Образовательная программа ИнОП (инновационной образовательной практики) Семь чудес пермского края

Образовательная программа
инновационной образовательной практики (ИнОП)

Зырянова Ольга Валентиновна, учитель истории и обществознания Муниципального общеобразовательного учреждения «Орлинская средняя общеобразовательная школа» Усольского района Пермского края.
Межпредметный краткосрочный курс «Семь чудес Пермского края».
Направление работы, в рамках которого реализуется программа: внеурочная исследовательская деятельность учащихся.
Категория учащихся, для которой предназначена данная программа: учащиеся 5-6 классов.

Количество часов: 13 часов.
из них количество часов на аудиторную (установочное занятие): 2 часа;
практическую (итоговая конференция по защите учебных исследовательских работ): 2 часа;
практическую ( консультации ): 2 часа;
самостоятельную работу учащихся: 7 часов.
Наличие программы в УП школы / в плане внеурочной деятельности.
Организационные условия реализации программы:
время проведения в течение года: 3 четверть 2011-2012 учебного года.
режим проведения: во внеурочное время.
место реализации программы: п. Орел Усольского района Пермского края.
Ожидаемые результаты реализации программы (в форме таблицы):
наименование ожидаемого (метапредметного/личностного) результата реализации программы;
расшифровка ожидаемого результата в форме перечня УУД;
показатели сформированности ожидаемого результата.

Результат
УУД
Критерии и показатели результативности программы

1.Умение осуществлять проблемный анализ и отбор информации;














2.Способность нестандартного видения ситуации;




3.Способность планировать свою деятельность;









4.Способность продуцировать вопросы.





5.Способность работать в группе.


1.Планирование информационного поиска.









2.Обработка информации.





1.Идентификация проблемы.





1.Целеполагание и планирование деятельности.









1.Продуктивная групповая коммуникация.









1.Диалог.
Учащийся:
1.Указывает какая информация требуется для решения поставленной задачи.
2. Пользуется карточным и электронным каталогом, поисковыми системами Интернет.


1.Излагает полученную информацию в контексте решаемой задачи.
2.Делает вывод на основе полученной информации.

1.Объясняет, с какой позиции приступает к разрешению проблемы, сформулированной учителем.


1.Ставит цель, адекватную заданной проблеме.
2.Ставит задачи, адекватные заданной цели.
3.Определяет и выстраивает в хронологической последовательности шаги по достижению цели.



Ученики:
1.Задают вопросы на уточнение и понимание идей друг друга.

2. Сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга.


Учащийся:
1.Начинает и заканчивает разговор в соответствии с нормами.
2.Отвечает на вопросы и задает вопросы в соответствии с целью и форматом диалога.
3.Высказывает мнение и запрашивает мнение партнера в рамках диалога.



Объекты оценивания и критерии их оценки (критерии оценки деятельности учащихся).
Объектами оценивания являются:
Электронные презентации, выполненные учащимися и их защита на конференции.
Критерием оценивания служит специфическая шкала оценки.
2. Уровень сформированности следующих компетентностей:
1.Групповая коммуникация.
Критериии оценивания:
1.Зафиксирована роль каждого ученика.
2. Взаимодействие членов группы, договорившихся о процедуре.
3. Взаимооценка деятельности друг друга.

2.Компетентность разрешения проблем (идентификация проблемы, целеполагание и планирование деятельности)
Критерии оценивания:
Составлен план работы.
Формулирует детальное представление об ожидаемом продукте.
Оценивает продукт и процесс собственной деятельности.

3.Информационная компетентность (аспект – планирование информационного поиска).

Критерии оценивания:

1. Указывает какая информация требуется для решения поставленной задачи.
2. Пользуется карточным и электронным каталогом, поисковыми системами Интернет.

План реализации программы:
Описание замысла программы;
ИД может рассматриваться и как цель, и как средство образовательной деятельности. Данная программа внеурочной исследовательской деятельности ориентирована, главным образом, на первый вариант.
ИД как цель подразумевает освоение элементов исследовательской деятельности. В нашем случае это: умение осуществлять проблемный анализ и отбор информации, способность нестандартного видения ситуации, способность планировать свою деятельность, способность продуцировать вопросы, способность работать в группе.

Форма исследовательская деятельности: групповой исследовательский проект. В 2010- 2011 учебном году учащиеся 4-5 классов (в этом году-5-6) стали участниками группового исследовательского проекта «Семь чудес света», в ходе реализации которого познакомились с уникальными архитектурными памятниками древности, средневековья и нового времени. Данная программа предполагает разработку и реализацию исследовательского проекта «Семь чудес Пермского края», направленного на самостоятельный поиск и изучение, а также пропаганду местных, региональных памятников истории, природы и архитектуры. Благодаря этому, данная деятельность будет способствовать воспитанию чувства гордости и патриотизма в детях.
Тип проекта «Семь чудес Пермского края»:

Информационно - прикладной (по способу деятельности): информационный – т.к. направлен на изучение уникальных памятников истории, природы и архитектуры Пермского края.
Прикладной – т.к. результатом проектной деятельностьи станет путеводитель «Семь чудес Пермского края».
Межпредметный: применяются знания по таким предметам как история, география, ИЗО.
Внутришкольный: предусматривает контакт между учащимися 5 и 6 классов МОУ «Орлинская СОШ».
Коллективный: в проекте участвуют ученики двух классов.
Среднесрочный: выполняется в течение 3-х месяцев и во внеурочное время.

Содержание программы (в форме таблицы):





Название раздела

Часы
Способы деятельности
педагога и учащихся
Объект оценивания

1.
Установочное занятие.
2
Обсуждение замысла группового ученического проекта.
Групповая коммуникация,
компетентность разрешения проблем.

2.
Консультации по выбору тем индивидуальных ученических исследовательских работ.
2
Учащийся под руководством педагога планирует характеристики продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки ( требования к ученической исследовательской работе).
Информационная компетентность, аспект – планирование информационного поиска.

3.
Поиск информации, подготовка плана индивидуальных сообщений.
6
Самостоятельная работа учащихся.
Корректировка плана со стороны педагога.
компетентность разрешения проблем.

4.
Подготовка сообщений по выбранной теме. Оформление письменной работы.
5
Самостоятельная работа учащихся.
Корректировка письменной работы со стороны педагога.
Письменная коммуникация.

5.
Создание электронной презентации «Семь чудес пермского края».
3
Совместная работа учащихся и руководителя проекта.
Письменная коммуникация.
Групповая коммуникация.

6.
Подготовка и проведение конференции по защите исследовательских работ в форме виртуальной экскурсии «Семь чудес Пермского края».
3
Работа в режиме конференции: публичное выступление учащихся;
вопросы на уточнение и развитие темы; защита и аргументация собственной точки зрения;
взаимооценивание друг друга.
Коммуникативная компетентность.

7.
Круглый стол «Наши успехи и планы на будущее».
1
Рефлексия со стороны учащихся: самооценка.
Взаимооценка.
Продуцирование идей.
Коммуникативная компетентность, компетентность разрешения проблем, аспект – оценка продукта деятельности.






15