Методическое пособие для студентов ОЗО по курсу Новейшей стории


Учебно-методическое пособие учебной дисциплины «Новейшая история» предназначена для изучения истории в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
МП составлено на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Новейшая история», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание Методических рекомендаций направлено на достижение следующих целей:
•формирование исторических ориентиров самоидентификации в современном мире, гражданской идентичности личности;
•формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивилизации и истории как науки;
•усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
•развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления;
•формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
•воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.
Пособие составлено с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования.

Введение.
Вопрос о том, что следует понимать под термином Новейшая история, относится к числу одного из самых спорных в современной науке.
Для некоторых историков и философов революция 1917 г. в России знаменовала переход к эпохе становления коммунистической формации, именно с ней связывалось наступление Новейшего времени. Сторонники других подходов к периодизации истории использовали термин «Новейшее время» в ином смысле, подразумевая под ним период, непосредственно связанный с текущим временем. Они предпочитали говорить об истории ХХ века, или истории современности.
Тем не менее, в рамках истории Новейшего времени выделяется два основных периода.
Процесс углубления, нарастания кризиса индустриальной цивилизации новoгo времени, начавшегося в конце XIX века, охватывает всю первую половину ХХ века. Это - раннее Новейшее время, острота противоречий, заявивших о себе в мире, продолжала возрастать. Великий кризис 1929- 1932гг., поставил на грань краха экономику наиболее развитых стран. Державное соперничество, борьба за колонии и рынки сбыта продукции привели ко второй мировой войне 1939- 1945 гг. еще более разрушительной, чем первая. Рушится колониальная система европейских держав. Условия «холодной войны» разрывают единство мирового рынка. С изобретением ядерного оружия кризис индустриальной цивилизации стал угрожать гибелью всему роду человеческому.
Качественные перемены, связанные с изменением характера социального, общественно-политического развития ведущих государств мира, начинают проявляться лишь во второй половине - конце ХХ века. В этот период с распространением компьютеров и промышленных роботов меняется характер трудовой деятельности, центральной фигурой производства становится работник интеллектуального труда. В развитых странах складывается социально ориентированная рыночная экономика, меняется характер быта и досуга человека. Существенные перемены происходят на международной арене, на смену державному соперничеству приходит сотрудничество. Развиваются интеграционные процессы, складываются единые экономические пространства (западноевропейское, североамериканское и др,). С крушением СССР и его системы союзов восстанавливается целостность мирового рынка, начинают разбиваться процессы глобализации экономической жизни, складывается общемировая система информационных коммуникаций. В то же время симптомы кризиса индустриального общества дают о себе знать обо многих районах мира и в начале ХХI века, в том числе и на территории бывшего СССР.
Но человечество за это столетие доказало, что умеет не только разрушать, но и созидать. Научные открытия ХХ века стали настоящим Рубиконом, перейдя который прогресс в несколько раз ускорил свой шаг. Настоящей революцией в науке стала квантовая теория Макса Планка. О сущности открытия Планка вы будете говорить на уроках физики, а сейчас заметим, что именно благодаря этому открытию развилась атомная энергетика, электроника, генная инженерия.
В 1916 г. Альберт Эйнштейн сформулировал общую теорию относительности, опираясь на которую можно объяснить многие вещи, происходящие в бескрайней Вселенной и даже получить пусть крохотную, но надежду на создание «машины времени» и «сверхсветовых космических кораблей». В 1930-е гг. произошёл очередной прорыв в исследовании энергии атомного ядра: была открыта искусственная радиоактивность. Это привело, с одной стороны, к атомной бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, а с другой, к развитию атомной энергетики и широкому использованию радиоизотопов в медицине, сельском хозяйстве, на различных производствах.
В 1947 г. был изобретён транзистор, прибор, который стал основой для развития самых разных наук. Он заменил в электронике лампы, сократив вес и объём всей аппаратуры. Транзистор открыл дорогу для появления логических микросхем, что привело к созданию микропроцессора и современных компьютеров. В 1953 г. была открыта дезоксирибонуклеиновая кислота или просто ДНК – макромолекула, которая обеспечивает передачу из поколения в поколение генетической программы развития живых организмов. Это открытие позволило создать искусственный ген, генетически модифицированные продукты, клонировать живые организмы. В 1990 г. медики впервые опробовали метод генной терапии. С помощью анализа ДНК можно не только установить родство между людьми, но и проследить происхождение целых народов. С 1957 г. для человечества началась новая эра – эра космических полётов. Первый искусственный спутник земли, выведенный на орбиту СССР, совершил 1440 оборотов вокруг Земли. Затем был полет Юрия Гагарина, выход Алексея Леонова в открытый космос, высадка Нила Армстронга и Эдвина Олдрина на Луну. 1969 – год рождения открытия, без использования которого многие из вас уже не мыслят своей жизни – сети Интернет.
И это всего лишь небольшая часть тех открытий, которые были сделаны в Новейшее время. Из самых последних можно выделить обнаружение бозона Хиггса. Эту элементарную частицу учёные «искали» почти полвека. И 26 апреля 2011 года, наконец, «нашли» с помощью Большого андронного коллайдера.
Структура методического пособия такова, что в данном пособии студенту предложены темы для контрольных работ, примерный план и список литературы и источников, которым необходимо воспользоваться в процессе работы. Каждой теме соответствует план и предложены рекомендации, которые необходимо выполнить для достижения наилучшего результата.
Тема №1. Мир в начале ХХ века.
План:
Модернизация и социальные реформы на рубеже веков.
Искусство и культура на рубеже веков.
После изучения данной темы студент должен уметь:
Показать на карте ведущие государства мира и их колонии в начале ХХ века.
Объяснить и применять в историческом контексте понятия: «модернизация», «индустриализация», «империализм», «урбанизация», «Антанта», «Тройственный союз».
Дать характеристику причин, содержания и значения социальных реформ начала ХХ века на примерах разных стран.
Раскрытие сущности причин неравномерности темпов развития индустриальных стран в начале ХХ века
Тема №2. Первая мировая война.
План:
Первый этап войны.
Второй этап войны.
После изучения данной темы студент должен уметь:
Дать характеристику причин, участников, основных этапов и крупнейших сражений Первой мировой войны.
Уметь систематизировать материалы о событиях на Западном и Восточном фронтах войны (в форме таблицы), раскрыть их взаимообусловленности.
Характеризовать итоги и последствий Первой мировой войны
Анализировать материал о влиянии войны на развитие общества в воюющих странах; жизни людей на фронтах и в тылу (с использованием исторических источников, мемуаров).
Тема №3. Россия на рубеже 19-20 веков.
План:
Характерные черты экономики России на рубеже 19-20 веков.
Серебряный век русской культуры.
После изучения данной темы студент должен уметь:
Объяснить, в чем заключались главные противоречия в политическом, экономическом, социальном развитии России в начале ХХ века.
Дать общие представление об императоре Николая II как о самодержце и государственном деятеле.
Систематизировать материал о развитии экономики в начале ХХ века, выявлять ее характерных черт .Систематизировать материала об основных событиях российской революции 1905—1907 годов, ее причинах, этапах, важнейших событиях (в виде хроники событий, тезисов).
Объяснять и применять в историческом контексте понятий: «кадеты», «октябристы», «социал-демократы», «Совет», «Государственная дума», «конституционная монархия».
Сравнивать позиции политических партий, созданных и действовавших во время революции, их оценивать (на основе работы с документами).
Тема №4 Политические программы и реформы в России начала ХХ века.
Революция 1905-1907гг в России.
Россия в период Столыпинских реформ.
После изучения данной темы студент должен уметь:
Раскрыть причины, особенности и последствия национальных движений в ходе революции.
Систематизировать представление о событиях революции 1905—1907 годов в своем регионе. Оценивать итоги революции 1905—1907 годов
Раскрыть основные положения и итоги осуществления политической программы .А.Столыпина, его аграрной реформы.
Объяснить и примеять в историческом контексте понятия: «отруб», хутор», «переселенческая политика», «третьеиюньская монархия»
Давать характеристику достижениям российской культуры начала ХХ века: творчеству выдающихся деятелей науки и культуры (в форме портретных характеристик).
Объяснять применение в историческом контексте понятий: «модернизм», «символизм», «декадентство», «авангард», «кубизм», абстракционизм, «футуризм», «акмеизм». Тема №5. Революционные события в России первой четверти ХХ века.
План:
Февральская революция в России.
Октябрьская революция в России и ее последствия.
После изучения данной темы студент должен уметь:
Давать характеристику причин и сущности революционных событий февраля 1917 года.
Давать оценку деятельности Временного правительства, Петроградского Совета.
Характеризовать позиции основных политических партий и их лидеров в период весны—осени 1917 года
Характеризовать причины и сущность событий октября1917 года, сопоставлять различные оценки этих событий, высказывания и аргументировать свою точки зрения (в ходе диспута).
Объяснять причины прихода большевиков к власти.
Систематизировать материал о создании Советского государства, первых преобразованиях (в форме конспекта, таблицы).
Объяснять и применять в историческом контексте понятия: «декрет», «национализация», «рабочий контроль», «Учредительное собрание». Характеристика обстоятельств и последствий заключения Брестского мира.
Принимать участие в обсуждении роли В.И.Ленина в истории ХХ века .Тема №6. Гражданская война в России.
Причины, этапы, силы Гражданской войны.
Интервенция.
После изучения данной темы студент должен уметь:
Перечислить основные причины гражданской войны. Знать имена основных участников гражданской войны и их цели.
Давать характеристику причин Гражданской войны и интервенции, целей, участников и тактики белого и красного движения.
Проводить поиск информации о событиях Гражданской войны и Интервенции в родном крае, городе,
Сравнивать политику «военного коммунизма» и нэпа, выявлять их общие черт и различия.
Тема №7. Мир после первой мировой войны.
План:
Версальско-Вашингтонская система
Революционный подъем в Европе.
После изучения данной темы студент должен уметь:
Объяснять и применять в историческом контексте понятия: «Версальско-Вашингтонская система», «Лига Наций», «репарации», «новый курс», «Народный фронт».
Систематизировать материал о революционных событиях 1918 —начала 1920-х годов в Европе (причин, участников, ключевых событий, итогов революций).
Назвать военные, экономические и политические итоги Первой мировой войны.
Характеризовать вопросы, которые рассматривались на Парижской мирной конференции.
Перечислите основные условия Версальского мира.
Анализировать вопросы, решаемые на Парижской и Вашингтонской конференциях.
Тема №8. Успехи и проблемы экономического развития стран Европы и США
Стабилизация в 1920-х годах.
Великая депрессия.
После изучения данной темы студент должен уметь:
Дать характеристику успехов и проблем экономического развития стран Европы и США в 1920-е годы.
Раскрыть причины мирового экономического кризиса 1929—1933 годов и его последствий.
Объяснить сущности, причин успеха и противоречий «нового курса» президента США Ф.РузвельтаОбъяснение и применение в историческом контексте понятий: «мировой экономический кризис», «тоталитаризм», «авторитаризм».
Тема №9. Международные отношения 20-30 годы.
План:
Страны Азии в межвоенный период.
Фашизм.
После изучения данной темы студент должен уметь:
Давать характеристику опыту и итогам реформ и революций как путей модернизации в странах Азии.
Раскрывать особенности освободительного движения 1920—1930-х годов в Китае и Индии.
Высказывать суждения о роли лидеров в освободительном движении и модернизации стран Азии.
Высказывать суждения о причинах и особенностях японской экспансии.
Давать характеристику основных этапов и тенденций развития международных отношений в 1920—1930-е годы.
Объяснить причины возникновения и распространения фашизма в Италии и нацизма в Германии. Систематизировать материалы о гражданской войне в Испании, высказывание оценки ее последствий.
Тема №10. Советское государство и общество в 20-30е годы.
План:
Образование СССР
Новая экономическая политика.
После изучения данной темы студент должен уметь:
Сравнивать основные варианты объединения советских республик, их оценка, анализ положений Конституции СССР (1924 года),
Комментировать значение образования СССР.
Раскрыть сущности, основного содержания и результатов внутрипартийной борьбы в 1920—1930-е годы .Дать представление характеристики и оценки политических процессов 1930-х годов.
Давать характеристику целям, задачам и средствам Новой экономической политике.
Давать оценку роли Советского государства в проведении НЭП.
Тема №11. Экономическое развитие СССР в 20-30 годы.
Индустриализация и коллективизация в СССР
Советская культура.
После изучения данной темы студент должен уметь:
Выделять экономические и политические причины проведения политики индустриализации, коллективизации.
Сравнивать задача, методы индустриализации в СССР индустриализации в западных странах.
Называть основные источники финансирования политики индустриализации в СССР.
Различать экономические и политически итоги индустриализации.
Анализировать методы проведения коллективизации.
Давать анализ главных задач культурной революции в СССР.
Перечислять достижения в сфере образования.
Перечислить две противоречивые тенденции, которые проявлялись в развитии науки.
Называть имена выдающихся деятелей советской науки и культуры этого периода.
Тема №12. Вторая мировая война.
План:
Мир накануне войны.
Характеристика итогов Второй мировой.
После изучения данной темы студент должен уметь:
Дать характеристику причин кризиса Версальско-Вашингтонской системы и начала Второй мировой войны.
Оценивать Мюнхенское соглашение и советско-германские договоры 1939 года
Давать. характеристику роли отдельных фронтов в общем ходе Второй мировой войны.
Объяснять и применять в историческом контексте понятий: «странная война», «план “Барбаросса”», «план “Ост”», «новый порядок», «коллаборационизм», «геноцид», «холокост», «антигитлеровская коалиция». Раскрыть значения создания антигитлеровской коалиции и роли дипломатии в годы войны.
Систематизировать материал о крупнейших военных операциях Второй мировой войны.
Высказывание собственного суждения о причинах коллаборационизма в разных странах в годы войны.
Характеризовать итоги Второй мировой войны.
Тема №13 Великая Отечественная война.
Начальный период и наступление Красной Армии.
«Все для фронта, все для победы!»
После изучения данной темы студент должен уметь:
Давать объяснение и применение в историческом контексте понятий: «ленд-лиз», «коренной перелом», «движение Сопротивления», «партизаны».
Использовать биографические справки, очерки об участниках войны: полководцах, солдатах, тружениках тыла.
Давать характеристику значения битвы под Москвой.
Систематизировать материалы о крупнейших военных операциях Великой Отечественной войн: их масштабах, итогах и роли в общем ходе войн (в виде синхронистических и тематических таблиц, тезисов и др.).
Показать особенности развития экономики в главных воюющих государствах, объяснение причин успехов советской экономики.
Уметь рассказывать о положении людей на фронтах и в тылу.
Давать характеристику жизни людей в годы войны с привлечением информации исторических источников (в том числе музейных материалов, воспоминаний и т. д.)
Тема №14. Мир во второй половине ХХ века.
План:
Послевоенное устройство мира.
Страны Восточной Европы.
После изучения данной темы студент должен уметь:
Представлять с использованием карты характеристики важнейших изменений, произошедших в мире после Второй мировой войны.
Раскрывать причин и последствий укрепления статуса СССР как великой державы.
Характеристика причин создания и основ деятельности ООН. Объяснение причин формирования двух военно-политических блоков.
Давать характеристику этапов научно-технического прогресса во второй половине ХХ — начале ХХI века, сущности научно-технической и информационной революций, их социальных последствий.
Раскрывать сущности наиболее значительных изменений в структуре общества во второй половине ХХ — начале XXI века, причин и последствий этих изменений (на примере отдельных стран).
Представлять обзор политической истории США во второй половине ХХ — начале XXI века.
Высказывать суждения о том, в чем выражается, чем объясняется лидерство США в современном мире и каковы его последствия.
Раскрывать предпосылки, достижений и проблем европейской интеграции Объяснять сущности «холодной войны», ее влияния на историю второй половины ХХ века.
Давать характеристику основных периодов и тенденций развития международных отношений в 1945 году — начале XXI века. Рассказ с использованием карты о международных кризисах 1940—1960-х годов. Объясненять и примененять в историческом контексте понятий: «биполярный мир», «холодная война», «железный занавес», «НАТО», «СЭВ», «ОВД», «международные кризисы», «разрядка международной напряженности», «новое политическое мышление», «региональная интеграция», «глобализация». Тема №15. Крушение колониальной системы.
Страны Азии и Африки в межвоенный период.
Коммунистические режимы в Азии.
После изучения данной темы студент должен уметь:
Характеристика основных этапов в истории восточноевропейских стран второй половины XX — начала XXI века.
Характеристика этапов освобождения стран Азии и Африки от колониальной и полуколониальной зависимости, раскрытие особенностей развития этих стран во второй половине ХХ — начале ХХI века.
Давать характеристику этапов развития стран Азии и Африки после их освобождения от колониальной и полуколониальной зависимости.
Объяснять и примененять в историческом контексте понятий: «страны социалистической ориентации», «неоколониализм», «новые индустриальные страны», «традиционализм», «фундаментализм»
Тема №16. Апогей и кризис Советской системы.
План:
СССР в послевоенные годы1945-1953
СССР в период оттепели.
После изучения данной темы студент должен уметь:
Систематизировать материал о развитии СССР в первые послевоенные годы, основные задачи и мероприятиях внутренней и внешней политики.
Давать характеристику процессу возрождения различных сторон жизни советского общества в послевоенные годы.
Проводить поиска информации о жизни людей в послевоенные годы (с привлечением мемуарной, художественной литературы).Участие в подготовке презентации «Родной край (город) в первые послевоенные годы»
Давать характеристику перемен в общественно-политической жизни СССР, новых подходов к решению хозяйственных и социальных проблем, реформ.
Проводить обзора достижений советской науки и техники во второй половине 1950 — первой половине 1960-х годов (с использованием научно-популярной и справочной литературы), раскрытие их международного значения.
Тема №17. Советское государство и общество в условиях перестройки.
СССР в годы перестройки.
Развитие Советской культуры.
После изучения данной темы студент должен уметь:
Систематизировать материал о тенденциях и результатах экономического и социального развития СССР в 1965 — начале 1980-х годов
Объясненять, в чем проявлялись противоречия в развитии науки и техники, художественной культуры в рассматриваемый период.
Проводить поиск информации о повседневной жизни, интересах советских людей в 1960 — середине 1980-х годов (в том числе путем опроса родственников, людей старших поколений).
Давать оценку государственной деятельности Л.И.Брежнева.
Давать характеристику причин и предпосылок перестройки в СССР.
Объяснять и применять в историческом контексте понятий: «перестройка», «гласность», «плюрализм», «парад суверенитетов». Проведение поиска информации об изменениях в сфере экономики и общественной жизни в годы перестройки.
Составлять политический портрет М.С.Горбачева (с привлечением дополнительной литературы).
Обсуждать вопросы о характере и последствиях перестройки, причинах кризиса советской системы и распада СССР, высказывать и аргументировать свое мнение.
Давать характеристику особенностей развития советской науки в разные периоды второй половины ХХ века.
Тема №18. Российская Федерация на рубеже ХХ-ХХI века.
План:
Трудности переходного периода.
Военно-политический кризис в Чечне.
После изучения данной темы студент должен уметь:
Дать объяснение, в чем заключались трудности перехода к рыночной экономике, с привлечением свидетельств современников.
Дать характеристику темпов, масштабов, характера и социально-экономических последствий приватизации в России.
Сравнивать Конституции России 1993 года с Конституцией СССР 1977 года по самостоятельно сформулированным вопросам.
Объяснять причины военно-политического кризиса в Чечне и способов его разрешения в середине 1990-х годов.
Тема №19 Укрепление государственности.
Реформы 90-х годов.
Место и роль России в современном мире.
После изучения данной темы студент должен уметь:
Давать оценку итогам развития РФ в 1990-е годы.
Систематизировать основных направления реформаторской деятельности руководства РФ в начале ХХI века.
Рассказать о государственных символах России в контексте формирования нового образа страны.
Давать представление о краткой характеристики основных политических партий современной России, указание их лидеров. Указание глобальных проблем и вызовов, с которыми столкнулась России в ХХI веке.
Характеризовать ключевые события политической истории со-временной России в XXI веке.
Систематизировать материалы печати и телевидения об актуальных проблемах и событиях в жизни современного российского общества, представление их в виде обзоров, рефератов.
Проводить обзор текущей информации телевидения и прессы о внешнеполитической деятельности руководителей страны. Характеристика места и роли России в современном мире
Рекомендуемая литература.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. об-разования. — М., 2014.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учрежде-ний сред. проф. образования. — М., 2015.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013.
Гаджиев К. С., Закаурцева Т. А., Родригес А. М., Пономарев М. В. Новейшая история стран Европы и Америки. XX век: в 3 ч. Ч. 2. 1945—2000. — М., 2010.
Горелов А.А. История мировой культуры. — М., 2011.
Загладин Н.В., Петров Ю.А. История (базовый уровень). 11 класс. — М., 2015. Санин Г.А. Крым. Страницы истории. — М., 2015.
Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История (базовый уровень). 10 класс. — М., 2015.
www.gumer.info (Библиотека Гумер).
www. hist. msu. ru/ER/Etext/PICT/feudal. htm (Библиотека Исторического факультета МГУ).
www.bibliotekar.ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной лите-ратуры по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
https://ru.wikisource.org (Викитека: свободная библиотека). www.wco.ru/icons (Виртуальный каталог икон).
www.militera.lib.ru (Военная литература: собрание текстов).
www.world-war2.chat.ru (Вторая Мировая война в русском Интернете). www.kulichki.com/~gumilev/HE1 (Древний Восток).
old-rus-maps.ru (Европейские гравированные географические чертежи и карты Рос-сии, изданные в XVI—XVIII столетиях).
www.biograf-book.narod.ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР). www.magister.msk.ru/library/library.htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электрон-ные издания произведений и биографических и критических материалов).www.intellect-video.com/russian-history (История России и СССР: онлайн видео). www.historicus.ru (Историк: общественно-политический журнал).
www.history.tom.ru (История России от князей до Президента). www.statehistory.ru (История государства).
www.kulichki.com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах Российской империи).
www.raremaps.ru (Коллекция старинных карт Российской империи).
www.old-maps.narod.ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России). www.mifologia.chat.ru (Мифология народов мира).
www.krugosvet.ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»).
www.liber.rsuh.ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»). www.august-1914.ru (Первая мировая война: интернет-проект).
www.9may.ru (Проект-акция: «Наша Победа. День за днем»). www.temples.ru (Проект «Храмы России»).www.radzivil.chat.ru (Радзивилловская летопись с иллюстрациями).
www.borodulincollection.com/index.html (Раритеты фотохроники СССР: 1917—1991 гг. —коллекция Льва Бородулина).
www.rusrevolution.info (Революция и Гражданская война: интернет-проект). www.rodina.rg.ru (Родина: российский исторический иллюстрированный журнал). www.all-photo.ru/empire/index.ru.html (Российская империя в фотографиях). www.fershal.narod.ru (Российский мемуарий).
www.avorhist.ru (Русь Древняя и удельная).
www.memoirs.ru (Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях).www.scepsis.ru/library/history/page1 (Скепсис: научно-просветительский журнал). www. arhivtime. ru (Следы времени: интернет-архив старинных фотографий, открыток,документов).
www.sovmusic.ru (Советская музыка).
www.infoliolib.info (Университетская электронная библиотека Infolio).
www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова).
www.library.spbu.ru (Научная библиотека им. М.Горького СПбГУ). www.ec-dejavu.ru (Энциклопедия культур Dеjа Vu).