Особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью


Особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.  При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте     учитывалась зона актуального развития, так как   формирование ценности здоровья и здорового образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни школы, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.                Задачи:
 - сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  - научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
    - научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;              
   - сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
    - сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
       - дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
     - дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
       - обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
        - сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
        - сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
       - сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
- коррекция здоровья учащихся и их функциональных состояний;
- формирование умений познавать себя и использовать знания для саморазвития, самореализация, самовыражения.
УСЛОВИЯ
помещения актовый зал, физкультурный зал, оснащенный необходимым игровым и спортивным оборудованием, туалеты, кабинет психологической разгрузки; самостоятельные блоки каждого класса: учебное помещение, игровая зона, раздевалка и туалетная комната; кабинеты иностранного языка и информатики
помещения питания кухня
организация качественного горячего питания учащихся 3-разовое по нормам СанПинаоснащенность кабинетов Мебель (парты, доски, шкафы, стеллажи и др. – нормы СанПина), проекторы.
компьютерные классы
Пришкольная территория специально оборудованные площадки для спортивных занятий и игр огражденная территория для прогулок
помещение для медперсонала медкабинет, массажный кабинет
С целью сохранения психического и физического здоровья учащихся используются способы рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся:
- соблюдение гигиенических норм и требований к составлению расписания учебной и внеучебной нагрузки
- контроль за соблюдением СанПиН по организации самостоятельной домашней работы;
- соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
- составление индивидуальных учебных планов для детей с ограниченными возможностями здоровья (обучение на дому);
- в каждом классе начальной школы соблюдается питьевой режим.
- рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования:
уроки физической культуры, согласно учебному плану (2 и 3 раза в неделю);
дополнительный двигательный час во 2 половине дня (ГПД);
занятия по БОССЛАБ ;хореография;
Организуются ежедневные прогулки для учащихся в ГПД – одна прогулка во второй половине дня.
- организация физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.
Ожидается, что в результате освоения программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни выпускники начальной школы будут
знать:
– знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;
– знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;
– знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;
– знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;
– знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.;
– отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;
– понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.
уметь
– соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;
– подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).
- правила дорожного движения;
- правила безопасного поведения в ситуациях, которые могут привести с возникновению опасной ситуации;
- правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях
- умения по оказанию первой медицинской помощи при порезах, ожогах, укусах насекомых, кровотечении из носа, попадании  инородного тела в глаз, ухо или нос, при отравлении  пищевыми продуктами.
У учащихся будут сформированы индивидуальные навыки здорового образа жизни
Нормативная база
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ В ЧАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ
 Приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в отношении образования и детства.
Национальная стратегия действий в интересах детей
на 2012-2017 годы и государственная программа развития образования на 2013 – 2020 годы».
Отдых, оздоровление детей и здоровый образ жизни. Развитие политики формирования здорового образа жизни детей и подростков
Формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей
Формирование культуры здорового питания детей и подростков, обеспечение качества и режима питания как залога здоровья ребенка.