Конспект по русскому языку Родительный падеж имен существительных 3класс


Тема: Родительный падеж
Цели: познакомить с особенностями родительного падежа; развивать умение определять падеж существительных по вопросу и предлогу.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте предложения.
— Назовите главные члены.
- В каком падеже стоит подлежащее?
III. Актуализация знаний
- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж имён существительных.
Трещ..т м..розы. Иней запуш.л д..рев..я. На ёлке и осинке л..жат ша..ки снега. Вот белка прыгает с ветки на ветку. Дят..л стучит на верху, .ке д..рева своим крс.ким клювом.
М..ро.. зат..нул пру., льдом. Мя..кий белый к..вёр покрыл х..лодную юмлю.
IV. Самоопределение к деятельности
- Прочитайте словосочетания. Определите падеж имён существительных.
Доплыл до берега, написал для мамы, сделан из бумаги.
- Сравните имена существительные. Чем они похожи? (Стоят в родительном падеже.)
- Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 77 (с. 43).
- Прочитайте словосочетания.
- Определите падеж выделенных имён существительных.
- Какие вопросы вы поставили? К каким существительным поставили вопрос кого?, а к каким — чего?
- Назовите предлоги, с которыми употреблены выделенные имена существительные.
- Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
2. Работа со словом из словаря
- Отгадайте загадку.
Дом — чудесный бегунок
На своей восьмёрке ног
День-деньской в дороге:
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам. (Трамвай.)
- Найдите слово трамвай в орфографическом словаре.
- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
- Составьте предложение со словом трамвай, запишите.
- Запомните написание этого слова.
3. Работа по учебнику
- Прочитайте сведения о языке на с. 44.
- Назовите вопросы родительного падежа.
— С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже?
Упр. 78 (с. 44).
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
— Найдите имена существительные в родительном падеже. Как это сделать?
— Выполните письменное задание к упражнению.
— Прочитайте пословицы, в которых все существительные употреблены в родительном падеже.
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
Упр. 79 (с. 44).
— Прочитайте стихотворение. Назовите его главную мысль.
— Объясните значение выделенного слова и фразеологизма. (Пустомеля — тот, кто говорит много пустого, несерьёзного, болтает вздор, пустяки. Семь пятниц на неделе — так говорят о людях, часто меняющих свои решения, намерения, настроения.)— Выполните письменные задания к упражнению.
— Назовите имена существительные, которые стоят в родительном падеже.
— Прочитайте сведения о языке на с. 45.
— Как пишутся имена существительные в родительном падеже множественного числа?
Упр. 80 (с. 45).
— Прочитайте загадки. Отгадайте.
— Выполните задания.
— Назовите падеж выделенных имён существительных.
2. Работа со словами из словаря
— Найдите слова пятница и около в орфографическом словаре.
— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— Составьте предложения со словами пятница и около, запишите.
— Запомните написание этих слов.
VIII. Рефлексия
— Прочитайте стихотворение. Назовите имена существительные, которые стоят в родительном падеже.
Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей Прилетает Воробей.
К. Чуковский
- Назовите вопросы родительного падежа.
- С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже?
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- С какими словами из словаря познакомились?
Домашнее задание
Упр. 81 (с. 45).