Презентация Предупреждение ошибок письма у младших школьников


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Предупреждение ошибок письма на уровне буквы 1. Игра «Электронная муха».2. Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы и в каком количестве.3. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.4. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать её, придумать слова, содержащие данную букву, положить её на стол так, чтобы она отражала верное написание.5. Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре «Буква сломалась».6. Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы ниточками, семечками, проволокой, спичками.7. Демонстрация букв в разном положении.8. Предъявление букв разного шрифта: печатные, прописные, строчные, стилизованные.9. Определение буквы, «написанной» на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).10. Систематическое придумывание детьми слов на данную букву. Связь звука и буквы, а также их различение объясняются на каждом занятии. Дети должны усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву видим, пишем и читаем.11. Нахождение букв в геометрических фигурах. Например, в приведенном квадрате предлагается отыскать спрятавшиеся буквы: О, У, И, М, П, Г, Т, С, Р, Л, Х, Э и т.д. чтобы легче было увидеть букву, дети параллельно выкладывают контур из палочек.12. Поиск букв, наложенных друг на друга. Необходимо выделить буквы, написанные одна на фоне другой.13. Придумывание слов на данную букву в определенной позиции: начало, середина, конец.14. Реконструирование букв. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку.15. Определение букв, которые можно выложить из трёх (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, Х) палочек. 16. Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка. Эти задания помогают как следует запомнить образ буквы. Предупреждение ошибок письма на уровне слога1. Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции. Например : САСАни поСАдка лиСА 2. Составление схем слогов с использованием цветных фишек: для гласного звука – красный цвет, для твердого согласного – синий цвет, для мягкого согласного – зеленый цвет. А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.Работа с таблицами типа: . А С . . У М .Какой слог можно составить?В результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука. Без гласного нет слога. 3. Игра «Живые буквы».Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару так, чтобы получился слог (любой или же заданный только по опорной гласной, либо по опорной согласной букве, либо слог называется сразу полностью). 4. Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д. Например: даны картинки, на которых изображены улитка, муравей. Составим слог по первым звукам: УМ.Придумаем слова с данным слогом: УМник, УМница, УМный.Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился слог? Увидели – МУ. Вспомним слова с этим слогом: МУка, МУха, МУзей, МУсор – в начале слова;почеМУ, эМУ, подниМУ – в конце слова;заМУтить, заМУчить, приМУла – в середине слова. Предупреждение ошибок письма на уровне слова1. Дать понятие «слово».2. Заучивание считалок.3. Отгадывание ребусов.5. Учить детей дифференцировать слова, отвечающие на разные вопросы.6. Давать задания на подбор нужного слова к смысловому ряду:по опорным признакам , на обобщающие понятия:7. Деление слов на слоги, подсчет количества слогов в слове, выделение ударного слога.8. Придумывание слов по заданному ритмическому рисунку:та – дом, рак, соль,…тА-та – осень, кошка, санки,…та-тА – вода, лицо, коньки,…тА-та-та – девочка, улица, радуга,…та-тА-та – корова, подушка, малина,…та-та-тА – бегемот, телефон, пироги,… 9. Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами. Например: А АА ААА АААА_______ ______ ________ _________ мак каша ананас таракашка А И И А О А У И______ _______ _______ ________раки ива мода рукиаист бритва оса уши10. Составление звуковых схем слов.11. Составление слова из данных слогов (вначале слоги даны по порядку, затем врассыпную).12. Составление слова с использованием начальных звуков (букв) других слов.Например: Камень, Озеро, Торт (кот).Составление слова по конечному звуку других слов.Например: кенгурУ, ананаС, часЫ (усы).Составление слова по второму звуку данных слов.Например: уСы, лОдка, сМородина (сом). 13. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: зайка – майка – чайка – гайка – шайка – сайка – лайка – Райка.14. Чтение и запись слов в обратном порядке. Например: Шалаш, сон, наган – слова, имеющие смысл;Суп (пус), кран (нарк) – слова, не имеющие смысла при обратном прочтении.15. Игра «Слово рассыпалось».Составление из данных звуков (букв) слова.Например: М, Т, С, О – мост; Ы, З, Б, У – зубы. 16. Игра «Потерялась буква».Например, даются следующие сочетания: ДУ., СУ., Д.М, Б.К. Какое получится слово, если вставить букву? Подобрать, если можно, родственные слова.ДУ. – дуб, душ, дух;СУ. – суп, сук, сух, суд;Д.М – дым, дом, дам;17. Из букв данного слова составить новые слова.Например: мороженое – море, нож, морж, ром.18. Игра «Кто быстрее?» Из каждой буквы данного слова придумать другие слова. Например, сироп: сом, игра, рота, осень, поле.19. Работа со сложными словами. Составление из двух слов одного.Например: голубые глаза – голубоглазый; нежное лицо – нежнолицый, длинные уши – длинноухий. Какие два слова спрятались в одном?Например: пылесос (пыль сосет), самокат (сам катит), листопад (листья падают). 20. Работа со словами, имеющими сложную слоговую структуру.Па – рик – ма – хер – ска - яПапа парик мама мохер доска ямаПрочесть это слово по слогам, начиная с конца: яскахермарикпа.Прочесть это слово, поменяв местами 3-й и 1-й слоги, - марикпахерская.Прочесть слово, пропустив 1-й или несколько заданных слогов, например, 2-й и 4-й: памаская..21. Чтение слова по полбуковке. Половина слова (верхняя или нижняя) закрывается. Детям предлагают догадаться, какое слово написано.22. Работа с изографами. На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.  Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания1. Сочетания существительных с прилагательными.а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: какой?, какая?, какие?, чей?, чья?, чье?, чьи?. Например:яблоко (какое?) – сочное, спелое, вкусное, зеленое, красное, крупное, червивое, целое, надкусанное, ароматное, печеное, гнилое, сладкое; хвост (чей?) – заячий, собачий, волчий, лисий, медвежий и т.д.б) Подбор существительных к данному прилагательному.О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое, теплые? Например:теплый – день, вечер, пирог, чай, свитер, …;теплое – молоко, платье, письмо, озеро, …;теплая – погода, кофта, весна, рука,…;теплые – носки, дни, пироги, слова,…в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание, при этом используя как относительные, так и притяжательные прилагательные. Например:зеленый листья хвост коровьизеленая платье голова коровьезеленое дуб туловище коровьязеленые лужайка ноги коровий   г) Предъявление сочетаний с пропущенным окончанием прилагательного. Например:кофта – красн.., син..;туфли – красн.., син..;помидор – красн.., син..;пальто – красн.., син… Это задание может быть устным, чтобы дети на слух определяли нужное окончание, либо его можно предъявлять напечатанным (написанным), а отдельно дать карточки с окончаниями. Например:ое ые ая ыйее ие яя ийд) Предъявление детям неверно составленных сочетаний. Игра «Помоги Незнайке исправить ошибку». Например:длинная вечер, черный крылья , белое бумага, круглые солнце.2.Сочетания существительных с глаголами.а) Подбор как можно большего количества к данному слову. Например:Что можно сделать с яблоком?Сорвать яблоко – купить, съесть, помыть, разделить, откусить, отнять, уронить, сварить, запечь, засушить, нарисовать, вылепить и т.п.Что делает яблоко?Яблоко висит, растет, зреет, краснеет, падает, гниет, катится, лежит и т.д.б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Прийти к … (дому, отцу, решению,…)в) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного. Например:Женя упал – Женя упала; яблоня цветет – яблони цветут.Это задание проводится с использованием картинок. 3. Сочетание существительных с числительными. а) Необходимо учить детей верно согласовывать числительные 1,2,5 с существительными:один карандаш, два карандаша, пять карандашей;одна тетрадь, две тетради, пять тетрадей;одно яблоко, два яблока, пять яблок. б) Соединение стрелками слов. Например:один зеркало одно вёслаодна сутки два вёселодно пень пять веслоодни комната   в)Предъявление детям неверных сочетаний. Необходимо найти ошибку. г)Предложить назвать по картинкам слова, используя сочетания со словами «один – много» и изменив основу. Например:один человек – много людей;один ребенок – много детей. д)Сочетания числительных с существительными, не имеющими единственного числа:Одни брюки, двое брюк, одни ножницы, пять ножниц и т.д. Предупреждение ошибок письма на уровне предложения1. Составление предложений по схемам:|_______ . Зима.|_______ ________ . Наступила зима.|_______ ________ ________ . Наступила холодная зима.2. Составление предложений по интонационной схеме.3. Перестановка слов с целью получения нужной фразы: Юли красивая кукла у.У Юли красивая кукла. Красивая кукла у Юли.4. Исключение слова из предложения, для того чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение.а) Пропуск предлогов:Мы гуляли … лесу.б) Пропуск существительных:Яблоки растут на … .… играет с куклой.в) Пропуск прилагательных:Летом листья клена зеленые, а осенью … .г) Пропуск наречий:Скажу я слово высоко, а ты ответишь … (низко).Легче всего такой вид заданий давать на материале антонимов русского языка. д) Пропуск глаголов:Папа … из машины. Закончить логически фразы:Врач – это человек, который … (лечит).Ткачиха – это человек, который … (ткет).Портниха – это человек, который … (шьет).Чтобы волосы на голове были аккуратными, их надо … (мыть, причесывать, заплетать, стричь).Чтобы книга не портилась, ее необходимо … (беречь). Это задание лучше выполнять на материале русских пословиц и поговорок:Семь раз отмерь, а один раз … .Без труда не … и рыбку из пруда.5.Выделение границ предложений в тексте. Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончилась. Монотонно читать фразы. Предупреждение ошибок письма на уровне текста Упражнения:1. Чтение деформированных текстов, где существительные заменены картинками.2. Составление связного рассказа из двух текстов, прочитанных вперемежку, либо составление двух текстов из смешанных фраз.3. Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.4. Составление рассказов по серии картин, по одной картине, по заданному началу или концу рассказа, по опорным сигналам.5. В одном законченном тексте определение порядка следования предложений, расположенных в нарушенной последовательности.6. Чтение текста с конца. Спасибо за внимание