Конспект урока по русскому языку на тему Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий


Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий "; 3 класс
Фисенко Галина Николаевна

Тема. Правописание имен существительных женского и мужского рода с основой на шипящий.
Цели: Сформированность умений распознавать существительные женского и мужского рода с шипящими на конце и правильно их писать.
Задачи: Формировать умение распознавать существительные женского и мужского рода с шипящими на конце и правильно их писать, совершенствовать умение определять род имен существительных и изменять имена существительные по числам.
Развивать мышление, память и речь учащихся:
Способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийная установка, кроссворд на каждой парте.
Ход урока
Организационный момент.
Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждёт интересный, полезный урок.
Хорошим пусть будет у вас настроение,
Легко нам сегодня дается учение.
Проверка домашнего задания.
«Верно ли утверждение»?
- Имя существительное обозначает предмет (+)- Имя существительное - это часть речи (+)- Имя существительное отвечает на вопрос какой? (-)
- Имя существительное не изменяется по родам и числам (-)На интер- ной доске. Прочитайте. Вставить пропущенные слова. Найти в предложениях имена существительные , определить их род и число.
На у..,кой тр...пинке м...розец пр...хв...тил к...мки грязи. Они хрустели под ногой. Снег л...жал пуш...стый и сухой. Он облож...л все д...рев...я словно ватой. На поникш...х б...рёзах (раз)в...силис... длин...ые белые гирлянды.
Читают существительные, доказывают, какого они рода и числа.
Минутка чистописания.
На доске записаны слова: циркач.., доч.., меч.., дрож.., матч…
– Прочитайте слова. Что в них общее. (Имена существительные с шипящими на конце.)
Словарно-орфографическая работа.
Слова на тему «Животные». Кроссворд.
Синквейн.
Лисица
Хитрая,рыжая.
Бежит, ищет, лает.
Лисица хвостом заметает свои следы.
Зверь.
Упражнение в написании слов с шипящими на конце.
1. – Найдите в каждом столбике лишнее слово, подчеркните его. Обоснуйте свой ответ.
плач                    царевич роскошь 
течь                      малыш                       приёмыш
брошь                  молодёжь кирпич 
Запись им. сущест. по родам. (Упр. 172.)
– На что указывает мягкий знак в существительных после шипящих?
– В каких словах не пишется мягкий знак после шипящих? Почему?
2. Чтение правила, с. 62.
3. Запись предложений под диктовку с комментированием:
Физминутка.
Упражнения для закрепления.
4. Составить рассказ по картинке (Упр. 173.)
5. Самостоятельная работа.
На доске записаны слова:
Мякиш.., плач, м..л..деж.., приёмыш.., теч.., малыш.., брош.., кирпич.., ц..ревич.., экипаж.., суш.., роскош…– Прочитайте написанные слова. Распределите их на три группы. Каждую группу запишите в отдельный столбик, вставляя пропущенные буквы.
Взаимная проверка.
Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– На что указывает мягкий знак на конце существительных после шипящих?
Домашнее задание. Упражнение 175, правило, с. 62.
Рефлексия.
- Распределите свои снежинки на лесенке познания.
Я научился
Я узнал
Я удивился
Я задумался
Я повторил
Я запомнил