Уважаемые коллеги! Статья, адресована специалистам, логопедам, воспитателям. Позвольте представить вашему вниманию наш опыт работы по взаимодействию учителя логопеда с родителями воспитанников.


Угорец Елена Львовна, учитель – логопед, ЛГ МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №8 "Рябинка" Ханты – Мансийского автономного округа-Югры.
Уважаемые коллеги! Статья, адресована специалистам,   логопедам, воспитателям. Позвольте представить вашему вниманию наш опыт работы по взаимодействию учителя логопеда с родителями воспитанников.
Совместное занятие с детьми и родителями на тему: «Лесная школа».
Цель: Дать практические советы родителям по развитию у детей навыков звукового анализа и синтеза односложных и двусложных слов.
Задачи: Создать творческое пространство для сотрудничества детей и родителей. Познакомить родителей с некоторыми аспектами работы педагогов ДОУ.
Привлечь их к проведению звукового анализа и синтеза совместно с детьми. Освежить знания родителей о звуках русского языка. Дать практические рекомендации по проведению занятий дома. С детьми закрепить понятия «гласный и согласный звук», «твёрдый и мягкий согласный звук», формировать навыки звукового анализа и синтеза, активизировать лексику детей через подбор слов с заданным звуком и определять его позицию в слове, выстраивать схему слова; побуждать детей к полным ответам; развивать моторику пальцев рук.
Оборудование: мягкие игрушки, машина, клубочки, домики, наборы для выкладывания схем, листы бумаги, ручки, конверты с заданиями, азбука, указка. Предварительная работа: родители имеют возможность один раз в квартал посещать занятия по развитию речи, совместно с детьми в них участвовать. Навыки и умения, приобретённые там, использовать в общении со своими детьми в домашних условиях.
Ход занятия.
Организационный момент. - Ребята, посмотрите, сегодня у нас много гостей. Все они хотят посмотреть, как проходят наши занятия по обучению грамоте, как мы готовимся к школе. Мы сегодня пойдём учиться в лесную школу.В группе парты для детей и родителей, стол для педагога. За партами сидят игрушки – заяц, лиса, ёж, медведь, мышь, белка.
- Подойдите к ним, поздоровайтесь, возьмите в руки, назовите ласково и посадите на скамейку. Они будут наблюдать за нами. В нашем занятии примут участие и ваши родители. II. Сообщение темы.- Мы с вами познакомились со многими звуками. Какие они бывают? В каком домике живут гласные звуки? Каким кружочком обозначаем гласный звук? Их можно петь, тянуть. Возьмите в руки клубочки, наматываем ниточку на пальчик, мамы тоже делают с нами. Дети называют гласные звуки.
III. 1.Определение гласных звуков по беззвучной артикуляции. Играют дети и родители.
2. Игра с родителями: «Звук или буква?». Чтение стихотворения из книги В. В. Волиной «Занимательное азбуковедение»: Мы не буквы, мы звуки речи Изучает фонетика нас. Мы не буквы, мы звуки речи Произносят и слышат нас. Воздух свободно идёт через рот, Нет препятствий разных. Голос участвует, голос зовёт Звук получается гласный. Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребёнка, Но не желают свистеть или петь. А У Э О Ы И Я Ю Е Ё
- Чем же отличается звук от буквы? Кто из родителей скажет? Учитель-логопед объясняет, в каких позициях гласные буквы второго ряда обозначают 2 звука. Пример из азбуки с картинками.
3. — Дети, а какие согласные звуки вы знаете? Какие они бывают? В каких домиках живут? Какими кружочками обозначаем? Для родителей: Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Мягкость согласных определяют гласные буквы второго ряда или Ь. Согласные звуки также бывают звонкими и глухими, образуют пары.И 4. Игра для родителей и детей: «Твёрдый и мягкий братец». Логопед называет звук [т], дети и родители поднимают синий кружочек, которым в схеме обозначается твёрдый согласный звук, затем звук [ть] — поднимают зелёный кружочек, который обозначает мягкий согласный звук и т.д
IV. Физминутка.
Все вместе играем с пальчиками. - Развиваем мелкую моторику, которая способствует развитие речи и умению правильно работать с карандашами. - Подружим пальчики (по очереди с названием пальцев рук здороваемся, прощаемся, руки в замок – дружба). - А теперь подружим гласные и согласные звуки. Один ребёнок у доски выкладывает слово из букв, остальные на местах.Другой пишет на доске. Мамы тоже работают.
VIII. Итоги занятия-практикума. Звери благодарят вас. Они узнали много нового и интересного. Зверушки уедут на машине. - А вам понравилось учиться в лесной школе? Что вам понравилось? Что скажут нам мамы? –
Я всех вас благодарю. Вы молодцы! Дети уходят в группу. - У кого какие вопросы, дорогие родители?
Учитель-логопед отвечает на вопросы родителей и выслушивает их мнения по поводу проведённого занятия-практикума, раздаёт памятки по звуко-буквенному анализу слов. Отлично, молодцы! Трудно? Трудно.
И закончить свой мастер – класс мне хотелось бы стихотворением, которое характеризует меня как учителя – логопеда:Терпение и творчество,Упорство и победа -Вот главные этапыВ работе логопеда.Все Нади, Вани, ВитиДолжны заговорить,И от тебя зависит -Быть им или не быть.Душа болит за каждого.Всем хочется помочь.Не раз вопрос: «Что делать?»Преследовал всю ночь.Идешь порою с сумками,А язычок «грибком»,Или «лошадкой» цокает,Иль губы «хоботком».Вдруг затрещишь «моторчиком»Раз несколько подрядИ ловишь настороженныйИдущих мимо взгляд.Так день за днем –То вниз, то вверхЛетает язычок,Работать так настойчивоИз вас не каждый б смог.И… появились звукиА вслед возможно слоги,А там уже слова пошлиПо правильной дороге.При самой первой встречеМы часто слышим: «Датте»,А на прощанье четкое:«Здоровья вам и счастья!»И я без ложной скромностиПризнаться не стыжусь,Что я своей профессиейДействительно горжусь!На этом мой мастер – класс окончен, большое спасибо всем за помощь и внимание!