друзья; как он будет представлять себя и ощущать в этом мире, насколько он может реализовать свои возможности, проявить себя. Я считаю, данная проблема наиболее актуальна на сегодняшний день, так как в наше время особо остро стоит проблема детей, оставшихся в силу каких-то обстоятельств без родителей. И от того, как ребенок почувствует себя в чужом мире, мире, где не всегда его ждут и могут принять, сложится его судьба, его позиция на лестнице жизни.
В соответствии со статистическими данными, дети с умственной отсталостью наиболее подвержены стрессам, психическим травмам, заболеваниям и, как следствие этого, неадекватной оценкой своих качеств.
Этой проблемой занимались отечественные дефектологи: Л.С.Выготский, С.Я. Рубинштейн, Ж.И.Шиф, А.И.Липкина и др.
В условиях учебного заведения ребенок оценивает товарищей по классу не только с точки зрения того, как они играют во внеурочное время, но сточки зрения их качеств как учеников.
Часто сталкиваясь с неадекватной самооценкой детей, задумываемся: почему это происходит? Что стало причиной такого поведения? В каких условиях живет ребенок? Кто виноват в этом?
Значимость самооценки обуславливается тем, что она должна влиять на отношение ребенка к самому себе, к своей деятельности и на формирование у него лучших качеств личности.
Эта тема актуальна для меня еще в том, что, работая с детьми с нарушением интеллекта, столкнулась с тем, что, оценивая ребенка, мне нужно формировать у него самооценку. А роль воспитателя в формировании ее у учеников огромна, так как дети разные, из разных семей, и не только с разным цветом глаз и волос, но и с разным оцениванием себя, других, всего окружающего.
Роль воспитателя в формировании самооценки у детей с нарушением интеллекта.
У ребенка появились первые представления о том, каким он может стать человеком. Он определяет для себя границы дозволенного. С поступлением в школу в жизни ребенка начинается новая полоса, учебно-воспитательный процесс, сего особым режимом, особыми требованиями.
Успехи и неудачи в умственной и физической работе начинают определять отношение ребенка к самому себе, то есть самооценку, и ребенок, который работает, нуждается в определенном отношении к тому, что он делает, испытывает потребность в том, чтобы результаты его труда оценивались. Больше всего он нуждается в одобрении, положительной оценке.
Для работы с детьми, оказавшимися без родителей, Необходимо организовать дружеские, доверительные, теплые взаимоотношения, включая каждого ребенка в разностороннюю и содержательную жизнь коллектива. Дети, проживающие в условиях детского дома, в большинстве своем неверно оценивают себя, завышая или занижая свои качества и возможности. И первой задачей самовоспитания, выработки адекватной самооценки является то, как научить их оценивать себя и свои поступки. Необходимо строить индивидуальные беседы с учетом их личности, которые особенно нуждаются в коррекции или развитии.
Педагогическая оценка является важным фактором формирования детской самооценки.
Ориентируясь на оценку педагога, они сами по себе ранжируют своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных, ответственных или безответственных, дисциплинированных и недисциплинированных, что в свою очередь оставляет отпечаток на самооценке каждого ребенка. Адекватная оценка учениками своих личностных качеств начинается с оценки своего проступка. Поэтому в общении с детьми воспитатель должен оценивать только поступок ученика, избегая оценки личности.
В учебно-воспитательном процессе детей прежде всего стоит ориентировать на то положительное, что безусловно есть в каждом. Особенно это относится к детям имеющим проблемы в воспитании, и которые трудны для воспитания. Всей системой отношения к детям с умственной отсталостью педагог должен доказать, что каждый из них может стать лучше.
Самооценка, исходя из вышесказанного, важнейший фактор, влияющий на формирование личности ребенка с умственной отсталостью. Поэтому знание особенностей ее проявления важно.

Эмпирическое обоснование проблемы развития самооценки у детей с умственной отсталостью.
Изучив теоретический аспект данной проблемы, я провела эмпирическую часть исследования.
Цель исследования заключалась в изучении особенностей проявления самооценки у детей разного возраста, находящихся в одинаковых условиях проживания.
В эксперименте участвовало 15 учащихся возрасте 10-16 лет, с клиническим диагнозом: олигофрения в легкой степени. Состав детей неоднороден. Многие дети имеют нарушения нейродинамики по типу возбудимости, встречаются дети с психопатоподобной формой поведения. Зачастую у детей имеются нарушения речи, общей моторики, эмоциональной сферы. Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня самооценки учащихся группы №2. Была использована методика Дембо-Рубинштей «Лесенка».
Цель: выявление самооценки с точки зрения ее адекватности.
Оборудование: сочетание набора так называемых шкал самооценки (введение Т.Дембо).
Материал: лист бумаги, на котором нарисованы лесенки одинакового размера, состоящие из пяти одинаковых ступенек. Над каждой лесенкой надпись.
Инструкция: «Вот посмотри нарисована лесенка. Представь себе, что на ней находятся все люди Земли (от самых хороших до самых плохих). На самом верху находятся все самые хорошие люди на свете, в самом низу- самые плохие, на какой ступеньке находишься ты? (см.Приложение).
Обработка полученных данных: Подсчитать количество самооценок по уровням адекватности. Если ребенок указывает место ближе к верхней ступеньке- это свидетельствует о завышенной самооценке. А если указанное место ближе к нижней ступеньке- это характеризует ребенка, как человека, недооценивающего свои возможности (заниженная самооценка). Об адекватном оценивании себя говорит расположение на средней лесенке (5- 5баллов, 4-4 балла и т.д.).
Показатели уровня развития самооценки у детей с умственной отсталостью по методике «Лесенка».

Ф.И.О.
Возраст, лет
результаты

1
Амрина Д.
13
завышенная

2
Абукленко В.
13
адекватная

3
Боев А.
15
завышенная

4
Бурков А.
10
заниженная

5
Жуков А.
10
завышенная

6
Жуков Е.
11
завышенная

7
Зеркалий А.
11
завышенная

8
Зеркалий В.
10
адекватная

9
Кудрявцев Ю.
13
завышенная

10
Лавренов В.
10
адекватная

11
Лавренова И.
14
завышенная

12
Мурзаков М.
10
заниженная

13
Пятерников С.
15
заниженная

14
Редькина В.
16
завышенная

15
Титов С.
14
завышенная

Данные таблицы отражены в диаграмме.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Анализ данных обследования на констатирующем этапе по методике «Лесенка». Результаты уровня самооценки находятся в следующих пределах: всего 15 человек, 8- обладают завышенной самооценкой (рисуют себя на верхних ступеньках, 3 человека адекватно оценили себя, 4 человека - заниженная самооценка 9недооценивают себя).
Ребенок с завышенной самооценкой нечувствителен к ситуации обучения и воспитания, не умеет видеть во взрослом педагога. Ребенок с позитивной, адекватной самооценкой (даже если он себя объективно переоценивает) имеет достаточные внутренние ресурсы для обучения и развития. Он нуждается в более точных представлениях о себе, во внимании взрослого , к которому, может быть в высокой степени чувствителен.
Ребенок с низкой самооценкой остро нуждается в эмоциональной поддержке, в создании ситуации «искусственного успеха», в закреплении позитивных эмоций и поддержании психологического комфорта. А также в систематической помощи в принятии себя, в умении оказать себе одобрение.
В процентном соотношении мы получили:
-высокая самооценка- 8 человек, 56 %
-адекватная самооценка-3 человека, 20%
заниженная самооценка-4 человека, 24 %
По окончании констатирующего этапа, результаты которого показали необходимость коррекционной работы по формированию адекватной самооценки.

Цель формирующего эксперимента: формирование правильной адекватной оценки.
Для формирования самокритичности, самоконтроля, правильной оценки в учебной и воспитательной работе с детьми можно провести серию специальных мероприятий.
Человек не может адекватно оценить себя, не оценивая поступки других. Обсуждение положительных и негативных поступков можно посмотреть на героях произведений.
Необходимо практиковать на занятиях по самоподготовке (и других занятиях) различные виды самостоятельных работ с последующими заданиями, проверь себя, проверь своего соседа и т.д. Это позволит детям обратить внимание на уровень своих достижений и неудач.
В воспитательной работе с детьми необходимо провеодить ряд упражнений, которые помогают лучше осознать себя и формировать положительное отношение к самому себе. Игра «Я и другие», «Сорви шапку», «Зеркало» (см.Приложение).
После проведения коррекционной работы провела методику аналогичную методике констатирующего этапа. Данные также занесены в таблицу.
Методика «Я сам!» французского психиатра Де Греефа.
Цель: выявить уровень самооценки, сточки зрения ее адекватности, после коррекционной работы.
Оборудование: карандаши, лист бумаги, на котором нарисованы три одинаковых кружка, ластик.
Инструкция : «перед тобой три кружка: первый кружок означает твоего учителя, второй- тебя самого, третий- твоего одноклассника. От каждого кружка нужно опустить вниз линию. От того, кто из вас самый умный самую длинную, от того, кто самый глупый- самую короткую, кто средний-среднюю.
Критерии оценок:

·
·
·







Ребенку предлагалось сравнить себя с учителем и одноклассником.
ребенок нарисовал линию короче всех
ребенок нарисовал всех на одном уровне
адекватное правильное расположение линий
ребенок нарисовал себе линию длиннее всех, учителю среднюю, однокласснику короче.
Ребенок нарисовал себе линию длиннее всех, а учителю короче.
При проведении данной методики было замечено, что дети стали более организованными, и некоторые могут владеть собой, задача, поставленная педагогом оказывается для них значимым фактором, так как было замечено, что дети легче воспринимают инструкцию и стремятся ей следовать.
Показатели уровня развития самооценки по методике «Я сам!»
Ф.И.О.
возраст, лет
результат

Амрина Д.
13
адекватная

Абдуленко В.
13
адекватная

Боев А.
15
завышенная

Бурков А.
10
заниженная

Жуков А.
10
адекватная

Жуков Е.
11
завышенная

Зеркалий А.
11
завышенная

Зеркалий В.
10
адекватная

Кудрявцев Ю.
13
завышенная

Лавренов В.
10
адекватная

Лавренова И.
14
завышенная

Мурзаков М.
10
адекватная

Пятерников С.
15
заниженная

Редькина В.
16
завышенная

Титов С.
14
адекватная


Данные таблицы изобразила графически.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

По итогам контрольного эксперимента, получили следующие результаты в процентном соотношении:
Завышенная самооценка- 6 человек, 40 %
Адекватная- 7 человек, 50%
Заниженная - 2 человека, 10 %.
На основе полученных данных можно сделать вывод, что с заниженной самооценки на адекватную перешло 2 человека (Мурзаков М., Титов С.), с завышенной на адекватную- 2 человека (Амрина Д., Жуков А.), остальные остались на прежнем уровне самооценки. (см.Приложение).





Коррекционные упражнения для развития адекватной самооценки
Игра «Я и другие»
Ребенку предлагается рассказать о своем друге, маме, брате, воспитателе и т.д. важно, чтобы ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребенка рассказать о себе, также выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание на последних. Часто ребенок с неадекватной самооценкой выполняет в играх лишь подчиненные роли.

Игра «Сорви шапку»
В игре участвуют два игрока, примерно одного роста. Левая рука у каждого из них привязана к туловищу, а правая свободна. На головах детей шапки (шуточные или настоящие) Задача игрока проста и непроста- снять шапку со своего противника и не позволить снять свою.

Игра «Зеркало»
Выбирается один ведущий, остальные дети- зеркала. Ведущий смотрится в «зеркало» и оно отражает увиденное, все его движения. Педагог следит за правильностью отражения.

Человек не может адекватно оценить себя, не оценивая поступки других. Обсуждение положительных и негативных поступков можно посмотреть на героях произведений.
Необходимо практиковать на занятиях по самоподготовке (и других занятиях) различные виды самостоятельных работ с последующими заданиями, проверь себя, проверь своего соседа и т.д. Это позволит детям обратить внимание на уровень своих достижений и неудач.







Root Entry