План-конспект урока Африка: преодоление вековой отсталости (11 класс)


Предмет: география
Класс: 11
Тип урока: Урок-дебаты. Закрепление изученного материала
План-конспект урока по теме "Африка: преодоление вековой отсталости"
Тема Африка: преодоление вековой отсталости
Цель урока Формирование самостоятельной деятельности при оценке природно-ресурсного потенциала и уровня экономического развития как Африканского континента в целом, так и отдельных его государств.
Задачи образовательные:
способствовать формированию знаний об экономическом положении Африки
совершенствовать умение вести дискуссии
развивающие:
развивать умение планировать и оценить результаты выполненных действий
развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать
развивать речь
воспитательные:
содействовать экономическому воспитанию
обеспечить воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям
Планируемый результат Предметные
Знать Уметь
Гографическое положение Африки
Основные нправления хозственной деятельности Африки Показывать на карте районы с развитой промышленностью, СХ, транспортной системой и торговлей
Личностные
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности
Метапредметные Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение и делать выводы
Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе
Основные понятия Монокультура, монокультурная специализация, апартендаМежпредметные связи Экономика
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Настенная политическая и экономическая карта Африки, атлас за 10 класс, раздаточный материал, учебник за 10 класс «География» В.П.МаксаковскийОрганизация пространства фронтальная, групповая работа
Подготовка к дискуссии: Класс поделён на 3 группы: Каждая группа получает задание за неделю до урока.
Подготовить материал по основным направлениям хозяйства: промышленности, сельскому хозяйству, транспорту и торговле.
Подготовить вопросы по каждому направлению.
В ходе подготовки ребята консультируются с учителем. I группа - за то, что Африка преодолеет свою отсталость; II группа - против; III группа - независимые эксперты (2-3 наиболее подготовленных учащихся). Корректируют ответы, подводят итог, формулируют решения.
Технология проведения Деятельность
учителя Деятельность
ученика УУД I. Проблематизация, актуализация, мотивация
Цель: Подведение учеников к цели урока, мотивация "Включение" в учебную деятельность Вводное слово учителя.
Сердце Африки пенья полно и пыланья,И я знаю, что если мы видим порой Сны, которым найти не умеем названья,Это ветер приносит их, Африка, твой!( Николай Гумилёв).
Современная Африка многолика. На её территории располагаются десятки разновеликих стран, находящихся на разных уровнях экономического и социального развития, по-разному специализирующихся в международном разделении труда. Из 46 наименее развитых стран мира по классификации ООН 32 страны находится в Африке. После завоевания независимости страны Африки начали предпринимать усилия по преодолению вековой отсталости. Особое значение имели национализация природных ресурсов, осуществление аграрной реформы, планирование экономики, подготовка национальных кадров. Но сумеет ли справиться Африка со своею отсталостью или так и останется отсталым континентом? На этот вопрос нам предстоит ответить в ходе нашей дискуссии Слушают учителя.
Коммуникативные
Познаватель ные логические
2. Освоение нового материала
Первичное ознакомление.
Цель: "Включение" в целенаправленное действие
Каждый из вас получил таблицу, в которой отражены основные направления хозяйства. В ходе нашей дискуссии вы заполните эту таблицу. Помогут вам в этом независимые эксперты, которые будут внимательно слушать ваши выступления, делать свои выводы и заполнять такую же таблицу на доске. Примерный вариант заполнения таблицы.
Основные направления хозяйства + -
Промышленность Горнодобывающая(монопольное место в МГРТ) Слабое развитие обрабатывающей промышленности наличие очагов крупной промышленности.
Сельское хозяйство Появление крупных частных ферм;
Тропическое и субтропическое земледелие. Монотоварное, малотоварное, низкопродуктивное.
Транспорт Велика роль морского и железнодорожного;
Развивается автомобильный, трубопроводный, воздушный. Сильное отставание транспорта;
Нерациональная конфигурация транспортной сети.
Торговля Экспорт сельскохозяйственных культур, сырья, топлива. Большие внешние займы и долги, отсутствие у некоторых стран выхода к морю и т.д.
Познаватель ные общеучебные3. Отработка и закрепление
Цель: "Включение" в тренировочную деятельность 1. Промышленность
Вопрос I-группе: Какие факты свидетельствуют о положительном сдвиге в промышленном производстве Африки?
2. Сельское хозяйство.
Вопрос II группе: Что мешает развитию сельского хозяйства стран Африки?
3. Транспорт.
Вопрос I-группе: Какие положительные изменения в развитии транспорта произошли за последнее время?
4. Торговля.
Вопрос II группе: Приведите примеры, доказывающие слабое развитие торговли.
Учащиеся отвечают на вопрос.
Затем представители II группы задают свои вопросы (2-3), указывая факты, свидетельствующие об экономической отсталости стран Африки.
Эксперты подводят итог и заполняют таблицу.
Учащиеся отвечают на вопрос.
Теперь представители I группы задают свои вопросы о положительных предпосылках для развития сельского хозяйства.
Эксперты подводят итог и заполняют таблицу
Учащиеся отвечают на вопрос.
II группа задаёт вопросы и приводит примеры отсталости транспортной сети Африки.
Эксперты подводят итог и заполняют таблицу.
I группа задаёт вопросы и приводит примеры положительных сдвигов в развитии торговли.
Эксперты подводят итог и заполняют таблицу.
Коммуникатив ныеРегулятивные
4. Обобщение, систематизация, применение
Цель: "Включение" в продуктивную деятельность Обобщение и подведение итогов по ходу дебатов
Несмотря на серьёзные усилия, направленные на преодоление отсталости, Африка является периферией мирового хозяйства. Здесь сохранилась колониальная, отраслевая и территориальная структура экономики, которую африканским странам пока не удалось заметно изменить. Регулятивные
5. Обратная связь: диагностика, контроль, само- и взаимооценка, формирующая оценка, рефлексия
Тест для контроля:
В какой из указанных стран доля обрабатываемых земель в структуре земельного фонда самая низкая
Египет
ЮАР
Мадагаскар
Чад
Гана
Какая из указанных стран является самой высокоурбанизованнойКения
Алжир
Эфиопия
Мадагаскар
Выберите верные утверждения:
Монокультура в Африке имеет колониальное происхождение
Добывающая промышленность развита в Африке плохо
Для развития горной промышленности Африка распологает очень благоприятными природными предпосылками
Домашнее задание: написать мини-сочинение «Если бы я был президентом…(страна по выбору), хотел бы предпринять меры для его развития»
Рефлексия:
При изучении данной темы у меня возникли проблемы…
На уроке больше всего мне понравилось…не понравилось…
Хотелось бы изучить в данной теме… 2
2
1,2 Регулятивные
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ГЕОГРАФИИ И МЕТОДИКИ ЕЕ ПРЕПОДОВАНИЯ
План-конспект по географии по теме «Африка: преодоление вековой отсталости»
050100.62 педагогическое образование
Профиль «География и биология»
Выполнила: студентка 4 курса
Габдрахманова О.В.
Проверила: к.п.н Киямова А.Г.
Набережные Челны
2016