Открытый урок по русскому языку на тему:Родительный падеж имен существительных.Подготовка к сочинению

Открытый урок русского языка в 4 классе.







Тема: Родительный падеж имени существительного
(подготовка к сочинению).






















Учителя начальных классов
Путимецкой средней школы
Головиной Л. Д.




4 класс. (1
·4) Русский язык.
3 класс (1
·3)

Тема: «Родительный падеж имени существительного» (подготовка к сочинению).

Цель: Способность формированию навыков грамотного и красивого письма, развивать речь детей, обогатить словарь, закрепить навыки, полученные по этой теме на предыдущем уроке, повторить состав слова, разбор предложения по членам, учить, быстрее ориентироваться в тексте, воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родной природы.

Оборудование: плакат с темой урока, магнитная доска.
Старичок
· Лесовичок в рисунке, его подарки: (корзинка, сосновая шишка, рябиновые бусы, кленовый лист, берёзовый гриб). Произведение П. И. Чайковского «Осенняя песнь» из цикла «Времена года», репродукция картины Левитана «Золотая осень», рифмовка «Чтобы грамотным стать, надо много правил знать».


Ход урока.
Оргмомент.
Прозвенел звонок, внимание!
Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь.

Сообщение темы и целей урока.

· Сегодня мы продолжим изучения темы «Имя существительное». Мы уже знакомы с именительным падежом, начали изучать родительный падеж. Сегодня эту работу будем продолжать. Кроме этого, начнем подготовку к сочинению по теме «Осень».

· Итак, тема урока
« одительный падеж имени существительного».

· Но что это? Убежала буква?

· Какая буква оставила своё место (буква р)?
Чистописание.

· Что мы о ней сможем рассказать? «согласная, обозначает 2 звука» (р) твердый и (р) мягкий, оба звука звонкие. Эта буква не имеет пары.

· Из каких элементов состоят строчная и прописная буквы р и р?
Напишите эти буквы по половине строчки (дети оформляют тетради) записав число и Классная работа, вспомнив перед письмом правило:
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
(пишут работу по чистописанию).

· Оказывается, спрятал эту букву Старичок
· Лесовичок. Он вам принёс загадки, а ваша задача правильно и красиво написать отгадки, обьяснить каждое слово, тогда он вернёт вам букву.

·Итак:
Утром бусы засверкали
Всю траву собой устлали
А пошли искать их днём
Ищем, ищем:
· не найдём (роса).

Бежал по тропке луговой
·
Кивали маки головой,
Бежал по речке голубой
Речка сделалась рябой (ветер).


Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке
В белом сарафане (берёза).


Весной зеленела, летом загорала,
Осенью надела красные кораллы (рябина).

Что не сеяно,
А родится (трава)?

Нашумела, нагремела,
Всё промыла и ушла
И сады и огороды
Всей округе полила (гроза).
(дети пишут отгадки, комментируя слово: называют безударную гласную, находят проверочное слово и придумывают однокоренные слова).


· На какие 2 группы разделяют эти слова (явления природы, растения)?

· Все загадки отгаданы, каждое слово записано с объяснением. Лесовичок возвращает вам букву «р» (прикрепляется буква на место).

· Назовите слова, разбор которых по составу соответствует данной схеме:


· (роса, трава, берёза, гроза).

· К какой части речи относятся слова, записанные в тетрадь?
(Это имена существительные).

· Что такое имя существительное?
(часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? и что?).

· Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам.

Приведите примеры в стихотворной форме.
Сова, лиса, осёл, коза,
собака, кошка и оса,
петух, корова, бегемот,
рыбак, кузнец, река и плот,
весна, черёмуха, листва,
кусты, грибы, роса, трава,
дома, дороги и моря
·
всё в мире названо друзья!

· Вот сколько имён существительных.

· Что ещё можно сказать об имени существительном?
Оно изменяется по числам, родам и падежам.

· А что такое склонение?(изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением).

· Давайте просклоняем имя существительное ТРАВА. Но сначала...(вызываю к доске 2 учеников, даю карточки:
одному
· с падежами, другому
· с вопросами и прошу расставить карточки в нужном порядке).

· Теперь, когда падежи и вопросы расставлены по порядку, один из вас выйдет и просклоняет это слово (ученик склоняет слово ТРАВА).

· Какая часть слова будет изменяться? (окончание).

Давайте продолжим наше знакомство с родительным падежом имён существительных.
Унылая пора. Очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

· Чьё стихотворение я прочитала? (Пушкина). Какому времени года посвятил великий поэт эти строки (осени)? Об этой чудесной поре писали многие поэты: Тютчев, Лермонтов, Фет, Толстой, Есенин. Я предлагаю вам строки уже известного вам автора Ивана Савича Никитина.
а. письмо по памяти
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.

· О чём это стихотворение? (о каплях дождя или росы).
Почему их сравнивают с алмазами? (они сверкают, блестят, как алмазы, драгоценные камни).

· Какие орфограммы могут вызвать затруднения при письме? (ответы детей).
Далее работаем над запоминанием стихотворной строчки (читаем индивидуально и хором).

· Напишите по памяти эти строки.

· Теперь разберём это предложение (простое, по цели высказывания
· повествовательное).

· Назовите подлежащее и сказуемое (капли горят).
Как называются остальные слова в предложении (второстепенные члены)?
Назовите второстепенные члены, которые выражены существительным (ветках, берёз, алмазы, слёз).

· Назовите имена существительные в родительном падеже. (на ветках чего? берёз, капли чего? слёз).

б.
· Итак, что мы можем рассказать о родительном падеже имён существительных?
Имя существительное в родительном падеже отвечает на вопросы: кого? чего?; откуда? где?. В предложении бывают второстепенными членами. (согласуются с именами существительными и глаголами, употребляются с предлогами).
Предлоги с родительным падежом :
· от, до, из, без, у, для, около, с.

в. Работа по учебнику.

г. А сейчас я проверю, сумеете ли вы правильно употребить слова в родительном падеже, назовите и запишите словосочетания, в которых одно существительное будет стоять в родительном падеже.
Старичок
· Лесовичок принёс вам подарки (показываю предметы, а дети записывают).
Рябиновые бусы
· бусы из рябины
берёзовый гриб
· гриб берёзы
кленовый лист
· лист клёна
сосновая шишка
· шишка сосны

д.
· Сегодня мы уже говорили, что осени посвятили свои творения многие известные поэты, писатели, музыканты. Сейчас послушайте одно из произведений П. И. Чайковского из альбома «Времена года», «Осенняя песнь», на фоне музыки дети рассматривают репродукцию картины Левитана: «Золотая осень» учитель ведёт беседу по данной картине, говорит о том, что эта прекрасная картина дополняет музыку Чайковского.
е.
· Скоро мы будем писать сочинение по теме «Осень» и это упражнение очень пригодится (на доску вывешиваю 2 листа с записанным заданием, учащиеся выполняют по вариантам).


1 вариант 2 вариант
цвет (неба) следы (звери)
звуки (леса) капли (дождь)
шелест (листва) краски (осень)
голоса (птицы) шум (ветра)

В это время 3 ученика работают индивидуально.
1 ученик: К данным существительным приписать слова в родительном падеже.
отлёт
гнёзда
музыка
стук
треск
2 ученик: Найти существительное в родительном падеже.
Леса украшают природу нашей страны. Они защищают поля от засухи. Деревья очищают воздух от пыли.
3 ученик: Прочитай выразительно и найди существительные в родительном падеже.
Пустеет воздух. Птиц не слышно боле.
Но далеко ещё до первых зимних бурь
И льётся чистая, и тёплая лазурь
На отдыхающее поле.
(Проводим проверку, написанного, всем классом и индивидуальное задания).

ж.
· Работа над деформированным текстом.
Лесовичок принёс нам хорошее предложение об осени, которое вы могли бы, использовать в своём сочинении, но подул ветер и разбросал все слова этого предложения. Их надо расставить на свои места (слова помещаются на фланелеграф разбросано, дети с помощью учителя составляют предложение).
Ложится, к, ковёр, пёстрый, мягкий, подножию, деревьев.
(Пёстрый, мягкий ковёр, ложится к подножию деревьев).

· Давайте разберём это предложение по членам, и конечно, найдём имя существительное в родительном падеже.

· А какие строки об осени можете вспомнить вы (дети читают отрывки из стихотворений)?

Домашнее задание.

· Продолжить работу, начатую в классе по подготовке к сочинению, то есть подберите словосочетание, строки из стихотворений, рассказов.

Итог урока.

· Чем мы занимались на уроке? Расскажите всё, что знаете о родительном падеже имени существительного. И, подводя окончательный итог урока, давайте прочитаем рифмовку. (она висит над доской):
«Чтобы грамотными стать,
Надо много правил знать».


















15