Создание игровой зоны по мотивам башкирских народных сказок


Создание игровой зоны по мотивам башкирских народных сказок
Шарафутдинова Р.К.,
учитель башкирского языка и
литературы МБОУ Школа № 22
ГО г. Уфа РБ
В основе художественного решения площадки - идея создания тотальной игровой среды: все элементы игровой зоны (от росписей стен, оформления пола и изготовления штор до дизайна игровых объектов) выполнены в едином ключе и связаны с сюжетом башкирских сказок. Игровая площадка построена как путешествие по башкирским народным сказкам. Оно начинается у волшебного дерева, рядом с которым находится курай. Он соединен с другим кураем на противоположном конце площадки не проводом, а трубой, в которую нужно крикнуть погромче, чтобы тебя слышал друг, ожидающий тебя.
Площадка моделирует четыре типа ландшафта. Повторяя маршрут путешествия по сказкам, дети последовательно преодолевают лес, степные просторы, горы. Как и в башкирских сказках, по ходу путешествия у них появляются помощники: качели «Леший» помогают пройти через лес, а большой мягкий дракон - переправиться через горы. Чтобы добраться до конечной цели путешествия, нужно залезть на «Диван-Гору» и скатиться по нему вниз, и, наконец, оказавшись внизу, собрать пазл, рассказывающий о приключениях Батыра и других героев сказок.
Такая литературная игра открывает детям увлекательный мир чтения, наглядно демонстрируя, что путешествие по книге вполне может сравниться с захватывающим приключением. Подобная игровая площадка также идеальное место и для проведения  обычных школьных уроков башкирского языка, и для инновационных, специально разработанных занятий. Данная площадка будет решать не только задачи общего развития и образования. Это еще опыт создания игровой среды, спроектированной с учетом потребностей детей республики.
Большинство объектов- деталей площадки будут выполнены из различных материалов, в конструкциюнапример дивана «Гора» будут включены подушки с различными наполнителями (камешками, фасолью. бобами), что позволяет развивать тактильное восприятие. Труба-телефон и говорящий леший задействуют слуховые ощущения.
Освоение игрового пространства также предполагает разнообразную вестибулярную и кинестетическую стимуляцию. Кроме этого, объекты на площадке дают ребенку возможность почувствовать результат своего действия или движения, что чрезвычайно важно для детей со множественными нарушениями, например, при нажатии на хвост дракона срабатывает скрытый внутри насос, и дракон свистит, выдувая струю воздуха.