Образовательная программа «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»


Образовательная программа
«Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся
на уроках русского языка и литературы»
Автор программы: Ермакова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Веневский центр образования №2».
Дата создания программы: 2011-2012 учебный год.
Обоснование выбора программы
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод проекта дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. “Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить”. Эти слова вполне могут служить девизом для участников проектной деятельности.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания и опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то ему в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, и он правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.
Цели и задачи создания программы:
- раскрыть роль метода проекта в преподавании русского языка и литературы;
- показать роль проекта в современной коммуникативной технологии образования;
- раскрыть многообразие форм проекта и их роль в успешном овладении школьными дисциплинами.
Подготовка к работе над программой:
- изучение литературы, передовых исследований и интернет-ресурсов;
- изучение опыта коллег по выбранной теме (посещение открытых уроков, семинаров, конкурсов и т.д.).
Особенности работы по программе
Этапы работы над проектом:
1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):
высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов;
обсуждение возникших идей;
перечисление интересующих учащихся тем проектов;
формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):
уточнение намеченной цели и задач;
поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;
обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);
интерпретация данных;
сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
систематизация полученных данных;
построение общей логической схемы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.).
4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):
осмысление полученных данных и способов достижения результата;
обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, округа, города и т.д.).
Применяя метод проектов на уроках русского языка и литературы, я стремлюсь повысить практическую направленность содержания, разнообразить формы организации учебной деятельности учащихся.
При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения.
Русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для проектной деятельности. Мы, учителя, часто сталкиваемся с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группах дает ребятам возможность почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решать вышеперечисленные проблемы.
Организуя проектную деятельность, я предлагаю “Правила успешной проектной деятельности”, которые должны выполняться участниками проекта.
Правила успешной проектной деятельности (для учащихся):
В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
Команды не соревнуются.
Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Каждая группа, участвующая в проекте, получает “План действий учащихся в проекте”.
План действий учащихся в проекте:
Выбор темы проекта (исследования).
Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. (Сделай свое предположение о том, какой будет результат и почему? Записать ответы).Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? (Записать план своих действий, время выполнения каждого шага).
Собираем данные (ставим эксперименты, собираем необходимую информацию, материал, оформляем его, сверяем свои действия по времени, которое определили для каждого шага).
Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). Даем оценку действиям в группе.
Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.
Эти памятки помогают учащимся успешно двигаться к достижению цели – созданию проекта.
Применяя метод проектов, я учу детей ставить цели к заданиям, упражнениям (с какой целью я выполняю это задание, упражнение? зачем это нужно делать?), определять конечный результат, формулировать его устно.
Предлагая такие задания, как «Сделать подборку пословиц на определенную тему», «Составить словарик фразеологизмов», «Создать рекламу любимой книги», «Исследовать топонимику родного города», «Создать афишу к произведению», даю учащимся возможность добывать нужную информацию из разных источников, общаться с другими участниками мини-проекта, намечать план действий, фантазировать, как это получится, а затем сравнивать с тем, что получилось.Важно в учебной деятельности дать каждому ученику возможность почувствовать сопричастность к миру, соприкоснуться с собственным творчеством, найти в себе читателя, зрителя, и в решении этой задачи помогают такие формы работы, как мини-сочинения, инсценировки, составление кроссвордов, рисование иллюстраций и т.д.
Обязательные условия при этом – четкое определение выполнения задания по времени и рефлексия деятельности, т.е. оценка того, что лично дало каждому выполнение того или иного учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как этого избежать в будущем. Важно, что в таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и обсуждать результаты своей деятельности.
Практическая реализация программы:
- проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий с использованием метода проекта;
- выступления с докладами:
доклад на ШМО учителей русского языка и литературы «Проектная деятельность как форма творческой работы на уроках русского языка. Из опыта работы» (3.11.13 г.);
доклад на педсовете «Инновационные технологии в современном образовании» (30.12.14 г.);
доклад на ШМО учителей русского языка и литературы «Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы» (3.11.15 г.);
- участие в семинарах и конференциях:
районная конференция участников краеведческого движения «Тульский край – земля родная» (представление коллективного проекта «Литературные усадьбы Тульского края», 16.10.14 г.);
- участие в муниципальных конкурсах:
районный конкурс исследовательских работ «Культурное наследие Тульского края» (Каргашина А., 11А кл., 2 место в номинации «Литературное краеведение»;
Стручева В., 11А кл., 3 место в номинации «Литературное краеведение»);«Весь мир большой от А до Я откроет книжная страна» (Ермаков Д., 5Г кл., 1 место в номинации «Я и моя книга»; Исаковская П., 5Г кл., 3 место в номинации «Страничка о моей Родине»);
- публикации методических разработок из опыта работы над проектами:
публикация методической разработки «Памятники литературным героям» на «Учительском сайте», свидетельство №0521990 от 11.05.15 г.);
- подготовка материалов из опыта работы над проектами для оформления стенда «Год литературы в России»;
- совместное с учащимися создание проектов:
«Тема маленького человека в русской литературе 19 века» (Стручева В., 11А кл.)
«Образ Петербурга в русской литературе» (Касило М., 11А кл.)
«Сны литературных героев» (Стрельникова Д., 11А кл.)
«Сны литературных героев» (Кузнецова И., Ильина Е., 11А кл.)
«Литературные усадьбы Тульской области» (Каргашина А., Стручева В., 11А кл.)
«Литературные усадьбы Тульского края» (Каргашина А., 11А кл., Исаковская П., 5Г кл.)
«Отражение родного края в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» (Барабанов А., 10А кл.)
«А.С.Пушкин и Тульский край» (Стручева В., 11А класс)
«Ф.М.Достоевский и Даровое» (Чеков А., 11А кл.)
«В.А.Жуковский и Мишенское» (Девяткина А., Трофимова М., 11А кл.)
«М.Ю.Лермонтов и Кропотово» (Стрельникова Д., 11А кл.)
«И.С.Тургенев и Тургенево» (Салькова Ю., 11А кл.)
«А.П.Чехов и Богимово» (Кузнецова И., Ильина Е., 11А кл.)
«Л.Н.Толстой и Ясная Поляна» (Касило М., 11А кл.)
«Роман Д.Дефо «Робинзон Крузо» (реклама) (учащиеся 5Г кл.)
Лингвистическая сказка «Живой алфавит» (Пыхова Х., 5Г кл.)
Лингвистическая сказка «Путешествие Буратино» (Харитонов М., 5Г кл.)
«Биография слова «родина» (Ермаков Д., 6Г кл.)
«Мой любимый поэт серебряного века» (учащиеся 11А кл.)
«Моя любимая басня И.А.Крылова» (учащиеся 5Г кл.)
«Моя любимая русская народная сказка» (учащиеся 5Г кл.)
«Моя любимая сказка А.С.Пушкина» (учащиеся 5Г кл.)
«Моя реклама рассказа А.П.Чехова» (учащиеся 5Г кл.)
«Фразеологизмы» (учащиеся 6Г кл.).
Выводы по проделанной работе:
Использование метода проекта дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся.
Правильно организованная работа с проектом может способствовать росту их интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых на уроке и во внеурочное время.
Учебный проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои способности проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат, практическая деятельность, направленная на решение интересной проблемы.